Слайд 1Инновационный проект
Кейс-метод
на уроках русского языка
и литературы как средство формирования
у обучающихся ключевых образовательных компетенций
Слайд 2Создатель проекта
Залогина Оксана Валерьевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Макеевская средняя общеобразовательная
школа»
Рыльского района Курской области
Вторая квалификационная категория
Слайд 3Актуальность проекта
Достижение нового качества образования в условиях введения
ФГОС ООО невозможно без внедрения в его систему новых форм и способов ведения образовательной деятельности, оптимизации познавательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.
Слайд 4Формирующиеся компетенции
социальная;
коммуникативная;
информационная;
нравственная;
познавательная;
культуроведческая.
Слайд 5Гипотеза
Применение кейс-метода на уроках русского языка и литературы будет способствовать формированию
у обучающихся ключевых образовательных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС.
Слайд 6Цель проекта
Моделирование системы работы учителя-словесника при использовании кейс–технологий для
формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Слайд 7Задачи проекта
развитие навыков анализа и критического мышления у обучающихся;
соединение теории и
практики;
представление примеров принимаемых решений;
демонстрация различных позиций и точек зрения;
формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Слайд 8Выявленные противоречия
Традиционная педагогика – передача ЗУН.
Отсутствие мотивации к учению.
Единые требования педагогов.
Современные
требования – воспитание и развитие качеств личности.
Стандарты предъявляют высокие требования.
Личность стремится к саморазвитию.
Слайд 9Описание проекта
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского «саsе» -
случай, ситуация), - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
Слайд 10Описание проекта
Кейсовая технология – это обучение действием. Овладение ключевыми компетенциями образования
становится результатом активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий в предложенных ситуациях. Данная технология впервые была применена в Гарвардской бизнес-школе. (1924г.) Одним из ведущих специалистов в области кейс-технологий в России является В.Д.Киселёв.
Слайд 11Разновидности кейс-технологий
Метод ситуационного анализа.
Метод инцидента.
Метод ситуационно ролевых игр.
Метод разбора деловой корреспонденции.
Игровое
проектирование.
Метод дискуссии.
Слайд 13Практическое применение кейс-метода
Изучение сказа П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». (5
класс). После моего слова о писателе, краткой характеристики его деятельности, после работы над содержанием обучающиеся, разделённые на две группы, должны предположить, как поступит Степан: промолчит или сдержит своё слово с обязательной аргументацией своего выбора. После ответов учеников вторая группа разыграла эпизод «Степан и приказчик». Мы сравнили авторский вариант и решения детей.
Слайд 15При изучении рассказа «Цифры» И.А. Бунина, 7 класс
Основой обсуждения является поступок
главных героев, которые, имея очень чуткую натуру, тем не менее, поддаются негативному порыву и вступают в конфликт.
Содержание кейса:
Тема урока: Воспитание детей в семье. Герои рассказа «Цифры»: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Проблема: Возможно ли было избежать конфликт?
Вопросы:
В чём причина конфликта?
Кто виновен в возникновении конфликта?
Как ведут себя участники конфликта?
Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Как вы из них выходили?
Какие советы психологов помогли бы избежать конфликта?
Представление результата: Каждая группа разыгрывает свой вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.
Слайд 18Метод разбора деловой корреспонденции
На уроке по закреплению темы «Склонение имён
числительных» каждому ученику предлагаю несколько кейсов со статьями, которые содержат имена числительные. Необходимо отредактировать тексты, записав числовое выражение словами. Например, «…хлеборобы собрали около 196 центнеров зерна…».
Слайд 20Мусорная корзина
При реализации этого метода участникам игры мной предлагается к рассмотрению
набор кейсов с отдельными строками из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов. Необходимо составить из разрезанных частей правила, тематические тексты. При изучении пословиц я предлагаю раздаточный материал в виде разрозненных частей, из которых необходимо составить законченное по смыслу высказывание.
Слайд 25Результативность проекта
достижение обучающимися учебных, личностных результатов;
формирование ключевых образовательных компетенций;
- участие
детей во внеклассной работе, школьных мероприятиях, олимпиадах;
повышение уровня положительной мотивации и интереса к учению;
рост уровня обученности и качественной успеваемости обучающихся.
Слайд 26Инновационные технологии – путь к успеху