Слайд 1
Система оценивания деятельности учащихся на уроках с использованием методики критического мышления.
Кургушова
З.В.
учитель первого уровня,
русского языка и литературы
КГУ " Гимназия №15" г. Алматы.
Слайд 2
Какова должна быть система оценивания?
Системы оценивания, существующие
в мире, вовсе
не совершенны и в корне отличаются друг от друга.
Традиционна пятибальная система оценивания.
При оценивании работы учащихся необходимо выработать критерии оценивания на каждом этапе урока, дескрипторы, за что мы ставим ту или иную оценку и почему.
Слайд 3
Как использовать стратегии критического мышления наиболее продуктивно на уроках, учитывая специфику
предмета?
Не подлежит сомнению, что критическое мышление развивает ряд умений у учащихся, необходимых как для учебы, так и для жизни.
Слайд 5
Вашему вниманию предлагаются критерии оценивания деятельности учащихся в
баллах с последующим их переводом в шкалу оценок. Существует множество приемов критического мышления, которые мы можем использовать в своей практике на уроках. Я хотела бы поделиться своими наработками с использованием приемов критического мышления:
" Верно и неверно", " Кластер", " Диаграмма Венна", "Инсерт" .
Слайд 7
Так при проведении урока русского языка в 5 классе: " Однокоренные
слова и формы слова"
на первом этапе урока - вызова, чтобы пробудить ученика к активной работе, вызвать интерес к
теме урока, актуализировать имеющиеся знания, можно применить стратегии критического мышления
"Кластер" или "Верные и неверные утверждения".
Слайд 8
Вызов. Стратегия " Кластер"
Слайд 9
1. Вызов. Стратегия КМ
«Верные и неверные утверждения":
1.Корень у
всех слов один?
2.Все эти слова однокоренные?
3.Все эти слова формы одного и того
же слова?
Слайд 10
Оценивание умения учащихся
по стратегии КМ
"Верные и неверные утверждения":
1.Умение работать с
информацией-1б.
2.Умение анализировать- 1 б.
3. Умение исключать лишнее - 1 б.
4. Умение обобщать -1б.
Слайд 11
Урок русского языка в 6 классе: " Лексика и фразеология"
Задание № 1" "Верные и неверные утверждения":
1.Омонимы-- слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно
разные по лексическому значению
2.Синонимы- слова одной части речи, противоположные по лексическому
значению
3. Диалектные слова, слова, которые употребляют люди той или иной местности.
4.Неологизмы-- слова, вышедшие из активного, повседневного употребления.
5.Профессионализмы -слова, которые употребляют люди той или иной профессии
, специальности.
6.Паронимы -однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению
или частично совпадающие в своем
значении.
7. Архаизмы- новые слова, возникающие в языке.
8. Антонимы- слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значе
нию.
9.Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов.
10.Заиствованные слова -слова, пришедшие из других языков
11.Историзмы-слова в русском языке, вышедшие из употребления.
12.Многозначные слова- слова, имеющие одно значение
Слайд 12
ІІ этап урока: этап осмысления.
Отслеживание информации, чтобы
соотнести старые знания
с новыми,
получить новые знания, осмыслить и использовать имеющиеся, можно использовать стратегии КМ " Инсерт":
V я это знал...
-- вызывает у меня сомнение..
+ новое для меня
? что-то неясно (например при работе
над параграфом учебника)...
Слайд 13
Оценивание умения учащихся работать с информацией, маркировки текста ("Инсерт")
1.Умение
отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации -1б.
2.Соотносить новую информацию с имеющимися представлениями -1б
3.Умение ставить вопрос - умение быть внимательными и отмечать непонятное - 1б.
Слайд 14
Стратегию КМ " Диаграмма Венна"
также можно использовать на втором
Слайд 15
Оценивание работы учащихся
при составлении диаграммы Венна
Слайд 17
Стратегия КМ "Синквейн"
1.Значение.
2.Лексическое , одинаковое.
3.Различаются, получается.
4. Лексическое значение
одинако-
вое, а окончание разное.
5.Форма слова.
Слайд 18При системе оценивания также важно
самооценивание (внутренняя оценочная инстанция) и взаимооценивание
(адекватное оценивание
себя и других).
Критерии оценивания устного ответа: ( 2 балла за каждый правильный ответ).
1.Умение четко и логично излагать материал.
2.Глубина содержания выступления.
3.Манера изложения.
4.Умение отвечать на вопросы.
каждый выступающий выставляет себе самооценку.
Слайд 19
Оценивание умения учащихся работать по
стратегии КМ "Синквейн"
(прием синтезирования, резюмирования
информации)
Умение ученика
выразить к теме личное
отношение -1б.
2. Умение ученика дать новую интерпретацию
темы-1б.
3.Умение ученика в кратких выражениях
резюмировать учебный материал, информацию-1б.
Слайд 20
Таким образом, поэтапное оценивание предполагает
дескрипторы самооценки деятельности учащегося:
Слайд 21Какие ценности неоспоримы для учащегося?
1. Стимул для обучения.
2. Практическое применение знаний.
Ценности оценивания для учителя?
1. Корректировка знаний.
2. Принятие дальнейших решений.