Слайд 1Инновационные приемы на уроке русского языка
Автор Ткаченко Наталья Александровна, г.Геленджик,
декабрь, 2011
г.
Введение
Основная часть
Использование ИКТ
Исследовательская и проектная деятельность
Развивающее и игровое обучение
Проблемное обучение
Методика познавательного интереса
Педагогические мастерские
Заключение
Слайд 3
Актуальность данной работы вытекает из необходимости всестороннего изучения методов обучения
и воспитания личности, направленных на перспективу дальнейшего применения этих методов для качественной подготовки учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку и подготовку высококвалифицированных специалистов.
Целью данной работы является рассмотрение и применение на практике инновационных методов и приёмов в обучении русскому языку в школе.
Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
Описание теоретических аспектов инновационных процессов в современной системе образования;
Рассмотрение новых технологий в образовании и их применение на практике;
Анализ инновационных технологий в обучении русскому языку;
Составление элементов уроков русского языка с применением новых технологий обучения.
Словарная работа
Отгадайте загадки, а отгадки запишите в словарик.
Что общего в этих словарных словах?
1). Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда
Двойное «р» содержит он,
и называется .......
2) Загадка эта нелегка,
Пишусь всегда через два «к»;
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я ........
3).Во мне два «к», не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
И точный, чистый, и опрятный,
Иным же словом – ...........
(Ответы: перрон, хоккей, аккуратный. Во всех словарных словах есть удвоенная согласная, которую нужно запомнить).
Слайд 5Словарная работа. Новая форма «подачи» словарных слов.
Записываются на доске только
согласные. Путем подбора гласной, определить, что за слово, и вписать в словарик.
1)Прптств
Жжжть
Бспкйств
(препятствие, жужжать, беспокойство);
2)Слово записано, но буквы в нем «перепутаны» местами. Задача – расставить буквы в нужном порядке:
Жрасьяатс
Жусьятикр
Видзаан
(Сражаться, кружиться, издавна)
3) Из записанного слова выбрать только буквы, обозначающие звонкие согласные звуки, сохраняя гласные:
Дстифалошг
(диалог).
Слайд 6Новая тема зашифрована в сканворде, отгадайте сканворд, содержащий слова по пройденному
материалу, узнайте новую тему (в одном из столбцов по вертикали)
1) Раздел лингвистики, изучающий ударение в словах и произношение звуков.
2) Научное справочное пособие по всем отраслям знаний.
3) Наука о языке, изучающая его устройство и употребление в речи.
4) Знак препинания в виде черточки.
5)Основная мысль, требующая доказательства.
6) (Спец.) То же, что неопределенная форма глагола.
7) Значимая часть слова, служит для образования новых слов.
8) Красная строка, отступ в начале строки.
Д/З. Составить сканворд, используя толковый словарь, на лингвистическую тему.
Слайд 7Ответы на сканворд
1). Орфоэпия
2). словарь
3). лингвистика
4). дефис
5). тезис
6). инфинитив
7). суффикс
8). абзац
Зашифрованная тема: «Фонетика»
Слайд 8Игра «Найди общее»
Что общего в названиях этих предметов?
Слайд 9Работа с заимствованиями:
Многие заимствованные слова содержат в себе слово «гресс», обозначающее
по-латыни «движение». Предлагаются слайды, по ним нужно «узнать» слово:
- Движение вперед, переход на более высокую ступень развития;
- Движение назад, изменение к худшему;
- Съезд, преимущественно международный;
- Вооруженное нападение, вторжение с целью захвата чужой территории .
Ответы: Прогресс, Регресс, Конгресс, Агрессия
Придумать предложение с одним из данных слов (Например: Всемирный конгресс выступил за всеобщее разоружение и мир).
Слайд 10Лото «Синонимы»
Участникам Лото «Синонимы» раздаются карточки с четырьмя графами,
в каждую графу вписано по одному слову (всего 4 слова). Маленькие карточки со словами-синонимами перемешиваются ведущим и выдаются по одной (как в лото). Участники должны «узнать» слово-синонимичное тому, что у каждого на карточке. Побеждает тот, кто первым закроет все 4 слова маленькими карточками. Задание усложняется – со словами-синонимами нужно составлять предложения для выяснения оттенков их основного значения.
Слайд 12Лингвистические тексты для закрепления изученного
После изучения темы учащимся выдаются лингвистические тексты,
в которые нужно вписать пропущенные слова и словосочетания;
Такая форма закрепления материала позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся. Материал принимается не догматически, а путём применения эвристического метода.
Слайд 13Например:
Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
а) при помощи___________ и
____________ или союзных слов(относительных местоимений и наречий)). Такие сложные предложения называются ____________________________;
в) Только при помощи _____________(без союзов и союзных слов). Такие сложные предложения называются ________________.
Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы:
1) предложения________________ и 2) предложения ________________.
Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются ___________ союзами или союзными словами, например:
Сделано всё, чтобы я мог работать спокойно.
В сложноподчинённом предложении выделяются главное и ______________ предложения.
__________________ предложение зависит от главного, и в нём употребляется союз или союзное слово.
Слайд 14 Работа по словообразованию
«Придумай кличку»
Друг-Дружок, шар-Шарик, белый-Белка, чёрный- Черныш, снег- Снежинка, рыжий- Рыжуха
Слайд 15Диктант-самопроверка:
на экране текст с пропусками букв, учащиеся записывают текст
в тетрадь, вставляя где необходимо пропущенные знаки препинания и буквы. Если в классе имеется компьютеры по числу учеников, можно вставлять пропущенные буквы прямо в текст на компьютере. После работы с текстами – самопроверка. На экран выводится (рядом с текстом с пропусками) текст отредактированный, где вставленные буквы выделены другим цветом. Таким образом, ученики самостоятельно выполняют проверку собственных работ, что существенно экономит силы и время учителя.
Слайд 16 Мы вход.. в лес проб..ра..ся ср..ди болотных кочек и
хилого ельника мокрая тр..ва ра..ст..лается под ногами. Солнышко заж..гает блестки на листьях. На землю л..жат..ся кружевные тени. На сухом месте с..димся. Сели пр..слонившись к медному ств..лу с..сны. С поля ве..т тихий ветер. Заг..релой рукой бабушка срывает травы и ле..ко к..саясь р..стений ра..сказыва..т мне о целебных свойствах зв..робоя и под..рожника. Скр..пят кл..сты звенят с..ницы св..стит иволга.
Слайд 17Мы вход..м в лес проб..ра..ся ср..ди болотных кочек и хилого ельника
мокрая тр..ва ра..ст..лается под ногами. Солнышко заж..гает блестки на листьях. На землю л..жат..ся кружевные тени. На сухом месте с..димся. Сели пр..слонившись к медному ств..лу с..сны. С поля ве..т тихий ветер. Заг..релой рукой бабушка срывает травы и ле..ко к..саясь р..стений ра..сказыва..т мне о целебных свойствах зв..робоя и под..рожника. Скр..пят кл..сты звенят с..ницы св..стит иволга.
Мы входим в лес, пробираемся среди болотных кочек и хилого ельника, мокрая трава расстилается под ногами. Солнышко зажигает блестки на листьях. На землю ложатся кружевные тени. На сухом месте садимся. Сели, прислонившись к медному стволу сосны. С поля веет тихий ветер. Загорелой рукой бабушка срывает травы и, легко касаясь растений, рассказывает мне о целебных свойствах зверобоя и подорожника. Скрипят клесты, звенят синицы, свистит иволга.
Слайд 18
«Найди и исправь»
На экране тексты, по вариантам с ошибками (речевыми и
грамматическими). В исправленном виде записать в тетрадь
I вариант.
Задача учителя – заронить в маленькую душу зёрнышко доброты, самосознательности. Школа должна стать для ребёнка вторым домом, где они найдут доброту и внимательность их учителей.
II вариант.
В отличие от учителя – предметника, учителю начальных классов нужно знать намного больше. Он один ведёт несколько предметов, и его задача – преподать им урок, сделать его интересным. Поэтому я считаю, что в моей будущей работе трудное – это как-то мягче, более интереснее говорить с ребятами.