Слайд 1Итоговое сочинение 3
2016 – 2017 год
Составила Бражникова Е.В.
Учитель русского языка и
литературы
Слайд 2Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию
с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы
Сочинение может принести до 5 баллов при поступлении в некоторые ВУЗы
Для чего нам сочинение - итог?
Слайд 3Секреты… секреты…
Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых
тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына
Слайд 4Направления прошлого года
Время
Дом
Любовь
Путь
Год литературы
Слайд 5Направления
2016 – 2017 года
Разум и чувство
Честь и бесчестие
Победа и поражение
Опыт
и ошибки
Дружба и вражда
Слайд 6 Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой
подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления)
Слайд 7Время написания – 3 часа 55 минут
Темы сочинений станут известны выпускникам
за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет»
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне
Слайд 8Разум и чувства
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух
важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума
Слайд 9Честь и бесчестие
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором
человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности
Слайд 10Победа и поражение
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных
аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Слайд 11Опыт и ошибки
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и
практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Слайд 12Дружба и вражда
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о
путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Слайд 13Оценивание сочинения
Сочинение оценивается по пяти критериям:
соответствие теме;
аргументация, привлечение
литературного материала;
композиция; качество речи;
грамотность.
К проверке по пяти критериям оценивания, утверждённым Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным ниже требованиям:
Слайд 14Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
Если в сочинении менее 250 слов
(в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания)
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение (изложение) выполняется самостоятельно.
Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника.
Слайд 16Структура итогового сочинения
Вступление – 10-15%
Тезис
1-ый аргумент 75%
2-ой аргумент
Вывод
– 5-10%
Слайд 17Использованные источники
http://www.fipi.ru/
http://www.rustest.ru/