Слайд 1
Тема урока
Синтаксис.СловосочетаниеСпособы связи слов в словосочетании.
Автор:Учитель русского языка общей средней школы
имени Жамбыла Г.М .Асанова
Слайд 2Блиц-встреча
Давай познакомимся!
Имя прилагательное + имя
Гумманная Гулжан....
Ваша главное слово:
Слайд 3Вопрос
интерпретация
Ромашка Блума
Цель метода: отвечая на такие вопросы расшифровать тему.
1. 2.
3.4.5. 6. .7.8. 9. 10. 11. 12. 13.14.
Сказуемое
Уточняющий
вопрос
Оценочный
вопрос
Творческий
вопрос
Вопрос
интерпретация
Практический
вопрос
?
Вопрос
интерпретация
Простой
вопрос
Уточняющий
вопрос
Оценочный
вопрос
Творческий
вопрос
Вопрос
интерпретация
Практический
вопрос
?
1. 2. 3.4.5. 6. .7.8. 9. 10. 11. 12. 13.14.
C
Л
О
В
О
С
О
Ч
Е
Т
А
Н
И
Е
Слайд 4
Знать:
строение словосочетания;
виды подчинительной связи
в
словосочетании;
Уметь:
выделять словосочетание из предложения
и определять вид подчинительной связи;
Слайд 5
Мозговой штурм
Зигзаг (взаимообучение) работа в парах.
Что вы знаете о словах,
о словосочетаниях и видах словосочетаниях ?
Что не является словосочетанием?
Обсуждение в парах и запись «ключевых» слов на «Бортовом журнале». 2 мин
«Бортовой журнал»
Слайд 6Кластеры на тему:
«Строение словосочетании»
«Типы словосочетании» «Виды словосочетании»
«Словосочетание»
Слайд 7
Теоретическая разминка
Соотнесите определение вида связи с термином
1.Подчинительная связь,
которая выражается уподоблением
формы зависимого
слова форме
главного слова
2.Подчинительная связь,
при которой в роли зависимого
слова выступают неизменяемые
слова
3. Подчинительная связь, которая
выражается присоединением
к главному слову существительного
в косвенном падеже
1. Управление
2.Согласование
3. Примыкание
Слайд 8
Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.
около дома,
кто следующий,
более светлый, бить баклуши.
Последний звонок,
решать задачу,
действовать
решительно,
бегущая строка,
подключение к сети,
очень хорошо,
читать лежа,
Слайд 9Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Словосочетаниями не являются Грамматическая основа
предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот
Слайд 11Стратегия «Отсюда – сюда»
индивидуальная работа 1
составьте словосочетание сз данных
слов.
Глубокий,озеро
Встать, стол
Мой,книга
Очень,веселый
Гулять,парк
Встретиться, друзья
Смеяться,весело
Лепесток, роза
1
3
4
5
6
2
7
8
Лежать,трава
Всматриваться,пристально
9
10
Упорно, учиться
Жить, мир
11
День, солнечный
Подъехать,станция
13
12
14
Слайд 12Приемы по развитию навыков прогнозирования. Определить,что обозначают эти словосочетания.
Ин.работа 2
Зимний вечер, читать книги,говорить по-русски,собирать грибы,хрустящий снег,спать спокойно ,капризная девочка, подъехать к станции, смеяться радостно , встретиться с сестрой ,трудиться упорно,солнечный день.
Слайд 13 1.Сильный ураган сорвал с земли шатёр и унёс его
в озеро.
2.Весна собирает родственные звуки.
3. Все надеялись на лучшее,однако наши надежды не оправдались. (взаимопроверка)
Задание3: запишите предложение, «разрубите» его на «слово» «словосочетание» «предложение».
Слайд 14Коды правильных ответов.
Задание1.Глубокое озеро,встать со стола,моя книга,очень веселый,гулять в парке,встретиться с
друзями,смеяться весело,лепесток розы,всматриваться пристально,лежать в траве,брызги фонтана,недалеко от поляны,уставший от работы; Задание2.
Предмет и его признак; зимний вечер,хрустящий снег,капризная девочка,солнечный день;
Действие и его признак:говорить по-русски,спать спокойно,
смеяться радостно,трудиться упорно;
Действие и его объект действия:собирать грибы,читать книги,
встретиться с сестрой,подъехать к станции;
Задание3. Словосочетание:сильный ураган,сорвал с земли,унес его,унес в озеро,собирает звуки,родственные звуки,надеялись на лучшее,наши надежды;
Предложение:Ураган сорвал.Весна собирает.Все надеялись.Надежды не оправдались.
Слайд 15 Работа в парах.Задание 1.
Выписать словосочетание из предложение.Указать главное и зависимое
слово,способ связи в словосочетании.
1.В вазе стояли принесенные соседской девочкой полевые цветы.
2. Девочка была в вылинявшем от летнего солнца платье.
3. На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна.
4. Солнце осторожно выглянуло из-за белеющей рощи и осветило окрестность.
Слайд 16 Работа в парах. Задание2
Найдите и выпишите «третье
лишнее» в каждой строке.
1) Трое медвежат, третья парта, тридцать четыре;
2) то дождь, то снег; снег и дождь, мокрый снег;
3) в течение апреля, течение реки, ввиду болезни;
4) пусть поет, давайте петь, петь вполголоса;
5) водить смычком, водить в горы, водить за нос;
6) светлый взгляд, светлее всех, светлый от счастья
7) речка играла, как море, лед хрустальный
8) чистым серебром,играла золотом,сверкает серебром
Слайд 17
Задание 3. Работа в парах.
Образуйте с каждым из следующих слов по
три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.
способность
прогулка
3) счастливый
4) решение
Слайд 18
Задания повышенной трудности для
сильных учеников .
Работа с текстом в группах.
Запишите из предложении наибольшее количество словосочетаний с таким строением;
глагол+сущ.в форме Р.п .ед.ч без предлога;
гл+сущ в форме Д.п без предлога;
гл.+сущ. в форме Т.п с предлогом с;
гл.+сущ. в форме Т.п. без предлога
гл+сущ. В форме Р.п с предлогом
Он ответил мне на поклон и пустил огромный клуб дыма
Лист приземлялся,но ветер подхватывал его зубчатым колесом катил по дароге.
Как-то я получил письмо от дочери моих знакомых.
Надо всю жизнь учиться и учиться у жизни, у науки.
Что можно сравнить с Кремлем?
Слайд 19Задание 2.
Заменить данные словосочетания со способом согласование синонимичными со способом связи
управление.
Слайд 20 Задание для третьей группы
Замените словосочетание со способом связи управление синонимичными
со способом связи согласование.
1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору -
4. человек без совести -
5. вопрос по литературе –
6.гостиница при вокзале-
7.костюм в полоску-
8.совет отца-
9.занятия музыкой-
10.ком снега-
Слайд 21
Задание повышенной трудности:
С предлогом:Ночь без сна,переход под землей,задача по алгебре,портфель для
школы,медвежонок из плюша;
Без предлога:знамя полка,энергия солнца,запах леса,стол учителя,ржание коня;
Гречневая каша,спортивный снаряд,горная тропинка,бессовестный человек,
литературный вопрос,привокзальная гостиница,полосатый костюм,отцовский совет снежный ком,музыкальные занятия.
Слайд 22Подписать одной буквой (С,У,П) способ связи слов в данных с\соч.
Слайд 24
Вы выполнили:
18-20 - «5» Отлично!!!
15-17- «4» Молодец!!!
12-14- «3» Тоже неплохо!!!
Есть, над чем работать!!!!
Слайд 25 Творческая работа.Прием «Буриме» или «Синквейн»
Буриме-написать стихотворение используя
заданные рифмы,которые нельзя ни переставлять,ни изменять, и которые должны быть связаны осмысленным текстом:
Например: безумный-шумный,гранит-покрыт
Бушует океаном мир безумный,
Слишком норовистый и шумный,
А где-то в глубине гранит
Волной безудержной покрыт
Рифмы: родиться,промчиться, герой,рой;
Тишина,весна (двустише)
СИНКВЕЙН на тему «Словосочетание»
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 27
Это словосочетание?
Ваши оценки
«5» - 13-14
«4» - 12-10
«3» - 8-5
Слайд 28«Белая шляпа»
-чистый разум или трезвое мышление.
Сегодня я узнал...
«Красная шляпа»-
эмоции,внезапное прозрение.
Было интересно...
«Желтая шляпа» -
оптимистичный взгляд на будущее.
Теперь я могу... Меня удивило...
«Зеленая шляпа»-
шутовской колпак,полет фантазии.
У меня новые идеи...
«Синяя шляпа»-
организатор всего процесса
Урок дал мне для жизни...
«Черная шляпа»- одна,пессимист.
Мне не было интересно...