Презентация, доклад на тему Имманентный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ

Содержание

Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается как некая целостность. В Словаре иностранных слов имманентный - "внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его

Слайд 1 Имманентный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе

Имманентный анализ текста  как элемент подготовки  к ЕГЭ по литературе

Слайд 2 Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает

рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается как некая целостность.
В Словаре иностранных слов имманентный - "внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы"/6, 188/. Для авторов Толкового словаря русского языка под ред. Д.Н.Ушакова имманентный - "присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий" /7, Т.1, 1194/. В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью прежде всего от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения.
Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а

Слайд 3 Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному: имманентный направлен на

сам текст, контекстуальный - на обнаружение внешних контекстов.
М.Л.Гаспаров считает, что имманентный анализ противопоставляется интертекстуальному:
имманентный анализ - не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный - учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий, биографический фон, автокомментарии, отклики современников.
Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному: имманентный направлен на сам текст, контекстуальный - на обнаружение

Слайд 4 В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не

выходящий за пределы материала данного стихотворения.
В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения.

Слайд 5 При подготовительной работе анализа можно использовать различные вопросы и задания к

тексту, например:
1. Найдите в тексте примеры аллитерации и ассонанса. Какова роль звуковых повторов в стихотворении?
2. Выявите в тексте ключевые слова. Какова их роль в раскрытии смысла стихотворения?
3. Какая лексика преобладает в стихотворении: глагольная, местоименная, предметная? Почему?
4. Выявите в тексте противопоставление. Проследите, как организуется противопоставление.
5. Найдите в тексте языковые средства выразительности. Какова их роль в раскрытии темы стихотворения?
6. Охарактеризуйте рифму, метр, ритм стихотворения. Какова роль рифмы в смысловой организации текста?
7. Каковы особенности синтаксической организации текста? Какую роль играет синтаксическая организация текста в раскрытии авторского замысла? и т.д.
При подготовительной работе анализа можно использовать различные вопросы и задания к тексту, например: 1. Найдите в тексте

Слайд 61.ВОСПРИЯТИЕ:
Это стихотворение посвящено…

Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение)…

Можно сказать, что лирический

герой…

Стихотворение представляет собой…
1.ВОСПРИЯТИЕ:Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение)…Можно сказать, что лирический герой…Стихотворение представляет собой…

Слайд 72.ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:

1. Идея(что хотел сказать автор, какую мысль хотел

донести до читателя):
Автор хотел донести до читателя мысль о том…
Этим стихотворением автор хотел сказать, что…
Здесь высказано мнение автора

2.Эмоция( радость, уныние, восторг, надежда)
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)

3. Мотив(грусти, печали, одиночества)
… звучит мотив…
2.ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:1. Идея(что хотел сказать автор, какую мысль хотел донести до читателя):Автор хотел донести до

Слайд 83. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Предметный состав (все существительные, т.е образы):

В первой строфе

возникают образы(существительные)…

Во второй строфе автор ведет речь о…
3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:Предметный состав (все существительные, т.е образы):В первой строфе возникают образы(существительные)… Во второй строфе автор

Слайд 94. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:

(проанализировать прилагательные, т.е. эпитеты, а

также художественно-выразительные средства)

Автор, характеризуя образы, использует эпитеты…

Сквозь строфы тянется цепь тропов…

Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства…

Здесь автору помогает использование…

Немаловажную роль играют…
4. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:(проанализировать прилагательные, т.е. эпитеты, а также художественно-выразительные средства)Автор, характеризуя образы, использует

Слайд 105. Действия и состояния в художественном мире произведения

(анализ глаголов(т.е. проблем)

Автор использует

глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы

отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)
5. Действия и состояния в художественном мире произведения(анализ глаголов(т.е. проблем)Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в

Слайд 116. Как выражено пространство, время

1. Пространство представлено весьма интересно
( описание комнаты

и всего что в ней,
от общего к частному,
от частного к общему,
описание представлено сверху вниз,
описание пространства в ширину,
выход на уровень неба, космоса…)

2. Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее)
6. Как выражено пространство, время1. Пространство представлено весьма интересно( описание комнаты и всего что в ней, от

Слайд 127.СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
Лексика

Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику

Рифма

Автором использована (параллельная, перекрестная,

опоясывающая) рифма…
Стихотворение написано с использованием…рифмовки…
Строфы имеют…рифмовку…
Синтаксис

В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как (повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)

Используемые предложения построены …
7.СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:ЛексикаАвтор в произведении использует (высокую, низкую) лексикуРифмаАвтором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки…

Слайд 138.ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
-размер(ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) …
В основе ритмического рисунка –

пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…
Размер стихотворения - ...

-аллитерация (преобладание согласных звуков)
-ассонанс(преобладание гласных звуков)

Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…
8.ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:-размер(ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) …В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей… В основе ритма стихотворения

Слайд 14 И. Бунин

«Настанет день - исчезну я…»

Настанет день – исчезну я,
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
И. Бунин              «Настанет день

Слайд 15Имманентный анализ стихотворения И. Бунина «Настанет день – исчезну я…»
Произведение Ивана

Бунина «Настанет день - исчезну я…» принадлежит к философской лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все так же прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма.
В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ, ( то есть предметы интерьера), я, бабочка (то есть живые существа), море, небо, простор (символы вечности).
Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она уводит слушателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов( я – бабочка) , однако это может быть расценено и как уподобление(я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты: пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире.
Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором (порхать-жить, веселиться; трепетать- переживать, любить, страдать; шуршать-работать)
Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от описания интерьера к космосу, вечности.
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия(простор пустынный), что создает впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырехстопный ямб.
Имманентный анализ стихотворения И. Бунина «Настанет день – исчезну я…»		Произведение Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я…»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть