Слайд 1
Подготовила учитель русского языка Кирюхина О.В.
Новобытовская СОШ
ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 2«Без стремления к новому нет жизни,
нет развития,
нет прогресса».
В.Г.Белинский
Слайд 3Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий. Именно
они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.
Слайд 4АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно,
информативно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Слайд 5 Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт
к повышению качества образования. Практика показывает, что дети:
с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;
расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
Слайд 6Основные критерии эффективности урока с ИКТ:
*Целесообразность.
*Соблюдение санитарных норм.
*Соблюдение баланса между средствами
ИКТ и средствами человеческого общения (Планируя урок с использованием ИКТ, учитель должен уметь находить разумное соотношение между мультимедийной и традиционной составляющими урока в зависимости от этапа и согласно санитарно-гигиеническим нормам для разных возрастных категорий учащихся):
Слайд 7ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА С ИКТ:
Целесообразность.
Соблюдение санитарных норм.
Соблюдение баланса между средствами
ИКТ и средствами человеческого общения (Планируя урок с использованием ИКТ, учитель должен уметь находить разумное соотношение между мультимедийной и традиционной составляющими урока в зависимости от этапа и согласно санитарно-гигиеническим нормам для разных возрастных категорий учащихся):
Слайд 8ТИПЫ УРОКОВ С ИКТ
Существует несколько основных видов уроков с использованием ИКТ.
Обычный
урок по теме, на котором ИКТ используется для изучения нового материала, предъявления новой информации
2. Интегрированный урок (межпредметные связи).
Пример: Как домашнее задание ребята от трех учителей (информатика, русский-литература, +например, химия) получают следующую задачу: «В течение двух недель вы должны найти в Интернете 5 сайтов по химии и составить на каждый рецензию»
3. Подготовка докладов, сообщений. Работа с ресурсами Интернета.
Детей нужно обучать, как пользоваться поисковой системой, не затрачивая много времени на поиск.
4. Проектная деятельность.
Использование ИКТ на уроках подобного типа - одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления.
5. Переписка по электронной почте.
Переписка по электронной почте —один из способов установить межкультурные связи, разрушить стереотипы, помочь детям и взрослым понять простую истину: «Быть другим не значит быть плохим».
6. Мультимедийная школьная лекция.
Слайд 9 Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке, необходимо учителю
иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.
Слайд 10Применение ИКТ на уроках литературы :
повышает качество обучения;
усиливает интерес
к изучению предмета;
рационально распределять время урока;
доходчиво объяснять материал, делать его интересным
создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей 19-20 веков;
Слайд 11Один из приёмов применения ИКТ на уроках русского языка и литературы
– это использование электронных учебников.
Слайд 12ИСПОЛЬЗУЯ НА СВОИХ УРОКАХ КОМПЬЮТЕР, Я ПОЛУЧИЛА ОТВЕТЫ НА ЭТИ И
МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ. Я ПРИМЕНЯЮ КОМПЬЮТЕР НА УРОКАХ, ВО-ПЕРВЫХ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РЕШАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ЗАПИСАННЫЕ В ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ:
· ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ;
· ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА;
· ОВЛАДЕНИЕ НОРМАМИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА;
· ЗНАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ;
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ;
· НАКОНЕЦ, ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
ВО-ВТОРЫХ, ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОБЩЕНИЕ НА УРОКЕ КАК МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧАЩИМИСЯ, ТАК И ОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДРУГ С ДРУГОМ .ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПОЗВОЛЯЕТ ПОГРУЗИТЬСЯ В ДРУГОЙ МИР, УВИДЕТЬ ЕГО СВОИМИ ГЛАЗАМИ, СТАТЬ КАК БЫ УЧАСТНИКОМ ТОГО ИЛИ ИНОГО ПРОЦЕССА. УПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЕМ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА ПРИВОДИТ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ, АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАЗНАЧЕНИЙ КОМПЬЮТЕРА КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ОТ СТЕПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА КОТОРЫХ И ЗАВИСИТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Слайд 13НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ПОЗВОЛЯЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗНООБРАЗНЫЙ ИЛЛЮСТРАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ. ПРИЧЕМ
МАТЕРИАЛ НАХОДЯТ САМИ УЧАЩИЕСЯ В ИНТЕРНЕТЕ, СОСТАВЛЯЮТ ПРЕЗЕНТАЦИИ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИКТ РАЗВИВАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, УМЕНИЕ НАХОДИТЬ, ОТБИРАТЬ И ОФОРМЛЯТЬ МАТЕРИАЛ К УРОКУ. УРОКИ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ РАЗВИВАЮТ УМЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАБОТАТЬ С КОМПЬЮТЕРОМ, САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ ПОМОГАЕТ НЕ ТОЛЬКО ЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ УЧИТЕЛЯ, НО И ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧАЩИМСЯ САМИМ ОЦЕНИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ, ПОДГОТОВИТСЯ К ЕГЭ.
Слайд 15
Запоминаем правило:
НЕ с наречиями пишется слитно, ЕСЛИ:
1) слово без
НЕ нельзя употребить: невзрачно, нелепо.
2) слово с НЕ можно заменить близким по значению словом без частицы НЕ:
нелегко (трудно); невесело (грустно).
Частица НЕ с наречиями пишется раздельно, если в предложении есть или подразумевается противопоставление :
Перед дождём ласточки летают не высоко, а над самой травой.
Есть ещё одна очень хитрая частица - НЕ
Слайд 16Словарная работа
девяностотысячный
стотысячный
Слайд 19ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Шиворот-навыворот
«Шиворотом» в Московской Руси именовался расшитый
воротник боярской одежды. Во времена Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу боярина сажали на тощую клячу спиной вперёд, надев на него одежду наизнанку, шиворот-навыворот, и возили по всему городу под улюлюканье уличной толпы. Теперь значение этих слов куда шире. Так говорят сейчас и о человеке, который поступает наперекор общепринятым нормам.
Слайд 20Художник-иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не
может разобраться. Назовите фразеологизмы, которые здесь им изображены. Когда они употребляются? Составьте с ними предложения.
Слайд 21СУФФИКС –А- КОМАНДУЕТ ГЛАСНЫМИ О И А
До чего же властный характер
у суффикса – а?
Ему мало того, что во многих корнях он командует чередованием е , и. Он еще захватил власть над двумя корнями, где распоряжается тем, что писать, - а или о.
Изложить – излагать Если – а за корнем,
Коснуться – касаться то в корне – а
Слайд 22«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Хронологический порядок (фабула произведения)
Молодой человек, сосланный за дуэль, из
Петербурга по пути в Казань останавливается в Тамани
«Тамань»
После участия в боевых действиях Печорин получает отпуск
Едет на курорт в Пятигорск
Завязывает интригу с Мери и стреляется с Грушницким на дуэли
«Княжна Мери»
Ссылают в отдаленную крепость
Начало повести «Бела»
Становится свидетелем и участником трагедии Вулича
Погибает Бела -конец повести
Путешествуя, встречается с автором-повествователем
«Фаталист»
«Максим Максимыч»
Слайд 23
Схема маршрута Пушкина в путешествии 1833 года
Слайд 24Работы, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет:
Поиск рецензии
на какое-либо литературное произведение.
Создание мультимедийной презентации по теме
Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
Подбор стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
Подготовка словарной работы.
Создание докладов и рефератов по теме.
Слайд 25Мой опыт работы обучения орфографии и пунктуации при помощи компьютера говорит
об эффективности данной технологии, что, мне кажется, объясняется следующим:
ученик работает активно и самостоятельно;
изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу;
применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;
у ученика вырабатывается умение работать соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура;
формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
Слайд 26
Спасибо за внимание!
Удачи в освоении ИКТ!
Слайд 27ЛИТЕРАТУРА
1. Айтмухамбетов С. Боранбаев С. Применение новых инфрмационных
технологий в
обучении.// Высшая школа К-на 1999, №5.с37-39
2. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // Инф-ка и
обр- е 1986 №1,с18-22
3. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.// Пособие для учителя.
3. Мокеев Н. Информационное общество как этап новейшей истории//Свободная мысль,1996,№1,с81-83
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. редакцией Е.С. Полат. — М.: Академия, 1999.-2 72 с.
5. Севрук А.И., Юнина Е.А. Здоровьесберегающий урок. // Школьные технологии. - М., 2004. № 2. С. 200-208.
6. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования.- М.: 2001.
7 .Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.