Презентация, доклад на тему Их воскресила любовь Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове

Содержание

Цели урока:Совершенствование умения аналитического комментирования текста.Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других.Воспитание культуры общения, толерантности.

Слайд 1«Их воскресила любовь» Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове .

«Их воскресила любовь» Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове .

Слайд 3Цели урока:
Совершенствование умения аналитического комментирования текста.
Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную

точку зрения, соотнося ее с мнениями других.
Воспитание культуры общения, толерантности.
Цели урока:Совершенствование умения аналитического комментирования текста.Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями

Слайд 5Эпиграфы:Легко любить всё человечество – соседа полюбить сумей. Кайсын Кулиев

Тут дьявол с

Богом борется, а поле битвы – сердца людей.  Ф.М. Достоевский

Эпиграфы:Легко любить всё человечество – соседа полюбить сумей. Кайсын КулиевТут дьявол с Богом борется, а поле битвы –

Слайд 7Есть такая легенда: “Бог однажды спросил у человека: “У меня остался

кусочек глины. Что тебе слепить из него?” Человек ответил: “Слепи мне счастье”. И тогда Бог…”


Как бы вы закончили
эту легенду?
Есть такая легенда: “Бог однажды спросил у человека: “У меня остался кусочек глины. Что тебе слепить из

Слайд 8Легенда заканчивается так: “… И тогда Бог вложил кусочек глины в

руки человека…”
О чем эта легенда? (Человек сам творец собственного счастья)
Почему же человек (а особенно русская душа) не может быть счастлив в одиночку? Почему ему непременно нужно, чтобы другие, те, кто рядом с ним, тоже были счастливы? Причем порой человек даже готов идти на любые жертвы ради чужого счастья.
Легенда заканчивается так: “… И тогда Бог вложил кусочек глины в руки человека…”О чем эта легенда? (Человек сам

Слайд 10(По ходу беседы составляется схема)
Родион Раскольников
Сонечка Мармеладова
счастье для других = счастье

для себя
счастье для других = счастье для себя
Какими путями идут герои к этому “счастью для себя”?
жертвуя другими
жертвуя собой

(По ходу беседы составляется схема)Родион РаскольниковСонечка Мармеладовасчастье для других = счастье для себясчастье для других = счастье

Слайд 12Как “реализуется” путь каждого из героев? какова позиция автора?
Этот путь противопоставлен

самой идее жизни, отсюда “незапланированные” жертвы (Лизавета) и неуверенность в собственной правоте
Раскольников считает ее жертву напрасной, ведь все равно отец спился и умер, голодают дети
Как “реализуется” путь каждого из героев? какова позиция автора?Этот путь противопоставлен самой идее жизни, отсюда “незапланированные” жертвы

Слайд 15Задумаемся, почему автор останавливает наше внимание на этих минутах? Потому что

именно сейчас предчувствие переходит в прозрение, когда герой учится по- иному слышать и видеть, т.е. рождается новый человек. Он и себя прежнего видит по-новому, словно со стороны: "Он жил как-то опустив глаза: ему омерзительно и невыносимо было смотреть. Но под конец многое стало удивлять его, и он, как-то поневоле, стал замечать то, чего прежде и не подозревал. Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом". А ведь раньше подобное обстоятельство воспринималось как должное. Но это прозрение подготовлено теми встречами с "обыкновенными", которые пережил Раскольников, теми уроками, которые они дали.
 Жизнь заставила поверить правде Мармеладова, что самое страшное для человека - когда ему некуда пойти, а самое бесценное - это та сила сострадания, в которую он не хотел верить раньше. И самых дорогих людей доверяет Разумихину, в высшей человеческой ценности которого- порядочности - никогда не сомневался. А ведь для Разумихина, Сони, Дуни, Порфирия страшен человек, которому все дозволено!
Задумаемся, почему автор останавливает наше внимание на этих минутах? Потому что именно сейчас предчувствие переходит в прозрение,

Слайд 16Выход к авторской позиции
Какие бы пути ни были предложены в романе,

Достоевский не предлагает четкого, определенного, единственного решения. Ведь перед нами полифонический, многоголосный роман – роман идей… Какие же выходы видят герои? В чем истина для них?Раскольников видит для Сони только три выхода: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или окунуться в разврат (обращение к тексту романа, ч. 4 гл. 4).
Для Сонечки единственный выход и для себя, и для Раскольникова – покаяться и жить в Боге (“Бог защитит!”)
Чей путь ближе для самого Достоевского? Почему?
Путь Сонечки – это приближение к будущему, для Достоевского, которое наступит тогда, когда человек, осознав значимость собственной личности, посвятит ее служению людям. Правда Сонечки ближе всего к правде Христа.

Выход к авторской позицииКакие бы пути ни были предложены в романе, Достоевский не предлагает четкого, определенного, единственного

Слайд 17Вашему вниманию предлагается текст В. Дроганова. Подумайте, каким образом эта история

связана с проблемами, поднятыми Достоевским в романе, и как бы вы могли закончить этот рассказ.
Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
– Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.
В это время в класс вошел Колька Бабушкин – мой сосед по парте. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца. Его и маленькую сестренку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, кода он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжеванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
– Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.
Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
– Спасибо за подарок!
– Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.
Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
– Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…
(Высказывания учащихся)
Вашему вниманию предлагается текст В. Дроганова. Подумайте, каким образом эта история связана с проблемами, поднятыми Достоевским в

Слайд 19В. Дроганов заканчивает текст так:
Тридцать лет прошло с тех пор. Когда

я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашел в себе мужества исправить ошибку. И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
А эта книга… Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали… Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
Как вы считаете, можно ли последнюю фразу отнести и к роману Достоевского? Почему? Можно ли сказать, что именно этот нравственный урок преподносит нам автор
В. Дроганов заканчивает текст так:Тридцать лет прошло с тех пор. Когда я оглядываюсь назад и вижу, как

Слайд 20Домашнее задание: выполнить составленные тестовые задания

Домашнее задание: выполнить составленные тестовые задания

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть