Слайд 1
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Первова
Антонина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Липовского филиала ГБОУ СОШ «ОЦ»
с. Красносельское Сергиевского района
Слайд 2Игровые
технологий
Повышают заинтересованность в предмете, облегчают усвоение теоретического материала.
Являются
основным видом деятельности ребёнка и одновременно главным средством и условием интеллектуального развития ученика
Слайд 3
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Слайд 4Педагогические игры
Физические
Интеллектуальные
Трудовые
Социальные
психологические
1.обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2.познавательные, воспитательные, развивающие;
3.репродуктивные, продуктивные, творческие;
4.коммуникативные, диагностические,
профориентационные
По виду деятельности
по характеру педагогического процесса
по характеру игровой методики
Предметные
Ролевые
имитационные
Слайд 5Педагогическая игра должна:
1. Соответствовать
учебно – воспитательным целям урока
2. Быть
доступной для учащихся данного возраста
3. Соответствовать принципу умеренности в использовании игр на уроках.
Слайд 6Примеры педагогических игр на уроках русского языка:
Игра «Шифровальщики»
Ж Ы И Л,
А Н С К И, К Ь О И Н К
(лыжи санки коньки)
А А Л Т Р Е К, Л А Ж О К, Р А У К Ж К, З О О Н К В
(тарелка, ложка, кружка, звонок).
Тема «Личные местоимения»
--В каком местоимении 2 звука, 1 буква? (Я);
--Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я МЫ);
--Какие местоимения самые чистые? (вы мы ты)
3. Игра «Чьё гнездо больше?».
Тема «Чередующиеся гласные в корне»
корни с чередованием 1) – раст - / - ращ - / - рос - ;
2) – лаг - / - лож -.
4. Игра «Переводчик».
Заменить все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.
Доктор прописал пациенту инъекции.
Разъяренная вьюга замела все тропинки.
Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
Слайд 9 5.Игра «Эстафета»
--слова «Безударные гласные, проверяемые ударением».
– слова «Проверяемые согласные в
корне слова».
– слова «Непроизносимые согласные в корне слова».
6.«Кроссвордный диктант».
1.Все слова языка. (лексика)
2.Словарь отдельного человека, запас слов. (лексикон)
3.Радел науки языкознания, изучающий лексику. (лексикология)
Слайд 107. Тема «Имя прилагательное» «Сказка о прилагательных».
1.Дайте оценку следующим предметам с
помощью прилагательных. Интересно, кто из вас окажется наблюдательней и у кого в запасе больше слов. Яблоко – душистое, спелое, кисловатое, антоновское, налитое, сочное, вкусное, желтобокое, великолепное.
2.А теперь кто быстрее составит 3 предложения, используя получившиеся словосочетания. Время 3 минуты.
Слайд 11
Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении:
Игра - это мощный стимул в
обучении, разнообразная и сильная мотивация.
В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
Игра соответствует природной эмоциональности детей.
Слайд 13Приложение.
Копилка
педагогических игр
для уроков русского языка.
Слайд 148. Причастие «Грамматическое домино».
Резать – ущ- пилить – ящ-дышать.
строить , писать,
видеть, клеить, лаять , таять, зависеть, дремать, колыхать, отвечать.
9. Игра «Четвертый лишний» «Правописание О-Е после шипящих и Ц».
1. 2. 3. 4. 5. 6.
Шорох шепот желоб шоссе черствый желтый
Шомпол шов шорник шофер жеваный черный
Щелка желудь щеголь шоколад жесткий чопорный
Жокей шелк жернов шелковод жонглерский чесаный
«Числительные в пословицах».
Вспомните пословицы, фразеологизм, в которых бы встретилось число «7», например: семь раз отмерь, один раз отрежь, семи пядей во лбу, за семью замками, семеро одного не ждут, семь пятниц на неделе.
Вторая часть: учащиеся вспоминают устойчивые сочетания, в которых бы была любая другая цифра, например: тридцать три несчастья, первый блин комом, заблудиться в трех соснах, похвалу слушай одним ухом, а критику – двумя.
Слайд 1611. «Шапки-колокольчики», закрепляющий момент при изучении правописания букв 3-С на конце
приставок.
на конце приставки пишется з дети поднимают «колокольчики», если С - «шапки».
12. “Исправь ошибку, дай совет”.
В записанных на доске предложениях найдите орфографические ошибки. Укажите, в каких морфемах они допущены. Запишите предложения в исправленном виде в тетради.
Из-за озера покозались птицы, они выделяются грозными фигуроми на фоне заката. (Ошибка в корне) (ошибка в окончании),
Слайд 1713. . «Редактор».
Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:
Здорова прибываю в добром
здравии.
Все отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось
(Прибывать –приходить, приезжать куда-либо; пребывать –находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии. Бабушка перепутала приставки.)
Слайд 18
14. «Словообразовательный».
От корня слов так же, как и от дерева, идут
новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает два очка. (Исходное слово «ГОВОР»)
За одну минуту запишите слова, состоящие из трёх букв. (Победитель тот, у кого больше слов).
Слайд 1915. Игровая минутка.
- Сейчас я буду называть слова разных частей речи.
Ваша задача – хлопать в ладоши, когда я назову числительное.
Двойной, тройка, шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро, восьмой, десятичная (дробь) три, две седьмых.
16. .“Не ошибись”
Задание 1 ряд называют имена существительные одушевленные, 2- неодушевленные (по цепочке, без заминки)
Слайд 2017. “Третий лишний”
Задание: Повторим род имен существительных.
1 группа - зима, снежинка,
облачко
2 группа - мальчик, юноша, плакса
3 группа - жадина, обжора, девочка
4 группа - поле, огород, ведро
18. Игра «Назови одним словом»
Задание: ученикам предлагаются словосочетания, где главным словом является имя существительное ЧЕЛОВЕК, а зависимыми выступают имена прилагательные: храбрый, добрый, умный, болтливый, ленивый, мудрый, богатый, грубый, сильный, веселый. Вместо словосочетания требуется назвать одно слово (имя существительное), Например: храбрый человек – храбрец.
Слайд 2119. ИГРА «ЦЕПОЧКА»
Ученики по цепочке в быстром темпе повторяют слова, относящиеся
к тем грамматическим понятиям, над которыми ведётся работа. Например, несклоняемые существительные, глаголы совершенного вида, качественные прилагательные и.т.д.
Тот, кто ошибся или не выдержал заданного темпа, выходит из круга. Выигрывает тот, кто остаётся в кругу последним.
Слайд 2220. Кто больше?
прочитать слова по часовой стрелке и против часовой
стрелки
( око , лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел).
Слайд 2321. Игра «В две колонны становись!»
На доске таблички со словами: подводник,
водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер.
Первая команда должна собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда – ВОДИТЬ.
Слайд 2422. “Род, число и падежи крепко в памяти держи”
Задание: Работаем по
обобщающей таблице. Докажите, что слова синева и синий обозначающие цвет,являются разными частями речи.
Во-первых,…
Во-вторых,…
В-третьих,.
23. «Собери слова».
1). Приставка в слове ПОдБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс - ЛЕСНИК, окончание –УЧЕНИКИ.
ПОДСНЕЖНИКИ