Слайд 1Здравствуйте, уважаемые гости, друзья, коллеги!!!
Меня зовут Наталия Ивановна Пилипенко.
Работаю по новым
ФГОС с прошлого года, то есть участвую в этом эксперименте второй год. Как и многие учителя я прошла курсы, но до конца все равно не могла понять, с « чем их едят», очень смутно представляла эту картину. В голове оставалось множество вопросов:
Слайд 2Требования к уроку по новым ФГОС
Слайд 3Как это возможно? Какова роль учителя?
Как дети справятся?
Слайд 4На помощь пришли игровые методы обучения!!!
Слайд 5 Тема: «Изучаем русский язык через игровые методы обучения по ФГОС»
Урок-соревнование
Урок-КВН
Урок-конкурс
Урок-викторина
Урок-путешествие
Урок-фантазия
Урок-сказка
Подготовила проект: учитель русского языка и литературы Пилипенко Н.И г.Фрязино МОУ лицей 2014 год
Слайд 6На зарядку становись!!!
Здоровьесберегающие технологии
Слайд 7Пословицы и поговорки о здоровье
Заболеть легко –
вылечиться трудно
Ребята самостоятельно к каждому уроку готовят пословицы и поговорки
и вспоминают, какие они уже записали в тетрадь.
Слайд 8Как бы мы не назвали наш урок, главная цель у нас
– борьба с ошибками
Основные принципы нашей работы:
1.«Где трудно, там слитно!»
2. «Скажи иначе»
3. Внимание должно быть экономно, точно направлено!
4. Использовать рукодвигательный контроль!!!
Главные объекты:
Злобные, упорные и вездесущие ошибки.
Цель:
Уменьшить число ошибок!
Слайд 9
Словарный диктант
Словарные
слова
Битва с Квагами
Кваги – это неправильное , искаженное написание слов, ошибки в словарных словах. Кваги – яркий показатель неуверенности при письме. Кваги – самый вредоносный тип ошибок.
Слайд 11Загадка к сегодняшнему уроку:
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все
вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
О чём загадка?
О какой части речи?
От глагола образуюсь Я!!!
Загадка от Шакарян Инессы
Слайд 13Синквейн
Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
Слово «синквейн» происходит
от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» .
Построение синквейна:
Первая строка – тема синквейна
Вторая строка – 2 прилагательных или причастия
Третья строка – 3 глагола или деепричастия
Четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая личное отношение к описываемому предмету.
Пятая строка – одно слово-резюме.
Синквейн
Молодцы!
Слайд 14Причастие – одно из великих Таинств православной церкви. Оно укрепляет духовные
силы христиан, врачует душевные недуги. Интересно, что в первые века, когда христианство только становилось как религия, крещеный человек, не приступавший в положенные промежутки времени к причастию, отлучался от церкви и переставал считаться верующим христианином
Причастие в нашей жизни
Синквейн
Причастие
Тайное, доброе
Очиститься, веровать, укрепить
Врачует душевные недуги
Таинство
Интересные сведения от Алексеева Федора
Молодец! Спасибо!
Слайд 15Определение темы урока
Унесенный, услышанный, вареный, спрятана, услышанные, усеянный, скошенный, засеянный,
вспаханный, читающий, хранящий, бросивший, читаемый, несший, несущий.
Тема урока от Турутина Андрея
Слайд 16Тема урока:
Суффиксы причастий
-ущ -ющ-; -ащ -ящ-;
-ом –ем -им;
-вш-, -ш-, -енн-, -нн;
Молодцы!
Слайд 17Цели урока для ученика:
Обучающие:
Закрепить знания по теме
«Суффиксы причастий» и
постановки знаков препинания при причастном обороте;
Развивающие:
Уметь работать как в группе, так и
самостоятельно
Воспитывающие:
Воспитывать бережное и внимательное отношение к русскому языку.
Слайд 18Сказка-подсказка
Жили-были суффиксы
-ущ-ющ-; -ащ-ящ-; -ом-ем-им;
-вш-, -ш-,-енн-, -нн, -т-.
Были они бедные, одинокие, не
имели слов.
Глагол предложил им свою помощь (основы
свои): лететь, плачут, пестреть.
Суффиксы к ним присоединились и получились:
летевш, плачущ, пестреющ (опять нет целого слова)
Пришли на помощь прилагательные и подарили свои
окончания !!!!!
Получились слова-причастия: летевший, плачущий,
пестреющий. И все зажили весело!!!
ей, ий, ем, им, ие, ее, ого, его
Сказка от Соколиковой Лизы
Слайд 19Урок-фантазия
Рассказ «Черничный пирог»
Автор Фролова Анастасия
(страдательные и действительные причастия)
Ученица: Фролова Анастасия 6
«В»
Учитель: Пилипенко Н.И
Слайд 20 В ночной тишине раздался стук в калитку. Наташа
проснулась, встала и тихонько зажгла свечу и спросила дрожащим голосом:
- Кто там?
-Это я Лизи - сказала тихим голосом женщина.
Тогда Наташа побежала с радостью к калитке и быстро открыла дрожащими руками дверь, потому что была холодная ночь лета.
Слайд 21 Наташа и Лизи направились в дом. Сестры были
счастливы друг друга увидеть, потому что редко виделись. Они тихо шептались и хихикали. Потом Лизи посмотрела в детскую и проверила, спят ли её дети или они их разбудили. Там спали Маша и Соня. Машу называли Мышкой, потому что ей было 5 лет, и она всегда куда-нибудь пряталась или шуршала как мышка, а Соне было 12 лет, и она была «няней» для Маши, потому что она помогала маме присматривать за сестрой.
Слайд 22 Утром в шесть часов Наташа отправилась на работу
на пароходе по реке. Это был самый быстрый способ добраться до города. Чуть позже встала Лизи, приготовила завтрак для девочек, она всегда варила геркулесовую кашу на веранде. Соня разбудила Мышку и они вместе оделись и отправились завтракать.
Слайд 23После завтрака Соня помогала тете Лизи по дому, а Маша играла
в саду со своими любимыми игрушками. Мышка всегда выдумывала себе разные путешествия, и на этот раз ей пришла в голову мысль: Хорошо бы оправиться в лес за ягодами, одной… «Ты уже большая девочка», - так все говорят.
Слайд 24 И никому ничего не сказав, Маша радостно побежала
в дом, открыла кладовку и взяла там корзинку. Очень тихонько, чтобы ее никто не заметил, Мышка вышла из дома и направилась в лес. Дойдя до леса, девочка сказала сама себе:
- Какая я молодец! Сейчас соберу много ягод и принесу домой. Вот все обрадуются. А может тетя Лизи приготовит мой любимый черничный пирог.
Слайд 25 В хорошем настроении она шла по лесной тропинке.
Вокруг летали желтые, белые, красные и даже оранжевые бабочки, росли очень красивые цветы. Девочке казалось, что даже птички поют ей разные песенки. Все было так красиво и замечательно. Набрав полную корзинку черники и букет цветов для мамы, Маша решила идти обратно домой. Оглядевшись, она поняла, что не помнит дороги домой.
Слайд 26- Ой, мамочки, я заблудилась. Что же мне теперь делать? Я
же в лесу одна. Теперь меня здесь никто не найдет. Как мне страшно! – заплакала девочка.
Мышка стала бегать по полянкам и вспоминать дорогу домой, но ничего не получалось. Потеряв много сил и надежду, она вся в слезах села под деревом обняла корзинку и не заметила, как уснула.
Слайд 27 Вдруг девочку разбудили очень знакомые голоса. Она открыла
глаза и не поняла, где она находиться. Посмотрев по сторонам, Мышка увидела, что она лежит на качелях, рядом разбросаны ее любимые игрушки, на веранде тетя Лизи и Соня разговаривают и смеются.
Слайд 28Маша быстро спрыгнув с качелей, побежала к тете и сестре, крепко
их обняла и стала плакать:
- Простите меня! Я больше никогда так не буду! Я не буду….
- Что случилось? Что не будешь? Что с тобой? – спросила тетя Лизи.
Слайд 29 И тут Мышка поняла, что это был просто страшный
сон. Она успокоилась и сказала, что не будет разбрасывать свои игрушки. Соня и тетя Лизи очень удивились, но не стали ее расспрашивать ни о чем.
Слайд 30В этот момент скрипнула калитка, это пришла мама с работы. Девочки
очень обрадовались ее возвращения домой. Подойдя к веранде, мама сказала:
- А давайте приготовим черничный пирог, который так любит Мышка?
- Но у нас нет черники, – сказала тетя Лизи.
- Есть. По дороге домой я зашла на рынок и купила, – ответила мама.
- Ура! У нас будет мой любимый пирог с черникой. Я так рада, – закричала Мышка.
Слайд 31 Вечером все собрались за столом, налили чай в красивые
чашки и разрезали долгожданный пирог. Маша откусила пирог и подумала про себя: «Какая я все-таки молодец, что не пошла в лес одна».
Слайд 32Урок - актерское чтение
Литературный проект к юбилею А.П.Чехова
«Чеховский каламбур»
для 5-6
классов
Слайд 33 «Чеховский каламбур»
Маша Калинина защищает проект «Рассказ А.П.Чехова
«Смерть чиновника»»
Даша
Горяинова защищает проект «Рассказ А.П.Чехова
«Радость»»
Ира Платонова
защищает проект «Рассказ А.П.Чехова «Размазня»»
Слайд 34«Чеховский каламбур»
Вика Музыкова защищает проект
«Рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»
Юля Ярован защищает
проект
«Рассказ А.П.Чехова «Жизнь прекрасна»
Слайд 35Рождественский урок-спектакль
«Вифлиемская звезда» или
«Легенда о рождении Христа-спасителя»
для 5-6 классов
Цели
проекта:
1.Приобщить учащихся к постижению огромного культурного значения учения Иисуса Христа.
2. Совершенствовать выразительное чтение, формировать творческие способности, артистизм учащихся.
3.Формировать нравственную и духовную позицию школьников.
Слайд 36Урок-сказка «Кот в сапогах»
Приблизительные сроки показа 1-5 апреля 2015 год
Слайд 37
Задание № 1: выпишите, если есть среди этих слов, причастия и
посчитайте их
Борющийся, унесенный, туманный, примерзший, милейший, стричься, распустившийся, соломенный, называющий, синеющий, синеватый, глиняный.
«Кто быстрее?»
От Музыковой Вики
Слайд 38Правильный ответ №1
Борющийся, унесенный, примерзший, распустившийся, называющий, синеющий. (6 слов)
МОЛОДЦЫ!!! Спасибо!!!
Музыкова Вика
Слайд 39Задание № 2:
(I к) выпишите действительные причастия,
(II к) выпишите
страдательные причастия
(+ по карточках 2 человека работают)
Ужас, летящий на крыльях ночи.
Человек, прочитавший книгу.
Опавшие с дерева листья.
Берёза, склоняющаяся над мокрыми кустами.
Растение, выращиваемое на грядке.
Книга, прочитанная всеми..
Кукла, одеваемая девочкой
Земля, нагреваемая солнцем.
Красив был возвышающийся холм.
Скошенная комбайном рожь.
Задание от Кулехина Володи
Слайд 41Задание № 3: посчитать, сколько в стихотворении действительных, а сколько страдательных
причастий
(I к – действительные причастия, II к – страдательные причастия)
Задание с подвохом от Бахолдина Григория
Слайд 42Правильный ответ №3
Купленный лишенный резаный вареный жареный потушенный пропеченный брошенный вяленый
дробленый маринованный
(страдательные причастия – 11)
(действительных причастия – 0 )
Слайд 44Задание № 6: найди ошибку в написании –Н-НН- в причастиях
Жаренный гусь,
поджаренная колбаса, жареные в масле пирожки, организованная спонсорами ярмарка, тканная скатерть, тканая золотом скатерть, забракованые товары.
Задание от Герасимова Максима
Кто быстрее?
Слайд 45Производные предлоги или
Предлоги-братья (урок-спектакль)
Родные (одинаковые)
Друган
Двоюродные (чуть похожие)
Е
В
Два уха!
В течение
В продолжение
В отличие
В завершение
В довершение
В заключение
(Родные братья (из-под ушанки видны оба уха)– одинако пишем: «в» - предлог, на конце – «е»)
Е
Одно ухо!
Вследствие
(Двоюродный брат,
схожи в одном (из-под ушанки видно одно ухо):
Как у родных есть «е», но «в» пишем слитно)
Нет ушей!
Впоследствии
(Друган – это не родной брательник, значит – другой): у него нет на конце «е», «в» пишем слитно.
Часть речи - НАРЕЧИЕ
Слайд 46 Урок-игра
«МОЖНО или много НЕЛЬЗЯ»
Слайд 47Урок-Логик
Важно: отобрать информацию
(нужно разделить слова)
«ДЕЙСТВИЯ»
(глаголы и похожие слова)
«Чистые»
(все остальные, где действия
Слайд 48Подсказка-пробник к следующему уроку: если не знаешь, сомневаешься, как правильно написать
–
объясни слово самому себе – как можно короче и как можно проще – быстро!
«Скажи иначе»
Слайд 49 «Где трудно – там слитно»
или
«Скажи иначе»
Упражнение № 1
(Не)громкий голос,(не)выразительная внешность, (не)известный (не)знакомец, (не)проходимая чащоба, (не)высокий, (не)смог объяснить, (не)наблюдательный сосед, (не)брежный почерк, (не)удобная обувь, (не)уклюжий медвежонок, (не)смелый малыш, (не)проверенные тетради, очень (не)приятный разговор, (не)чаянная встреча, (не)прочитанная книга, (не)ряха, (не)точный, (не)был (не)успевающим, (не)довольный бегемот.
Слайд 50Проверка задания №1
Негромкий голос, невыразительная внешность, неизвестный незнакомец, непроходимая
чащоба, невысокий, не смог объяснить, ненаблюдательный сосед, небрежный почерк, неудобная обувь, неуклюжий медвежонок, несмелый малыш, не проверенные тетради, очень неприятный разговор, нечаянная встреча, не прочитанная книга, неряха, неточный, не был не успевающим, недовольный бегемот.
Слайд 51
Устанавливаем «рукодвигательный контроль» за словами, которые нужно писать слитно.
Сразу проводим дугу
над словом (знак слитности) от начала слова до конца.
Это действие мы делаем одной ручкой (без карандаша).
НЕЛЬЗЯ: 1) написать слово 2) положить ручку 3) взять карандаш;
4) обвести дугу; 5) положить карандаш; 6) снова взять ручку.
Слишком много лишних, отвлекающих движений. От этого рассеивается внимание, теряется время.
Урок без карандаша
Слайд 52Задания №5: выполнить у доски морфемный разбор (работаем по цепочке –
4 человека от команды; Каждая команда в свой столбик записывает слова)
Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, организованная спонсорами ярмарка, тканая скатерть, тканная золотом скатерть, забракованные товары, взволнованная мама.
Задание от Потехина Миши
КТО БЫСТРЕЕ?
Слайд 55Делаем вывод:
Распознавать причастия научились
Распознавать действительные и страдательные причастия научились
Правописание Н-НН в
причастиях и прилагательных отрабатываем
Все молодцы. Спасибо!
Слайд 56Домашнее задание:
№ стр из учебника
1 команда: готовит задания по пройденной теме
(1-2 задания)
2 команда: самостоятельно подготовить тему «Не с причастиями»
Синквейн к ключевому слову урока