Слайд 1Интеллектуальная игра
по русскому языку
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Слайд 2Русский язык – это прежде всего Пушкин.
Слайд 3ВОПРОС 1
Ещё Пушкин писал: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту,
слуга, метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метёт и пр., заменяя выразительную краткость (?) вялым оборотом.
О какой части речи идёт речь?
Слайд 4Правильный ответ
В этих словах Пушкина обращается внимание на выразительность причастия, без
которого письменная речь будет бедной и вялой, и на отсутствие причастия в устной речи. Однако у тех современных людей, которые постоянно имеют дело с книжной литературой, в устной речи причастия встречаются, и нередко.
СОВЕТ: побольше читайте!
Слайд 5ВОПРОС 2
В «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина говорится:
Вот на
берег вышли гости;
Царь Салтан зовёт их в гости…
Дважды употреблённое здесь ГОСТИ – одно и то же слово или нет?
Слайд 6Правильный ответ
В двустишии из «Сказки о царе Салтане» А.Пушкина употреблены два
разных слова ГОСТИ:
Вот на берег вышли гости.- Здесь гости- обычное существительное (гость) в форме именительного падежа множественного числа.
Царь Салтан зовёт их в гости- здесь в гости – предложно-падежная форма имени, превратившаяся в наречие. Сочетание в гости (так же как в гостях или из гостей) выпадает из системы словоизменения слова гость. Не случайно мы спрашиваем:
Ты куда ? – в гости ( а не «Ты во что? – в гости» или «Ты в кого? – в гости».
Слайд 7ВОПРОС 3
В черновых вариантах романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» сохранились строки, описывающие
раздумья Татьяны Лариной над тем, как ей подписать письмо к Онегину:
Подумала, что скажут люди,
И подписала : Т.Л.
Что значит Т.Л., это понятно – «Татьяна Ларина». Но почему в последней строке сбивается ритм и отсутствует рифма?
Слайд 8Правильный ответ
В черновых строках А.С.Пушкина сокращение т.л. Надо прочитать как «твердо»,
«люди». Это старые названия букв Т и Л в русской азбуке.
Вспомните, как учил дед Каширин маленького Алёшу Пешкова грамоте?
Слайд 9ВОПРОС 4
Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель» начинается с целой вереницы вопросов:
Кто не
проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?
Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение. Грубость и неисправность?
Зачем автор задаёт все эти вопросы? Ведь он и так знает на них ответ.
Слайд 10Правильный ответ
Вопросы такого типа называются в лингвистике риторическими: они не требуют
ответа. С помощью таких вопросов говорящий, во-первых, экспрессивно выражает своё отношение к описываемой ситуации, а во-вторых, пытается найти в слушающем единомышленника, вызвать в нём сочувствие.
Слайд 11ВОПРОС 5
Вспомним пушкинские строки «Только вёрсты полосаты попадаются одне!» - там
идёт речь о полосатых столбах, которыми обозначали каждую версту дороги.
А какова мера длины версты?
Слайд 12Правильный ответ
Когда-то, до введения метрической системы, верста обозначала меру
длины – 500 сажень, то есть 1, 06 км
Слайд 13Вопрос 6 – видео
Урну с водой уронив, об утёс её дева
разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печально сидит.
Проведите лексическую работу:
УРНА
ДЕВА
ПРАЗДНЫЙ
НЕ СЯКНЕТ
ИЗЛИВАТЬСЯ
Подберите слова-синонимы, дайте толкование слов
Слайд 15Правильный ответ
Четверостишие написано по воспоминаниям –впечатлениям от знаменитой статуи-фонтана П.П.Соколова «Девушка
с кувшином»; фонтан сооружён в 1810 году в Царскосельском парке. Статуя изображает Пьеретту – персонаж басни Лафонтена «Молочница и кувшин».
В четырёх пушкинских строках классических по форме стихов застыла (как в бронзе скульптуры) печаль. Миг печали, увековеченный в металле, нашёл отражение в тексте Пушкина, в которых выхвачено из потока жизни и остановлено силой не мгновение счастья, упоения полнотой бытия, а мгновение печали).
Слайд 16Лексическая работа
(правильный ответ)
Урна – сосуд, ваза, кувшин
Дева (устар., поэт.) – девушка
Праздный
– здесь: бесполезный, ничем не занятый
Не сякнет – не исчезает
Изливаться - выливаться
Слайд 17ВОПРОС 7
Выпишите из примеров слова с одним и тем же суффиксом.
Но будьте осторожны! Одно слово – ловушка. Не попадитесь в неё!
1) А Балда приговаривал с укоризной:
- Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега.
Слайд 18Правильный ответ
Вы, конечно, выписали слова с суффиксом –изн-. Если вы
включили в их число слово тризна, вы сделали это напрасно.
Слайд 19Вопрос 8
Найдите в отрывке из сказки Пушкина суффикс, при помощи которого
образованы существительные женского рода.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила бы пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна».
Слайд 20Правильный ответ
Конечно, вы нашли суффикс –ИЦ-. Когда он под ударением,
как в этом отрывке, он для вас безопасен. Но когда без ударения – будьте бдительны! Не путайте его с суффиксом –ЕЦ-, который бывает только в словах мужского рода. В словах женского рода пишите только И!
Сравните:
школьница, ровесница, одноклассница, песочница
НО:
молодец, хлопец, делец, боец, морозец, холодец
Слайд 21ВОПРОС 9
Какому правилу подчиняются правописание этих суффиксов?
Пирож… лишь разломила
Да кусоч… прикусила.
Слайд 22Правильный ответ
Во всех этих суффиксах важно, стоит ли гласная под ударением
и стоит ли она после шипящей.
Под ударением после шипящей надо обязательно писать О, даже если очень хочется написать Ё.
Слайд 23ВОПРОС 10
Какими частями речи являются слова ДА в отрывке из стихотворения
А.С.Пушкина «И.И.Пущину»
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Слайд 24Правильный ответ
Да – частица, придающая значение повелительного наклонения глагола (формообразующая частица),
синонимичная частице ПУСТЬ: пусть дарует, пусть озаряет.
С помощью этой частицы стихотворение пронизано искренней верой лирического героя в силу и величие дружеского чувства.
Слайд 25ВОПРОС 11- БЛИЦ
1) Какую роль играет союз И в четверостишии?
Ветер по
морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
2) Объясните правописание суффикса
Белка песенки поёт, золотой орех грызёт,
Изумрудец вынимает и в мешоч… опускает.
3) В сказке А.С.Пушкина Балда – имя собственное. А бывает ли оно нарицательным?
Слайд 26Правильный ответ
Союз И соединяет однородные сказуемые:
Ветер гуляет и подгоняет
2) Правописание суффиксов
–ек-, –ик-.
Если вы сомневаетесь, надо ли писать
–ек- или –ик-, изменяйте падеж слова. Если гласная убежала, надо писать –ек-, а если осталась на месте - –ик-.
3)Слово балда выступает нарицательным, когда хотят сказать о человеке бестолковом, болване
Слайд 27Вопрос 12
Какие признаки устной народной поэзии мы видим в этом
тексте, написанном Пушкиным в духе устного народного творчества?
Только что на проталинках весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветёт черёмуха душиста…
Слайд 28Правильный ответ
Признаки:
Наличие
устойчивых определений – эпитетов: ранние цветочки, гостья дорогая, черёмуха
душиста
2. Слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом: цветочки, пчёлка, листочки
3. Инверсия ( расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок , с целью усилить выразительность речи:
гостья дорогая, черёмуха душиста, луга позеленеют
Слайд 29Вопрос 13
Найдите три ряда однокоренных слов в
стихотворении А.С.Пушкина, написанного в 1833 году.
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.
Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»
Слайд 30
Правильный ответ
1) по дороге, дорожной
2) светит, светло
3) лучинушка, лучина
Слайд 31Спасибо за игру!
Пока в России
Пушкин длится,
Метелям не
Задуть свечу…
Слайд 32Список литературы
1.Пахнова Т.М. А.С.Пушкин на уроках русского языка. Дидактические материалы.
Пособие для учащихся. 9 класс.- М.: АРКТИ, 1999год
2.Русский язык в школе и дома. Научно-популярный и учебно-методический журнал. 2008
год, №8,10,6,7. М.: издатель ООО «Наш язык»
3. Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. 2007 год ,№5; 2006
год, №4. М.: Министерство образования РФ. ООО «Школьная пресса».
4. Русский язык и литература для школьников. Научно-популярный журнал. 2008 год,
№6. М.: издательство «Школьная пресса»
5. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.- СПб.: «Авалон», «Азбука- классика»,
2007 год
6. Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных
выражений. СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008 год