Презентация, доклад на тему Игра по русскому языку что где когда

Содержание

Русский язык – это прежде всего Пушкин. А.Н.Толстой

Слайд 1Интеллектуальная игра по русскому языку








ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Интеллектуальная игра  по русскому языку   ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Слайд 2Русский язык – это прежде всего Пушкин.

А.Н.Толстой


Русский язык – это прежде всего Пушкин.

Слайд 3ВОПРОС 1
Ещё Пушкин писал: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту,

слуга, метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метёт и пр., заменяя выразительную краткость (?) вялым оборотом.
О какой части речи идёт речь?
ВОПРОС 1Ещё Пушкин писал: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату. Мы говорим: которая

Слайд 4Правильный ответ
В этих словах Пушкина обращается внимание на выразительность причастия, без

которого письменная речь будет бедной и вялой, и на отсутствие причастия в устной речи. Однако у тех современных людей, которые постоянно имеют дело с книжной литературой, в устной речи причастия встречаются, и нередко.
СОВЕТ: побольше читайте!
Правильный ответВ этих словах Пушкина обращается внимание на выразительность причастия, без которого письменная речь будет бедной и

Слайд 5ВОПРОС 2
В «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина говорится:
Вот на

берег вышли гости;
Царь Салтан зовёт их в гости…

Дважды употреблённое здесь ГОСТИ – одно и то же слово или нет?
ВОПРОС 2В «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина говорится:  Вот на берег вышли гости;  Царь Салтан

Слайд 6Правильный ответ
В двустишии из «Сказки о царе Салтане» А.Пушкина употреблены два

разных слова ГОСТИ:
Вот на берег вышли гости.- Здесь гости- обычное существительное (гость) в форме именительного падежа множественного числа.
Царь Салтан зовёт их в гости- здесь в гости – предложно-падежная форма имени, превратившаяся в наречие. Сочетание в гости (так же как в гостях или из гостей) выпадает из системы словоизменения слова гость. Не случайно мы спрашиваем:
Ты куда ? – в гости ( а не «Ты во что? – в гости» или «Ты в кого? – в гости».
Правильный ответВ двустишии из «Сказки о царе Салтане» А.Пушкина употреблены два разных слова ГОСТИ:Вот на берег вышли

Слайд 7ВОПРОС 3
В черновых вариантах романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» сохранились строки, описывающие

раздумья Татьяны Лариной над тем, как ей подписать письмо к Онегину:
Подумала, что скажут люди,
И подписала : Т.Л.
Что значит Т.Л., это понятно – «Татьяна Ларина». Но почему в последней строке сбивается ритм и отсутствует рифма?
ВОПРОС 3В черновых вариантах романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» сохранились строки, описывающие раздумья Татьяны Лариной над тем, как

Слайд 8Правильный ответ
В черновых строках А.С.Пушкина сокращение т.л. Надо прочитать как «твердо»,

«люди». Это старые названия букв Т и Л в русской азбуке.
Вспомните, как учил дед Каширин маленького Алёшу Пешкова грамоте?
Правильный ответВ черновых строках А.С.Пушкина сокращение т.л. Надо прочитать как «твердо», «люди». Это старые названия букв Т

Слайд 9ВОПРОС 4
Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель» начинается с целой вереницы вопросов:
Кто не

проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?
Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение. Грубость и неисправность?
Зачем автор задаёт все эти вопросы? Ведь он и так знает на них ответ.
ВОПРОС 4Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель» начинается с целой вереницы вопросов:Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними

Слайд 10Правильный ответ
Вопросы такого типа называются в лингвистике риторическими: они не требуют

ответа. С помощью таких вопросов говорящий, во-первых, экспрессивно выражает своё отношение к описываемой ситуации, а во-вторых, пытается найти в слушающем единомышленника, вызвать в нём сочувствие.
Правильный ответВопросы такого типа называются в лингвистике риторическими: они не требуют ответа. С помощью таких вопросов говорящий,

Слайд 11ВОПРОС 5
Вспомним пушкинские строки «Только вёрсты полосаты попадаются одне!» - там

идёт речь о полосатых столбах, которыми обозначали каждую версту дороги.
А какова мера длины версты?
ВОПРОС 5Вспомним пушкинские строки «Только вёрсты полосаты попадаются одне!» - там идёт речь о полосатых столбах, которыми

Слайд 12Правильный ответ
Когда-то, до введения метрической системы, верста обозначала меру

длины – 500 сажень, то есть 1, 06 км
Правильный ответ  Когда-то, до введения метрической системы, верста обозначала меру длины – 500 сажень, то есть

Слайд 13Вопрос 6 – видео
Урну с водой уронив, об утёс её дева

разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печально сидит.
Проведите лексическую работу:
УРНА
ДЕВА
ПРАЗДНЫЙ
НЕ СЯКНЕТ
ИЗЛИВАТЬСЯ Подберите слова-синонимы, дайте толкование слов
Вопрос 6 – видеоУрну с водой уронив, об утёс её дева разбила.Дева печально сидит, праздный держа черепок.Чудо!

Слайд 14ВИДЕОВОПРОС

ВИДЕОВОПРОС

Слайд 15Правильный ответ
Четверостишие написано по воспоминаниям –впечатлениям от знаменитой статуи-фонтана П.П.Соколова «Девушка

с кувшином»; фонтан сооружён в 1810 году в Царскосельском парке. Статуя изображает Пьеретту – персонаж басни Лафонтена «Молочница и кувшин».
В четырёх пушкинских строках классических по форме стихов застыла (как в бронзе скульптуры) печаль. Миг печали, увековеченный в металле, нашёл отражение в тексте Пушкина, в которых выхвачено из потока жизни и остановлено силой не мгновение счастья, упоения полнотой бытия, а мгновение печали).




Правильный ответЧетверостишие написано по воспоминаниям –впечатлениям от знаменитой статуи-фонтана П.П.Соколова «Девушка с кувшином»; фонтан сооружён в 1810

Слайд 16Лексическая работа (правильный ответ)
Урна – сосуд, ваза, кувшин
Дева (устар., поэт.) – девушка
Праздный

– здесь: бесполезный, ничем не занятый
Не сякнет – не исчезает
Изливаться - выливаться

Лексическая работа (правильный ответ)Урна – сосуд, ваза, кувшинДева (устар., поэт.) – девушкаПраздный – здесь: бесполезный, ничем не

Слайд 17ВОПРОС 7
Выпишите из примеров слова с одним и тем же суффиксом.

Но будьте осторожны! Одно слово – ловушка. Не попадитесь в неё!
1) А Балда приговаривал с укоризной:
- Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега.
ВОПРОС 7Выпишите из примеров слова с одним и тем же суффиксом. Но будьте осторожны! Одно слово –

Слайд 18Правильный ответ
Вы, конечно, выписали слова с суффиксом –изн-. Если вы

включили в их число слово тризна, вы сделали это напрасно.
Правильный ответ Вы, конечно, выписали слова с суффиксом –изн-. Если вы включили в их число слово тризна,

Слайд 19Вопрос 8
Найдите в отрывке из сказки Пушкина суффикс, при помощи которого

образованы существительные женского рода.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила бы пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна».
Вопрос 8Найдите в отрывке из сказки Пушкина суффикс, при помощи которого образованы существительные женского рода.«Кабы я была

Слайд 20Правильный ответ
Конечно, вы нашли суффикс –ИЦ-. Когда он под ударением,

как в этом отрывке, он для вас безопасен. Но когда без ударения – будьте бдительны! Не путайте его с суффиксом –ЕЦ-, который бывает только в словах мужского рода. В словах женского рода пишите только И!
Сравните:
школьница, ровесница, одноклассница, песочница
НО:
молодец, хлопец, делец, боец, морозец, холодец

Правильный ответ Конечно, вы нашли суффикс –ИЦ-. Когда он под ударением, как в этом отрывке, он для

Слайд 21ВОПРОС 9
Какому правилу подчиняются правописание этих суффиксов?

Пирож… лишь разломила
Да кусоч… прикусила.

ВОПРОС 9Какому правилу подчиняются правописание этих суффиксов?Пирож… лишь разломилаДа кусоч… прикусила.

Слайд 22Правильный ответ
Во всех этих суффиксах важно, стоит ли гласная под ударением

и стоит ли она после шипящей.
Под ударением после шипящей надо обязательно писать О, даже если очень хочется написать Ё.
Правильный ответВо всех этих суффиксах важно, стоит ли гласная под ударением и стоит ли она после шипящей.

Слайд 23ВОПРОС 10
Какими частями речи являются слова ДА в отрывке из стихотворения

А.С.Пушкина «И.И.Пущину»
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

ВОПРОС 10Какими частями речи являются слова ДА в отрывке из стихотворения А.С.Пушкина «И.И.Пущину»Молю святое провиденье:Да голос мой

Слайд 24Правильный ответ
Да – частица, придающая значение повелительного наклонения глагола (формообразующая частица),

синонимичная частице ПУСТЬ: пусть дарует, пусть озаряет.
С помощью этой частицы стихотворение пронизано искренней верой лирического героя в силу и величие дружеского чувства.
Правильный ответДа – частица, придающая значение повелительного наклонения глагола (формообразующая частица), синонимичная частице ПУСТЬ: пусть дарует, пусть

Слайд 25ВОПРОС 11- БЛИЦ
1) Какую роль играет союз И в четверостишии?
Ветер по

морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
2) Объясните правописание суффикса
Белка песенки поёт, золотой орех грызёт,
Изумрудец вынимает и в мешоч… опускает.
3) В сказке А.С.Пушкина Балда – имя собственное. А бывает ли оно нарицательным?
ВОПРОС 11- БЛИЦ1) Какую роль играет союз И в четверостишии?Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет,Он бежит

Слайд 26Правильный ответ
Союз И соединяет однородные сказуемые:
Ветер гуляет и подгоняет
2) Правописание суффиксов

–ек-, –ик-.
Если вы сомневаетесь, надо ли писать
–ек- или –ик-, изменяйте падеж слова. Если гласная убежала, надо писать –ек-, а если осталась на месте - –ик-.
3)Слово балда выступает нарицательным, когда хотят сказать о человеке бестолковом, болване
Правильный ответСоюз И соединяет однородные сказуемые:Ветер гуляет и подгоняет2) Правописание суффиксов –ек-, –ик-.Если вы сомневаетесь, надо ли

Слайд 27Вопрос 12
Какие признаки устной народной поэзии мы видим в этом

тексте, написанном Пушкиным в духе устного народного творчества?
Только что на проталинках весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветёт черёмуха душиста…


Вопрос 12 Какие признаки устной народной поэзии мы видим в этом тексте, написанном Пушкиным в духе устного

Слайд 28Правильный ответ
Признаки:
Наличие
устойчивых определений – эпитетов: ранние цветочки, гостья дорогая, черёмуха

душиста
2. Слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом: цветочки, пчёлка, листочки
3. Инверсия ( расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок , с целью усилить выразительность речи:
гостья дорогая, черёмуха душиста, луга позеленеют


Правильный ответПризнаки:Наличие устойчивых определений – эпитетов: ранние цветочки, гостья дорогая, черёмуха душиста2. Слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом: цветочки,

Слайд 29Вопрос 13
Найдите три ряда однокоренных слов в

стихотворении А.С.Пушкина, написанного в 1833 году.
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.
Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»

Вопрос 13    Найдите три ряда однокоренных слов в стихотворении А.С.Пушкина, написанного в 1833 году.

Слайд 30 Правильный ответ 1) по дороге, дорожной 2) светит, светло 3) лучинушка, лучина

Правильный ответ  1) по дороге, дорожной 2) светит, светло 3) лучинушка, лучина

Слайд 31Спасибо за игру!
Пока в России
Пушкин длится,
Метелям не
Задуть свечу…

Спасибо за игру!Пока в РоссииПушкин длится,Метелям не Задуть свечу…

Слайд 32Список литературы
1.Пахнова Т.М. А.С.Пушкин на уроках русского языка. Дидактические материалы.

Пособие для учащихся. 9 класс.- М.: АРКТИ, 1999год
2.Русский язык в школе и дома. Научно-популярный и учебно-методический журнал. 2008
год, №8,10,6,7. М.: издатель ООО «Наш язык»
3. Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. 2007 год ,№5; 2006
год, №4. М.: Министерство образования РФ. ООО «Школьная пресса».
4. Русский язык и литература для школьников. Научно-популярный журнал. 2008 год,
№6. М.: издательство «Школьная пресса»
5. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.- СПб.: «Авалон», «Азбука- классика»,
2007 год
6. Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных
выражений. СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008 год
Список литературы1.Пахнова Т.М. А.С.Пушкин на уроках русского языка. Дидактические материалы.  Пособие для учащихся. 9 класс.- М.:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть