Слайд 1"Бранное, трудное время"
Урок-игра по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 7-й класс
Слайд 2Цели урока: оценить степень освоенности повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»;
развивать интерес и любовь к литературе, к творчеству Н. В. Гоголя; развивать любознательность и остроту мышления учащихся, дух соревновательности, товарищеской поддержки.
Слайд 3Оборудование: выставка книг Н. В. Гоголя и о нем; материалы из
альбома выставки «Н. В. Гоголь»; иллюстрации Кибрика к повести «Тарас Бульба»; иллюстрации учащихся к повести «Тарас Бульба»; высказывания современников Н. В. Гоголя о нем и о повести «Тарас Бульба».
Слайд 4
Урок-игра по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Слайд 6«Тарас Бульба», эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот
резкий очерк героической жизни младенствующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера" – так отозвался о повести Н.В. Гоголя выдающийся русский критик XIX века»
В.Г. Белинский.
Наша игра посвящена этой дивной эпопее
Слайд 7Участники игры
1 курень – «Курень знатоков»;
2 курень – «Весёлый курень»;
3
курень – «Героический курень».
Слайд 8"Во вкусе того бранного, трудного времени"
В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан
национальный и исторический колорит "бранного, трудного времени". Во многом этому способствует использование соответствующей лексики. Проверим, как вы её усвоили.
Слайд 91 этап игры
«Словесный марафон»
Задание: Каждой команде за 3 минуты объяснить значения
4-х слов
Баллы: правильно определённое слово – 1балл
Слайд 101 этап игры
«Словесный марафон»
«Курень знатоков»
Сухая лепешка из пшеничной муки
Пояс с кошелем,
в который насыпали червонцы
Балованный сынок
Длинный клок волос на голове
Любимая девушка
Корж
Черенок
Мазунчик
Чуприна
Коханка
Слайд 11«Весёлый курень»
1 этап игры
«Словесный марафон»
Жидкая каша с салом
Широкий плащ
Вертела, железные прутья, на которых жарят мясо
Помещение, в котором казаки жили в Сечи
Солдат
Кулиш
Епанча
Рожны
Курень
Гайдук
Слайд 12 «Героический курень»
1 этап игры
«Словесный марафон»
Общее название сладостей
Шнур,
которым стягивался пояс шаровар
Сходка, собрание запорожцев
Ведро дегтя
Секира
Пундики
Очкур
Рада
Мазница
Топор
Слайд 13Балл: правильный ответ – 1 балл
дополнение – 0,5 балла
2 этап
игры
«Брейн-ринг»
Задание: Кто больше и быстрее правильно ответит на вопросы? Первой отвечает команда, которая первая подняла руку. При неверном ответе право ответа предоставляется другой команде.
Слайд 14Как Тарас сумел заставить Остапа учиться?
Как Бульба обычно называл жену?
Что на прощанье вручила Остапу и Андрию их мать?
За что и как наказывали на Сечи?
Что описывал Н.В. Гоголь по дороге отца с сыновьями на Сечь?
Остров, на котором стояла Запорожская Сечь?
Город, который казаки взяли в осаду?
Каково было воинское звание Тараса?
Кто пришел к Андрию во время осады?
Кто был избран куренным атаманом во время боя?
Какая разница в воинском убранстве казаков и ляхов?
Что это за дело, за которое новичок принимался торжественно в казацкие круги?
Почему Тарас решил ехать вместе с сыновьями на Сечь?
Как на Сечи относились к вере?
Кто и что говорил о товариществе?
Какую смерть приняли Остап и Андрий?
Какой была месть Тараса Бульбы?
Слайд 153 этап игры
«О ком идет речь?»
Задание: Узнай героя по описанию
Балл: Правильный
ответ – 2 балла
Слайд 161. "...весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой
прямотой своего нрава <…> Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником Православия".
Слайд 172. "Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и
летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае"
Слайд 183. Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное
званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".
Слайд 204 этап игры
«Мысль изречённая»
Задание: Отгадайте и вставьте пропущенное слово
Баллы: правильно названное
слово – 2 балла
Слайд 21«Курень знатоков»
«Терпи, козак - … будешь!»
атаман
Не хвались в поход собираючись,
а …
хвались из похода едучи
Слайд 22«Весёлый курень»
Нет силы сильнее …
веры
Казака в степи, только … догонит
пуля
Слайд 23«Героический курень»
Кровь казачья …
не водица
Нет уз святее …
товарищества
Слайд 245 этап игры
«Умозаключение»
Задание: подумайте и дайте ответ
Максимальный балл – 5
Слайд 25Как вы считаете правильно ли сделал Тарас убив своего сына?
Почему Остап
в последнее минуты жизни, не зная о присутствии Тараса на площади, обратился к отцу?
Слайд 26Что такое подвиг – один момент или вся жизнь? Можем ли
мы сказать, что вся жизнь Остапа была подготовкой к подвигу?
Почему Тарас не только принял такое страшное решение убить сына, но и взял на себя его исполнение?
Слайд 27Андрий – это положительный или отрицательный герой?
Почему в произведении, написанное на
русском языке, Гоголь вставляет украинские слова?
Слайд 28Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к
Погодину: "Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной". Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть "сколько возможно" воздуха "бранного, трудного времени", ощутить "энергическую, могучую" атмосферу Запорожской Сечи – "гнезда", откуда, по словам писателя, "вылетают все те гордые и крепкие, как львы! <…> откуда разливается воля и козачество на всю Украйну". Хочется надеяться, что нравственные уроки произведения не пройдут для вас бесследно. В этой связи нельзя не вспомнить Белинского, который подчёркивал: "После «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как повести г. Гоголя".
Слайд 29Домашнее задание: подготовиться к сочинению по повести «Тарас Бульба» - «Что
нового вошло в мою жизнь, после прочтения повести Н.В. «Тарас Бульба», или «Два брата, две судьбы» .