Слайд 1ГРАМОТЕИ
ИГРА-ИСПЫТАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ команд 9-11 КЛАССОВ
В РАМКАХ ДЕКАДЫ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 2Что означает слово «грамотей»?
Образованный человек
Ишь, какой умный!
Антипод неуча (разг.)
Грамотный человек
Слайд 3В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1).
занЯл
2). кОрысть 3). вклЮчим
4). жИлось 5). закУпорив
6). каталОг 8). красивЕе
7.) лгАла 9). мозАичный
Слайд 4В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1).
занЯл
2). кОрысть 3). вклЮчим
4). жИлось 5). закУпорив
6). каталОг 8). красивЕе
7.) лгАла 9). мозАичный
Слайд 5Пословицы-«перевёртыши»
В свою телегу ложись
Охотник охотника не различает вблизи
Коляски чистоты пугаются
Множество против
одного, один против всех
Двое из леса - пацифисты
Слайд 6Пословицы
Не в свои сани не садись
Рыбак рыбака видит издалека
Танки грязи
не боятся
Один за всех, все за одного
Один в поле не воин
Слайд 7Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре
языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова
Чаще всего это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Речевая ошибка (в отличие от грамматический) заметна только в контексте!
Слайд 8Предложения для работы
1. Эта модель демонстративная, она не продается.
2. Я занял
соседу тысячу рублей до февраля.
3. Мальчик ничего не отвечал, а только хлопал очами.
4. Суд признал его виноватым в совершении преступления.
5. Его отец был настоящим полиглотом: он мог подробно и обстоятельно ответить на вопрос из любой области знаний.
6. Спасатели увидели, что в море утопает человек.
7. Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись, он увидел высокое, бесконечное небо.
8. Теща Катерины постоянно учила жизни домочадцев.
9. Наши товары импортируются во многие страны мира.
Слайд 9
Нередко мастера слова в своих произведениях отступают от речевых норм, добиваясь
определенного художественного эффекта.
Найдите в приведенных фрагментах литературных произведений эти отступления и определите, какого эффекта достигают авторы.
1. Вся комната янтарным блеском озарена.
Веселым треском трещит затопленная печь…
(А.Пушкин. Зимнее утро)
Внимание!
Правильный ответ:
1. Вся комната янтарным блеском озарена.
Веселым треском трещит затопленная печь…
(А.Пушкин. Зимнее утро)
Прибегая к тавтологии
треском трещит,
автор передает звук, который слышит лирический герой стихотворения.
Слайд 11Найдите в приведенном фрагменте отступления от речевых норм и определите, какого
эффекта достигают авторы.
На миг умолкли разговоры;
Уста жуют.
(А.Пушкин. Евгений Онегин)
Слайд 12Внимание! Правильный ответ:
На миг умолкли разговоры;
Уста жуют.
(А.Пушкин. Евгений Онегин)
Сочетание слов разных стилей (уста жуют) создает комический эффект.
Слайд 13Найдите в приведенном фрагменте отступления от речевых норм и определите, какого
эффекта достигают авторы.
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(Ф.Тютчев. Сны)
Слайд 14Правильный ответ:
И мы плывем, пылающею
бездной
Со всех сторон окружены.
(Ф.Тютчев. Сны)
Плеоназм
(со всех сторон окружены) подчеркивает полную погруженность лирического героя в мир сна.
Слайд 15Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки запишите их номера (по
1 б.),, объясните, в чём ошибка (2 б.) и как её устранить (1 б).
1. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, расспросить друг друга!
2. Автора возмущает поведение и отношение людей к этим великим людям.
3. С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.
Слайд 16
*Задание для болельщиков!
Укажите способы устранения ошибок в предложениях:
1. Раньше родители следили,
ухаживали за нами, а теперь мы должны и обязаны любить, уважать и ухаживать за своими родителями.
2. Пусть у меня небольшой жизненный опыт, но я знаю многочисленные истории и рассказы как из классической литературы, так и примеры из собственной жизни.
Слайд 17Правильный ответ: 1
1. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, расспросить
друг друга!
Глагол рассказать может сочетаться с винительным падежом, а глагол расспросить требует предложного (...многое надо было рассказать, о многом расспросить...).
Внимание!
Правильный ответ: 2
2. Автора возмущает поведение и отношение людей к этим великим людям.
Отглагольные существительные поведение и отношение имеют разное управление(поведение (кого? чье?) этих людей и их отношение (к кому?) к этим великим людям),чтобы избежать неоправданного лексического повтора, следует использовать контекстуальный синоним и личное местоимение: Автора возмущает поведение современников (соратников) и их отношение к этим великим
Слайд 19 Склоняем числительные!
Запишите словами
в творительном падеже:
1849-ый километр;
6457 страниц
Слайд 20Проверим!
Тысяча восемьсот сорок девятым километром
Склоняем у порядковых составных числительных только последнее
слово!
Шестью тысячами четырьмястами пятьюдесятью семью страницами
У количественных составных числительных склоняются все слова (и части сложного слова)!
Слайд 21Проверим грамотность!
На колоссальной четырёхъярусной дощатой террасе, искусно задрапированной гобеленами, вблизи конопляника,
но вдали от можжевель-ника, небезызвестная супруга бывшего протоиерея, а ныне подьячего, веснуш-чатая Агриппина в течение часа потче-вала исподтишка винегретом с моллюсками, варениками и прочими яствами коллежского асессора
Аполлона Филипповича под дилетант-ский аккомпанемент аккордеона.