Презентация, доклад на тему Идея жизни в романе Б.Пастернака Доктор Живаго

Содержание

Человек рождается жить, а не готовиться к жизни. Б.Л.Пастернак. Дай, Пастернак, смещенье дней, Смущенье веток, Сраженье запахов, теней,

Слайд 1«Доктор Живаго»
Борис Пастернак

«Доктор Живаго»Борис Пастернак

Слайд 2Человек рождается жить, а не готовиться к жизни.

Б.Л.Пастернак.

Дай, Пастернак, смещенье дней, Смущенье веток, Сраженье запахов, теней, С мученьем века, Чтоб слово, садом бормоча, Цвело и зрело, Чтобы вовек твоя свеча Во мне горела.
Е.Евтушенко.
Человек рождается жить, а не готовиться к жизни.

Слайд 3Чувство жизни пронизывает все великие
произведения русской литературы:

это главная её идея
Чувство жизни пронизывает все великие произведения русской литературы:      это главная её идея

Слайд 4 Мировые войны, социальные
революции, междоусобицы,

военные диктатуры и
деспотические режимы
резко обесценили жизнь,
истощили её ресурсы,
обескровили и обездушили её,
поставив на последнюю грань,
за которой — бездна!

Мировые войны, социальные  революции, междоусобицы,  военные диктатуры и  деспотические режимы

Слайд 5Романы
этих писателей
объединены острейшим переживанием живой жизни. Особенно ярко выражена идея

жизни в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Андрей
Платонов

Евгений
Замятин

Василий
Гроссман

Борис
Пастернак

Романы этих писателейобъединены острейшим переживанием живой жизни. Особенно ярко выражена идея жизни в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Слайд 6Случайно ли ИДЕЯ ЖИЗНИ стала главной в романе?
Поэт ощущает свое глубинное

родство со всем окружающим, и именно за счет этого история любви, интимные переживания, конкретные детали жизни весной и летом 1917 года претворяются в книгу размышлений о революции. Позже Пастернак назвал подобный подход «интимизацией истории»

Поэтический
сборник
«Сестра моя
жизнь»

Случайно ли ИДЕЯ ЖИЗНИ  стала главной в романе?Поэт ощущает свое глубинное родство со всем окружающим, и

Слайд 7Идея жизни – в заглавии романа, в фамилии героя, в его

профессии

Фамилия Живаго— форма родительного и винительного падежей слова живой в древнерусском языке, она вызывает ассоциации с именем “Христа, сына Бога живаго”.

Идея жизни – в заглавии романа, в фамилии героя, в его профессииФамилия Живаго— форма родительного и винительного

Слайд 8“Фамилия моего героя? Это история непростая. Ещё в детстве я был

поражён, взволнован строками из молитвы церковной Православной Церкви: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». Я повторил эту строчку и по-детски ставил запятую после слова «Бога». Получилось таинственное имя Христа «Живаго». Но не о живом Боге думал я, а о новом, только для меня доступном его имени «Живаго». Вся жизнь понадобилась на то, чтобы это детское ощущение сделать реальностью — назвать именем героя моего романа”.

Б.Пастернак о фамилии героя:

“Фамилия моего героя? Это история непростая. Ещё в детстве я был поражён, взволнован строками из молитвы церковной

Слайд 9Внешне повествование вполне традиционно: судьба человека в эпоху революции.
События романа

даны через восприятие главного героя – это и составляет сюжет.
Судьба человека , по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить.
Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, не приспосабливается к ним, оставаясь собой в любых условиях, сохраняя свою точку зрения.

Внешне повествование вполне традиционно: судьба человека в эпоху революции. События романа даны через восприятие главного героя –

Слайд 102 части: прозаической и поэтической.
16 частей - повествование о людях,

событиях, большой истории, трагических судьбах Юрия Живаго, Тони, Лары и других героев.
Здесь же показан многоплановый образ России в пред- и послереволюционные годы.
17-я, последняя, поэтическая часть: в ней весь этот обширный материал как будто заново повторяется, преломляется через чувства.
Поэзия и проза в романе Б.Пастернака образуют единство, являются, по сути дела, новой жанровой формой.

Построение повествования

2 части: прозаической и поэтической. 16 частей - повествование о людях, событиях, большой истории, трагических судьбах Юрия

Слайд 11хотел «… дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие»
, « …

эта вещь будет выражением моих взглядов на жизнь человека в истории и многое другое»

Авторский замысел

хотел «… дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие», « … эта вещь будет выражением моих взглядов

Слайд 12 Семья Ю. Живаго, среда, формирующая характер.
Революция в судьбе

Ю. Живаго. Споры о революции в романе.
Гражданская война в судьбе Юрия Живаго.
Любовь Лары и Юрия Живаго.

Направления развития сюжета

Семья Ю. Живаго, среда, формирующая характер.  Революция в судьбе Ю. Живаго. Споры о революции в

Слайд 13Мать – Мария Николаевна – умирает, когда Юре всего 10 лет:
«Его

курносое лицо исказилось. Шея его вытянулась. Если бы таким движением поднял голову волчонок, было бы ясно, что он сейчас завоет. Закрыв лицо руками, мальчик зарыдал».

Семья Юрия Живаго

Мать – Мария Николаевна – умирает, когда Юре всего 10 лет:«Его курносое лицо исказилось. Шея его вытянулась.

Слайд 14Отец - «известный богач, добряк и шалопут, уже наполовину невменяемый» из-за

чрезмерного употребления алкоголя, промотавший все свое состояние.
Адвокат Комаровский помог Живаго-отцу потерять состояние.

Семья Юрия Живаго

Отец - «известный богач, добряк и шалопут, уже наполовину невменяемый» из-за чрезмерного употребления алкоголя, промотавший все свое

Слайд 15Детство Юры протекало «в беспорядке и среди постоянных загадок».
Ему не

говорили о том, что отец промотал миллионное состояние семьи, а затем бросил их.
Мать часто болела, ездила на лечение во Францию, а Юру оставляла на попечение посторонних людей. Он болезненно переживает смерть матери

Семья Юрия Живаго

Детство Юры протекало «в беспорядке и среди постоянных загадок». Ему не говорили о том, что отец промотал

Слайд 16Дядя Юры определяет племянника в московскую семью своего приятеля профессора Громеко.

Дети — Юра Живаго, его одноклассник гимназист Миша Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко — очень сдружились между собой.
«Этот тройственный союз... помешан на проповеди целомудрия».

Семья Юрия Живаго

Семья Громеко —
«образованные люди,
хлебосолы и большие
знатоки музыки».

Дядя Юры определяет племянника в московскую семью своего приятеля профессора Громеко. Дети — Юра Живаго, его одноклассник

Слайд 171911 год. Дети выросли и заканчивают университет.
Юра — врач, Миша

— филолог, а Тоня — юрист.
Юра увлекается написанием стихов, которым «прощал грех их возникновения за их энергию и оригинальность», и считает, что литература не может быть профессией.

Семь я Юрия Живаго

1911 год. Дети выросли и заканчивают университет. Юра — врач, Миша — филолог, а Тоня — юрист.

Слайд 18«смерти нет. Смерть не по нашей части... талант это другое дело,

это наше, это открыто нам. А талант — в высшем широчайшем принятии есть дар жизни».

Юрий Живаго врачует мать Тони Громеко – Анну Ивановну

Решает , что, если она
умрет, Тоня и Юра
должны пожениться,
поскольку они созданы
друг для друга.

«смерти нет. Смерть не по нашей части... талант это другое дело, это наше, это открыто нам. А

Слайд 19Идея жизни в романе
Доктор Живаго - хранитель жизни, её оберег.
Жизнь

героя становится житием, точнее бытием, осеняется знаком вечности (не случайно сначала в рукописи на месте названия было: “смерти не будет...”).

У Юрия нет своей семьи, поэтому он ценит то, что дала ему судьба – отношения с семьей Громеко. Он старается охранять тепло приемной семьи.

Идея жизни в романеДоктор Живаго - хранитель жизни, её оберег. Жизнь героя становится житием, точнее бытием, осеняется

Слайд 20Первоначальное отношение Живаго к революции
В революции он видит что-то “евангельское” (ч.

5, гл. 8).
2) Революция — это свобода. “Вы подумайте, какое сейчас время! Со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода! Настоящая, не на словах и в требованиях, а с неба свалившаяся сверх ожидания. Свобода по нечаянности, по недоразумению”.
Первоначальное отношение Живаго к революцииВ революции он видит что-то “евангельское” (ч. 5, гл. 8).2) Революция — это

Слайд 21“Какая великолепная хирургия!” (ч. 6, гл. 8).
Он реагирует безошибочно только

на истинное, вечное. Пока революция казалась ему проявлением и осуществлением жизни, пока социализм предстаёт “морем жизни, морем самобытности”, он восхищался её смелой и решительной “хирургией” и принимал её.

Первоначальное отношение Живаго к революции

“Какая великолепная хирургия!” (ч. 6, гл. 8). Он реагирует безошибочно только на истинное, вечное. Пока революция казалась

Слайд 22Он не пришёл в отряд сознательно
. «Лесные братья» захватили его насильно

как человека, который может быть им полезен. Живаго – врач, а в отряде то сыпняк, то дизентерия.

Юрий Живаго и гражданская война

Он не пришёл в отряд сознательно. «Лесные братья» захватили его насильно как человека, который может быть им

Слайд 23«Состав его пёстрый. В основном это крестьяне – середняки, но наряду

с этим вы встретите кого угодно. Есть тут и бедняки, и монахи – расстриги, и воюющие с папашами кулацкие сынки, есть анархисты и беспаспорт-ные голоштанники, и великовозрастные, выгнанные из средних учебных заведений женихи – оболтусы. Есть австрогерманские военнопленные, прельщённые обещаниями свободы…»

Партизанский отряд «лесные братья»

«Состав его пёстрый. В основном это крестьяне – середняки, но наряду с этим вы встретите кого угодно.

Слайд 24Не очень – то озабочен «отбором человеческого материала», происходящим в горниле

революции.
Ему нет никакого дела до счастья каждого конкретного члена отряда, его волнуют более глобальные проблемы - счастье человечества.

Командир отряда Ливерий Микулицын

Не очень – то озабочен «отбором человеческого материала», происходящим в горниле революции. Ему нет никакого дела до

Слайд 25На груди убитого отрядного телеграфист Живаго нашел ладанку с истёртой бумажкой,

на ней – текст девяностого псалма. Считалось, что он хранит от пули. Стих перевран, многие старославянские слова искажены, что говорит о неграмотности красного бойца.

Во что верить?

На груди убитого отрядного телеграфист Живаго нашел ладанку с истёртой бумажкой, на ней – текст девяностого псалма.

Слайд 26Второй был ещё совсем молоденький мальчик, вчерашний гимназист, на подкладке шинели

заботливой маминой рукой было вышито: «Серёжа Ранцевич». «Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему ( Юрию) по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий».

Во что верить?

Повреждённый пулей материнский медальончик, из которого выпала бумажка, – тот же псалом, только написанный грамотно.
Амулет спас юноше жизнь.

Второй был ещё совсем молоденький мальчик, вчерашний гимназист, на подкладке шинели заботливой маминой рукой было вышито: «Серёжа

Слайд 27Это братоубийственная война, дикая и противоестественная. Это бессмысленная бойня.
Друг на

друга идут люди одной веры, которые в минуты смертельной опасности обращающиеся к одному источнику – христианской молитве.

Отношение Живаго к войне

Это братоубийственная война, дикая и противоестественная. Это бессмысленная бойня. Друг на друга идут люди одной веры, которые

Слайд 28Долг врача превыше политических симпатий и антипатий. С одинаковой заботой он

относится и к красному партизану и к добровольцу колчаковской армии: для него нет ни красных, ни белых, а есть страдающий больной человек – высшая ценность жизни.
Война заставляет людей забыть эту простую истину, но только не Живаго

Отношение Живаго к войне

Долг врача превыше политических симпатий и антипатий. С одинаковой заботой он относится и к красному партизану и

Слайд 29Он не желает принимать законы бесчеловечной схватки, в которую втравили людей,

не желает подчиняться насилию, оно неприемлемо для него.
Это позиция «над схваткой».

Позиция Живаго в гражданской войне

В чем уязвимость такой позиции?

Быть самим собой, духовно независимым, имеющим сомнения и колебания в душе, какие и должен иметь думающий человек – это позиция автора.

Он не желает принимать законы бесчеловечной схватки, в которую втравили людей, не желает подчиняться насилию, оно неприемлемо

Слайд 30«Изуверства красных и белых будто соперничают по жестокости, попеременно возрастая одно

в ответ на другое, точно их множили; от крови тошнило, она подступала к горлу, бросалась в голову».
Война – великая и белых и красных, и к какому берегу ни пристань, всё равно ты будешь участвовать в этом насилии, а значит множить его.


Живаго боится за человека вообще, его страшит судьба России:

Мы видим войну глазами гордого независимого человека с твёрдыми нравственными принципами, рискнувшего выстоять в этой кровавой мешанине, сохранить человеческое достоинство, остаться самим собой.

«Изуверства красных и белых будто соперничают по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их

Слайд 31Русско-японская война,
волнения 1905 года,
Первая мировая война,
революция 1917 года,


Гражданская война, красный террор,
первые пятилетки,
Великая Отечественная война.

Исторические события в жизни страны и героя

Почти все герои романа Пастернака
по-своему задействованы в бурной жизни века и принимают его жизнь за свою. Каждый решает свою судьбу, соотнося с требованием времени: войны, революции, голода…
Но доктор Живаго живёт в своём пространстве, в своём измерении, где главными являются не житейские ценности, а законы культуры.

Русско-японская война, волнения 1905 года, Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война, красный террор, первые пятилетки,

Слайд 32Образы женщин
Тема любви в романе

Образы женщинТема любви в романе

Слайд 33отличалась простотой и какой-то трогательностью. Она, казалось, была предназначена Живаго самой

судьбой.
Любовь к Тоне –это любовь-долг, любовь-благодарность: эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго, символом чистоты и незыблемости семейного очага.

Тоня Громеко, жена Живаго

отличалась простотой и какой-то трогательностью. Она, казалось, была предназначена Живаго самой судьбой. Любовь к Тоне –это любовь-долг,

Слайд 34По дороге на елку к Светницким Живаго обращает внимание на окно,

где горит свеча. Там Лара Гишар беседует с Павлом Антиповым.
Ему приходят строки «Свеча горела на столе. Свеча горела...».

Лара Гишар, Лариса Федоровна Антипова

По дороге на елку к Светницким Живаго обращает внимание на окно, где горит свеча. Там Лара Гишар

Слайд 35Чувство к Ларе чисто и вечно. бежать от нее невозможно. Такая

любовь дается лишь избранным:
«Они любили друг друга не из неизбежности, а потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может быть, больше, чем им самим».

Юрий Живаго и Лара

Чувство к Ларе чисто и вечно. бежать от нее невозможно. Такая любовь дается лишь избранным: «Они любили

Слайд 36Живаго ассоциирует Лару с Россией.
Она – часть родной земли, которая, тоже

«знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть!»
Живаго ассоциирует Лару с Россией.Она – часть родной земли, которая, тоже «знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая,

Слайд 37“Он возвращался со всех этих должностей к ночи, измученный и проголодавшийся,

и заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот, за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде... она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более, чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал, ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках, в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках” (ч. 13, гл. 16).

Лара глазами Юрия Живаго

“Он возвращался со всех этих должностей к ночи, измученный и проголодавшийся, и заставал Ларису Фёдоровну в разгаре

Слайд 38Лариса Фёдоровна Гишар:
Лариса — “Чайка” (ассоциация с чеховской чайкой),
Фёдор

— “Божий дар”,
Гишар — “решётка” (франц.).
Имя поддерживает метафору “Лара — Россия”: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой.

Символика имени Лара

Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса — “Чайка” (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор — “Божий дар”, Гишар — “решётка”

Слайд 39Образы женщин в романе
Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для

человека круг жизни.

С появлением Лары входят размышления о судьбе России, о революции, природе.
Лара — олицетворение радости жизни и самоотдачи”.

Образы женщин в романеТоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары

Слайд 40“Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в

поезде к дому, который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек. Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство — приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования” (ч. 5, гл. 16).

Отношение Юрия Живаго к дому

“Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и

Слайд 41Окружающий мир,
природа,
история России.

Что есть Россия для Юрия Живаго?

Окружающий мир, природа, история России.Что есть Россия для  Юрия Живаго?

Слайд 42Дворянская культура. (Юрий Андреевич о дяде Николае Николаевиче).
Идеи христианства: “человек живёт

не в природе, а в истории” и “Евангелие есть её обоснование”: “Это, во-первых, любовь к ближнему, этот высший вид живой энергии, переполняющей сердце человека... идея свободной личности и идея жизни как жертвы”.

Вечные ценности Юрия Живаго

Дворянская культура. (Юрий Андреевич о дяде Николае Николаевиче).Идеи христианства: “человек живёт не в природе, а в истории”

Слайд 43В революции доктор Живаго увидел творящийся ход истории и радуется этому

произведению искусства: “Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох. Каждый ожил, переродился, у всех превращения, перевороты. Можно сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая” (ч. 5, гл. 8).

Первоначальное отношение Живаго к революции

В революции доктор Живаго увидел творящийся ход истории и радуется этому произведению искусства: “Революция вырвалась против воли,

Слайд 44Революция вступает в новую фазу, заведомо неприемлемую для героев.
“Переделка жизни” (ч.

11, гл. 5) — противопоставление всему живому.
“...Каждое водворение этой власти проходит через несколько этапов. В начале это торжество разума, критический дух, борьба с предрассудками. Потом наступает второй период. Получают перевес тёмные силы «примазавшихся», притворно сочувствующих. Растут подозрительность, доносы, интриги, ненавистничество... мы находимся в начале второй фазы” (ч. 13, гл. 5).

Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?

Революция вступает в новую фазу, заведомо неприемлемую для героев.“Переделка жизни” (ч. 11, гл. 5) — противопоставление всему

Слайд 45Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?
Братоубийственная война (случай с

Серёжей Ранцевым — ч. 11, гл. 4). “Толпа окружала лежавший на земле окровавленный человеческий обрубок” (ч. 12, гл. 8).
Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?Братоубийственная война (случай с Серёжей Ранцевым — ч. 11, гл.

Слайд 46Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?
История Палых. “Это был

явный умопомешанный, бесповоротно конченное существование”. Революция калечит людей, лишая человеческого (ч. 12, гл. 8).
Антипов становится Расстрельниковым (ч. 13, гл. 15).

Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?История Палых. “Это был явный умопомешанный, бесповоротно конченное существование”. Революция

Слайд 47Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?
“...Человек человеку волк. Путник

при виде путника сворачивал в сторону, встречный убивал встречного, чтобы не быть убитым. Человеческие законы цивилизации кончились. В силе были звериные” (ч. 13, гл. 2).


“Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле” (ч. 11, гл. 4).

Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?“...Человек человеку волк. Путник при виде путника сворачивал в сторону,

Слайд 48Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?
Насилие. “Во все места

стали назначать комиссаров с неограниченными полномочиями, людей железной воли, вооружённых мерами устрашения и наганами” (ч. 6, гл. 9).

Переворот. Лара: « Всё … относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, всё это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройством. Всё бытовое опрокинуто и разрушено” (ч. 13, гл. 13).

Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?Насилие. “Во все места стали назначать комиссаров с неограниченными полномочиями,

Слайд 49Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?
“Владычество фразы, мёртвая буква

закона. Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения... теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, вам навязанными представлениями. Стало расти владычество фразы, сначала монархической — потом революционной” (ч. 11, гл. 4).

Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?“Владычество фразы, мёртвая буква закона. Главной бедой, корнем будущего зла

Слайд 50Идея жизни противопоставлена идее неживого, мёртвого, неприродного, искусственного.
Вот почему Живаго

уклоняется от насилия истории. По его мнению, событий революции нельзя избежать, в них можно вмешиваться, но их нельзя поворотить. Он участвует в революции скорее как частица природы.

К каким выводам приходит герой?

Идея жизни противопоставлена идее неживого, мёртвого, неприродного, искусственного. Вот почему Живаго уклоняется от насилия истории. По его

Слайд 51Стихи — это то, что не может умереть. Так воплощается идея

жизни в романе.
“Эти стихи написаны от одного лица — у стихов один автор и один общий лирический герой. Ю.А. Живаго — это и есть лирический герой Пастернака, который и в прозе остаётся лириком”. (Д.С.Лихачёв)

Роман не заканчивается смертью героя. Он заканчивается стихами.

Стихи — это то, что не может умереть. Так воплощается идея жизни в романе.“Эти стихи написаны от

Слайд 52Автор предельно искренен, он показывает момент вдохновения, когда перу не угнаться

за мыслью.
Он делает читателя свидетелем и соучастником труднейшей работы над словом.
Лирический герой — самое ясное выражение поэта. Между поэтической образностью речей и мыслей главного героя романа нет различий. “ Живаго — выразитель сокровенного Пастернака”.

Юрий Живаго о назначении искусства

Автор предельно искренен, он показывает момент вдохновения, когда перу не угнаться за мыслью.Он делает читателя свидетелем и

Слайд 53Символ творчества в романе
Во время проезда Юрия с Тоней по Москве,

по Камергерскому, он обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в окне, сквозь неё просвечивает огонь свечи, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало. «Свеча горела на столе...». Так рождается поэт Живаго.
Символ творчества в романеВо время проезда Юрия с Тоней по Москве, по Камергерскому, он обратил внимание на

Слайд 54Свобода от догм, каких-либо партий, полная свобода от разума, жизнь и

творчество по вдохновению, а не по принуждению.
Роман «Доктор Живаго» — это лирическая исповедь Б.Л.Пастернака.

Жизненный принцип Юрия Живаго

Свобода от догм, каких-либо партий, полная свобода от разума, жизнь и творчество по вдохновению, а не по

Слайд 55Тематические циклы стихотворений Юрия Живаго
поэзия на евангельские сюжеты,
о природе,
человеческих

отношения,
ассоциации с мировой духовной культурой (фольклор, Шекспир, Блок, Есенин, живопись и т.д.).

В стихотворениях объединяются
разные иллюзии и реминисценции.
Это производит эффект поэтической многозначности, которая вынуждает
читателя задуматься над важными
философскими проблемами

Тематические циклы стихотворений Юрия Живагопоэзия на евангельские сюжеты, о природе, человеческих отношения, ассоциации с мировой духовной культурой

Слайд 56человек,
природа,
евангельский мир
и культура.
Они объединяются в

сознании лирического героя, который выступает как обобщающий образ человека ХХ столетия, который пытается разрешить важные вопросы в контексте вечности.

Четыре важные сферы

человек, природа, евангельский мир и культура.  Они объединяются в сознании лирического героя, который выступает как обобщающий

Слайд 57Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в

далёком отголоске,
Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронести.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.

Стихотворение
открывает цикл
стихотворений
Юрия Живаго

ГамлетГул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём

Слайд 58Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.

Как

летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени.
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел. Два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

З и м н я я н о ч ь

Мело, мело по всей земле,Во все пределы.Свеча горела на столе.Свеча горела.Как летом роем мошкараЛетит на пламя,Слетались хлопья

Слайд 60ОБРАЗ СВЕЧИ
Символ ненадёжной защищённости
личности от общественных бурь.

“Стихи Пастернака о любви,

о женщине,
о свиданиях с нею. Свеча — символ
страсти...”

Смысл символического образа зажжённой
свечи “раскрывается в евангельской
Притче о свече — свете истины, который
надо не скрывать, а смело нести людям”
ОБРАЗ СВЕЧИСимвол ненадёжной защищённости личности от общественных бурь.“Стихи Пастернака о любви, о женщине, о свиданиях с нею.

Слайд 61Юрий Живаго и Гамлет:
одно и то же стремление сделать свой

жизненный выбор «в смертельной схватке с целым миром бед».

Живаго, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение.
Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.
Юрий Живаго и Гамлет: одно и то же стремление сделать свой жизненный выбор «в смертельной схватке с

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть