Слайд 1СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ЧАСТЬ 3 (ЗАДАНИЕ
С2)
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 58» г. Арзамаса
Ткаченко Елена Ивановна
Слайд 2ЧТО ТАКОЕ «СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика
(языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Слайд 3ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ЗАДАНИЕ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО В НЁМ СФОРМУЛИРОВАНЫ
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ. ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ СТАРАЙТЕСЬ ИХ ВЫПОЛНИТЬ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ С ВАС СНИМУТ БАЛЛЫ.
Слайд 4ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ С2
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием.
Внимательно
прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Слайд 5Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.
Выясните, о каких свойствах языка,
о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении и т.д.
Слайд 6ШАГ 3. ОФОРМЛЯЕМ ВСТУПЛЕНИЕ
Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания и сформулировать
позицию автора высказывания.
В этом вам помогут следующие слова и выражения: автор анализирует , характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, останавливается на ..., отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что ...и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Слайд 7Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни
и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
Слайд 8или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной,
для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Слайд 9ВЫРАЗИТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ
Для выражения своего отношения к авторской
позиции можно использовать следующие слова:
действительно
на самом деле
не могу не согласиться с автором высказывания
я полностью согласен с ...
вынужден согласиться с ...
я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора
бесспорно мнение автора о том, что ...
Слайд 10ШАГ 4. ПИШЕМ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся
повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Слайд 11КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРИМЕРОВ-АРГУМЕНТОВ
Слайд 12ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АРГУМЕНТАМ
примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного
текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Слайд 13НАПРИМЕР:
Аргумент 1.
Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень
богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Слайд 14АРГУМЕНТ 2.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов
в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Слайд 15ШАГ 5. ПИШЕМ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключительной части сочинения делается вывод из всего
сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...и т.д.
Слайд 16НАПРИМЕР:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в
русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Слайд 17ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем
своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
За отсутствие абзацев снимают баллы!
Слайд 18ПРИМЕРНОЕ СОЧИНЕНИЕ
Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему
родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами— словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. (204 слова)
Слайд 19ПИШЕМ ВМЕСТЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ: "РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ТЕКСТЕ"
(1)Я много
видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.
(2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой. (4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота. (6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен - золотых, синих, зеленых и радужных. (7)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы.
(8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета...
(К. Паустовский)
Слайд 20СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЕГЭ портал http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/4541-kak-pisat-sochinenie-rassuzhdenie-na-lingvisticheskuyu-temu.html
Сайт ФИПИ / открытый банк заданий ГИА