Слайд 1Открытый урок в 7 классе
Гласные перед н в полных и кратких
страдательных причастиях
Выполнила :Мукмагомедова Х.А.
Уч.русского языка и литературы МКОУ»Урахинская СОШ»
Слайд 2Цели :
- познакомить ребят с условиями выбора гласной перед н в
полных и кратких страдательных причастиях;
- формировать практическое умение: верно определять гласную перед н;
- повторить правописание полных и кратких страдательных причастий.
Слайд 31. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все
у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
Слайд 42. Проверка домашнего задания (
- Какие причастия встретились вам при выполнении
д/з?
- Как образуются страдательные причастия прошедшего времени, какие у них суффиксы?
Слайд 5
- Лингвистическая задача. "Собери причастие" (карточка)
В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании
"прилаг. + сущ.” и взять корень:
-Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас.
-Из словосочетания приземлиться на опушке выделить в главном слове приставку.
-От глагола читать взять глагольный суффикс.
-Из причастия тающие (снега) взять суффикс.
-Добавить окончание определения: Могучий Олег головою поник. (А. Пушкин).
-К полученному слову добавить суффикс возвратности.
Слайд 63. Работа с сигнальными карточками.
Прежде чем мы перейдем к новой теме
урока, давайте поработаем с сигнальными карточками: я называю причастие, а вы показываете карточки с буквами: Д или С.
Слышимый, выстоявший, занят, оклеена, решающий, скошенный, изучаемый, бритый, роющий, защищаемый, строивший, продуманный, читаемый, изучена, вылетевший, переведённый, движимый, тающий, решающий, решённый, ненавидящий, присланный, терпящий, слышавший.
Слайд 74. Объяснение нового материала.
Учащиеся образовывают от данных глаголов страдательные причастия прошедшего
времени (полные и краткие) и объясняют, какая гласная будет стоять перед суффиксами –н,-нн и от чего это зависит.
Рассчитать – рассчитанный, рассчитана
Развеять – развеянный, развеяна
Обидеть- обиженный, обижен
Построить – построенный, построена.
- Сравните суффиксы глаголов и причастий.
- Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной перед н в суффиксе причастия?
Запись в тетради:
На –ать, -ять - пиши: -а – задерж-ать-задерж-а-нный,
потер-ять-потер-я-нный
На – ить, -еть - пиши: -е -замес –ить- замеш – е –нный,
обид-еть-обиж-е-нный.
Слайд 85. Закрепление нового материала
1).Образуйте от следующих глаголов полные и краткие страдательные
причастия прошедшего времени. Обозначьте изучаемую орфограмму.
Услышать, прекратить, остановить, таять, соорудить, рассеять, перекачать, обидеть, сорвать.
Слайд 9.Игра (устно). Даны две загадочные буквы: РК. Составьте любые словосочетания, расшифруйте
данную аббревиатуру так, чтобы первое слово стало причастием, а второе - существительным. Словосочетания могут быть любыми, даже невообразимыми.
Слайд 105).Тест.
1. Закончить утверждение.
Если глагол в неопределенной форме оканчивается на –ать(-ять), то
перед Н и НН в причастиях пишется_____________________
2. Закончить утверждение.
Буква Е пишется перед Н и НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов на:
А) –ать; Б) –оть; В) –еть; Г) – ить; Д) –уть.
3. Написать два причастия с буквами А и Е перед Н или НН:
А) с буквой А-_____________________________________________________
Б) с буквой Е- _____________________________________________________
Слайд 114. Для каждого причастия написать неопределенную форму глагола, от которого оно
образовано, и вставить пропущенную букву.
слож…нный-___________________________________________________
выброш…нный-________________________________________________
обещ…нный-___________________________________________________
Слайд 12
5. Написать страдательные причастия прошедшего времени от основы данных глаголов.
заметить-_______________________________________________________
смешать-________________________________________________________
обстрелять-______________________________________________________
обидеть-________________________________________________________
Слайд 136. Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Просмотр…нный альбом; задерж…нный на работе; наполн…нный сосуд;
взвеш…нный товар; запачк…ный грязью; усе…нное поле; застрел…нный в упор; рекомендов…нная литература; слыш…нная когда-то сказка; купл…нная в магазине вещь; располож…нные рядом дома; изобрет…нный прибор.
Слайд 147.Выводы по уроку.
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
8. Домашнее задание.
Стр.
54 (правило); упр. 112, 113.