Презентация, доклад на тему Глагол как часть речи. Урок-игра.

Содержание

Глагол – самая огнепышущая часть речи. Самая живая и яркая. В глаголе струится самая свежая артериальная кровь языка. Назначение глагола – выражать само

Слайд 1Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол как часть речи» для

6 класса . Урок-игра
Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол как часть речи» для 6 класса . Урок-игра

Слайд 2Глагол – самая огнепышущая часть речи. Самая живая и яркая.

В глаголе струится самая свежая артериальная кровь языка. Назначение глагола – выражать само действие!

А.Юров
Глагол – самая огнепышущая часть речи. Самая живая и яркая.

Слайд 3Ответьте на вопросы:

Что такое глагол?

Задание 1. Повторим теорию!

Ответьте на вопросы:   Что такое глагол?Задание 1. Повторим теорию!

Слайд 4ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ «Что делать?», «Что

сделать?»
ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА
ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ «Что делать?», «Что сделать?»ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

Слайд 5Сколько спряжений у глагола? Как их определить?

Сколько спряжений у глагола? Как их определить?

Слайд 62 СПРЯЖЕНИЯ - ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ - ОПРЕДЕЛЯЕМ ПО ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЯМ:
1

СПРЯЖЕНИЕ:
-ЕШЬ, -ЕТ, -ЕТЕ, -ЕМ, - УТ, -ЮТ

3 СПРЯЖЕНИЕ:
-ИШЬ, -ИТ, -ИТЕ, -ИМ, -АТ, -ЯТ
2 СПРЯЖЕНИЯ - ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ - ОПРЕДЕЛЯЕМ ПО ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЯМ:1 СПРЯЖЕНИЕ:-ЕШЬ, -ЕТ, -ЕТЕ, -ЕМ, - УТ,

Слайд 7Назовите постоянные признаки глагола.

Назовите постоянные признаки глагола.

Слайд 8ВИД,
ПЕРЕХОДНОСТЬ,
ВОЗВРАТНОСТЬ, СПРЯЖЕНИЕ

ВИД, ПЕРЕХОДНОСТЬ,ВОЗВРАТНОСТЬ, СПРЯЖЕНИЕ

Слайд 9Назовите непостоянные признаки глагола.

Назовите непостоянные признаки глагола.

Слайд 10НАКЛОНЕНИЕ,
ВРЕМЯ,
ЛИЦО,
ЧИСЛО,
РОД

НАКЛОНЕНИЕ,ВРЕМЯ,ЛИЦО, ЧИСЛО, РОД

Слайд 11Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершен
ного вида?

Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?

Слайд 12ПО ВОПРОСАМ:
ГЛАГОЛЫ СОВЕРШЕННОГО ВИДА
ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ «ЧТО СДЕЛАТЬ?»

ГЛАГОЛЫ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА


ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
ПО ВОПРОСАМ:ГЛАГОЛЫ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ «ЧТО СДЕЛАТЬ?»ГЛАГОЛЫ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Слайд 13КАК ОТЛИЧИТЬ ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ ОТ НЕПЕРЕХОДНЫХ?

КАК ОТЛИЧИТЬ ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ ОТ НЕПЕРЕХОДНЫХ?

Слайд 14ПЕРЕХОДНЫЙ ГЛАГОЛ
СОЧЕТАЕТСЯ
С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ
В ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ
БЕЗ ПРЕДЛОГА

ПЕРЕХОДНЫЙ ГЛАГОЛ СОЧЕТАЕТСЯ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ БЕЗ ПРЕДЛОГА

Слайд 15Сколько наклонений у глагола? Назовите их.

Сколько наклонений у глагола? Назовите их.

Слайд 16ТРИ НАКЛОНЕНИЯ:

ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ,
УСЛОВНОЕ,
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ

ТРИ НАКЛОНЕНИЯ: ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ, УСЛОВНОЕ, ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ

Слайд 17В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

Слайд 18В ИЗЪЯВИТЕЛЬНОМ
НАКЛОНЕНИИ

В ИЗЪЯВИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ

Слайд 19Каких морфологических признаков нет у глаголов?

Каких морфологических признаков нет у глаголов?

Слайд 20ПАДЕЖА,
СКЛОНЕНИЯ,
КРАТКОЙ И ПОЛНОЙ ФОРМЫ,
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ,
РАЗРЯДА ПО ЗНАЧЕНИЮ

ПАДЕЖА,СКЛОНЕНИЯ, КРАТКОЙ И ПОЛНОЙ ФОРМЫ,СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ,РАЗРЯДА ПО ЗНАЧЕНИЮ

Слайд 21Что вы знаете о возвратности и невозвратности глаголов?

Что вы знаете о возвратности и невозвратности глаголов?

Слайд 22

У ВОЗРАТНОГО ГЛАГОЛА
ЕСТЬ СУФФИКС –СЯ,


У НЕВОЗВРАТНОГО ГЛАГОЛА
ЕГО НЕТ

У ВОЗРАТНОГО ГЛАГОЛА ЕСТЬ СУФФИКС –СЯ,У НЕВОЗВРАТНОГО ГЛАГОЛА ЕГО НЕТ

Слайд 23Задание 2. Проверим орфографию!
Вставьте буквы «Е» или «И», отметьте тот ряд,

в котором все глаголы имеют в окончании «Е».
Дад.м, слыш.м,люб.м,прыгн.м
Се.т,хоч.т,украша.м,выбира..м
Дыш.м, выбел.т, беж.шь, перестел.м.
Задание 2. Проверим орфографию!Вставьте буквы «Е» или «И», отметьте тот ряд, в котором все глаголы имеют в

Слайд 24 ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

1) ДадИм, слышИм, любИм,прыгнЕм
2) СеЕт, хочЕт,украшаЕм,выбираЕм
ДышИм, выбелИт, бежИшь, перестелЕм












ПРОВЕРЬ СЕБЯ!1) ДадИм, слышИм, любИм,прыгнЕм2) СеЕт, хочЕт,украшаЕм,выбираЕмДышИм, выбелИт, бежИшь, перестелЕм

Слайд 25Объясните условия выбора гласной в словах:
Соб.раю
Раст.раю
Бл.щу
Выб.ру
Расст.лю
Выб.раю
Сд.раю
Бл.стаю
Заж.гаю
Расст.лаю

Объясните условия выбора гласной в словах:Соб.раюРаст.раюБл.щуВыб.руРасст.люВыб.раюСд.раюБл.стаюЗаж.гаюРасст.лаю

Слайд 26СобИраю
РастИраю
БлЕщу
ВыбЕру
РасстЕлю
ВыбИраю
СдИраю
БлИстаю
ЗажИгаю
РасстИлаю

Буква И в корне пишется тогда, когда за ним
есть суффикс

А,
буква Е – если его нет
СобИраюРастИраюБлЕщуВыбЕруРасстЕлюВыбИраюСдИраюБлИстаюЗажИгаюРасстИлаюБуква И в корне пишется тогда, когда за ним есть суффикс А, буква Е – если его

Слайд 27Задание 3. Синонимы.
Подберите синонимы к словам:
Увидеть-...
Снять-...
Догадаться-...
Совершаться-...
Обматывать-...

Задание 3. Синонимы.Подберите синонимы к словам:Увидеть-...Снять-...Догадаться-...Совершаться-...Обматывать-...

Слайд 28Уходить- удаляться, скрываться
увидеть – заметить, увидать
снять- скинуть, сбросить, сорвать
догадаться- сообразить, додуматься

совершаться- происходить, твориться
обматывать-обвивать, обертываться

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Уходить- удаляться, скрыватьсяувидеть – заметить, увидатьснять- скинуть, сбросить, сорватьдогадаться- сообразить, додуматься совершаться- происходить, твориться обматывать-обвивать, обертыватьсяПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Слайд 29Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении Г.Демыкина.

Пять

рабочих ставят дом,
Ставит опыт агроном.
Ставит счётчики монтёр,
Ставит фильмы режиссёр.
Мама ставит пироги.
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи. Не плачь!»
Если кончится рассказ,
Ставить точку в самый раз.
Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении Г.Демыкина.Пять рабочих ставят дом,Ставит опыт агроном.Ставит счётчики

Слайд 30
Пять рабочих СТРОЯТ дом,
ДЕЛАЕТ опыт агроном.
УСТАНАВЛИВАЕТ счётчики монтёр,
СНИМАЕТ фильмы режиссёр.
Мама ЗАМЕШИВАЕТ

пироги.
А РАСПОЗНАЁТ БОЛЕЗНЬ врач:
«Просто насморк. Спи. Не плачь!»
Если кончится рассказ,
ПИСАТЬ точку в самый раз.
Пять рабочих СТРОЯТ дом,ДЕЛАЕТ опыт агроном.УСТАНАВЛИВАЕТ счётчики монтёр,СНИМАЕТ фильмы режиссёр.Мама ЗАМЕШИВАЕТ пироги.А РАСПОЗНАЁТ БОЛЕЗНЬ врач:«Просто насморк. Спи.

Слайд 31Задание 4.Фразеологизмы
Закончите фразеологизмы, объясните их значение.

Дрожит...
Бежит...
Держать…
Делать…
Катается...
Втирать...
Кривить...
Бить…
Сидеть…
Найти…
Кануть...

Задание 4.ФразеологизмыЗакончите фразеологизмы, объясните их значение.Дрожит...Бежит...Держать…Делать…Катается...Втирать...Кривить...Бить…Сидеть…Найти…Кануть...

Слайд 32Дрожит как осиновый лист = БОИТСЯ
Бежит сломя голову = БЫСТРО
Держать в

ежовых рукавицах = БЫТЬ ОЧЕНЬ СТРОГИМ ПО ОТНОШЕНИЮ К КОМУ-ТО
Делать из мухи слона = ПРЕУВЕЛИЧИВАТЬ БЕЗ ПРИЧИНЫ, ПРИДУМЫВАТЬ ЛИШНЕЕ
Катается как сыр в масле = ЖИВЕТ В ИЗБЫТКЕ
Втирать очки = ОБМАНЫВАТЬ
Кривить душой = ГОВОРИТЬ НЕ ВСЮ ПРАВДУ ДО КОНЦА
Бить баклуши = БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ
Сидеть сложа руки = НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ
Найти общий язык = ДОГОВОРИТЬСЯ
Кануть в Лету = ЗАБЫТЬ, ИСЧЕЗНУТЬ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Дрожит как осиновый лист = БОИТСЯБежит сломя голову = БЫСТРОДержать в ежовых рукавицах = БЫТЬ ОЧЕНЬ СТРОГИМ

Слайд 33С людьми советуйся, а ума не теряй.
Наградила бы я тебя

по-царски, да не послушался ты моего совета.
Не спеши языком, торопись делом.
Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учись, больше трудись.
Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.

Задание 5. Из предложений выбрать и распределить глаголы по трем столбикам: изъявительное, условное, повелительное наклонения

С людьми советуйся, а ума не теряй.Наградила  бы я тебя по-царски, да не послушался  ты

Слайд 34ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Слайд 35 ЗАДАНИЕ 6. Гласные в личных окончаниях глагола Выпишите сначала глаголы I спряжения,

затем — II.
ЗАДАНИЕ 6. Гласные в личных окончаниях глагола Выпишите сначала глаголы I спряжения, затем

Слайд 361. Сосны вершинами маш…т приветно.
2. Сумрак ночи к западу уход…т.


3. Роня…т лес багряный свой убор.
4 .Разве…т ветер грозовые тучи.
5. Лес дыш…т прохладой.
6. А во ржи дорога стел…тся.
7. Не пен…тся море, не плещ…т волна.
8. Проход…т облака всё выше и нежней, и ветер суш…т сад и мягко в окна ве…т.
9. Вид…шь, как ветер гон…т волну, клон…т осину, тревож…т сосну.
10. Гасн..т вечер, даль сине…т.
1. Сосны вершинами маш…т приветно. 2. Сумрак ночи к западу уход…т. 3. Роня…т лес багряный свой убор.

Слайд 38Бежать,ругать,пугать, ломать.
Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные?

Задание 7

Из морфологии...
Бежать,ругать,пугать, ломать.Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные?Задание 7 Из морфологии...

Слайд 39БЕЖАТЬ
– РАЗНОСПРЯГАЕМЫЙ ГЛАГОЛ

БЕЖАТЬ – РАЗНОСПРЯГАЕМЫЙ ГЛАГОЛ

Слайд 40Перед вами слова: угодить, победить, ходить, водить. Какой из этих глаголов

не имеет формы 1 лица единственного числа?

Перед вами слова: угодить, победить, ходить, водить. Какой из этих глаголов не имеет формы 1 лица единственного

Слайд 41ПОБЕДИТЬ

НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ:
«Я ПОБЕДЮ»

МОЖНО СКАЗАТЬ:
Я СМОГУ ПОБЕДИТЬ,
ХОЧУ ПОБЕДИТЬ,
ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ…

ПОБЕДИТЬНЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ: «Я ПОБЕДЮ»МОЖНО СКАЗАТЬ:Я СМОГУ ПОБЕДИТЬ, ХОЧУ ПОБЕДИТЬ, ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ…

Слайд 42Расставьте ударения в словах:
Повторит
Облегчит
Позвонишь
Балую
Углубит
Упростишь
Клала
Взяла
Исчерпать.

Задание 7. Орфоэпия

Расставьте ударения в словах:ПовторитОблегчитПозвонишьБалуюУглубитУпростишьКлалаВзялаИсчерпать.Задание 7. Орфоэпия

Слайд 43повторИт
облегчИт
позвонИшь
балУю
углубИт
упростИшь
клАла
взялА
исчЕрпать.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

повторИтоблегчИтпозвонИшьбалУюуглубИтупростИшьклАлавзялАисчЕрпать.ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Слайд 44Вылазь
Ездию
Лягнет
Нагинаться
Хочем
Так говорить нельзя. А как надо?

ВылазьЕздиюЛягнетНагинатьсяХочемТак говорить нельзя. А как надо?

Слайд 45ВЫЛЕЗАЙ

ЕЗЖУ

ЛЯЖЕТ

НАГИБАТЬСЯ

ХОТИМ

ВЫЛЕЗАЙЕЗЖУЛЯЖЕТНАГИБАТЬСЯХОТИМ

Слайд 46Задание 7. Пословицы
Продолжите пословицы, определите наклонения глаголов:
Сам пропадай-...
По одежке встречают-...
Семь раз

отмерь-...
Глаза страшатся-...
Грамоте учиться-...
Любишь кататься-...
Не зная броду-...
Что посеешь-...

Задание 7. ПословицыПродолжите пословицы, определите наклонения глаголов:Сам пропадай-...По одежке встречают-...Семь раз отмерь-...Глаза страшатся-...Грамоте учиться-...Любишь кататься-...Не зная броду-...Что

Слайд 47Молодцы!!!

Молодцы!!!

Слайд 48Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы –
это значит

дать движение фразе.

А.Н.Толстой
Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы –это значит дать движение фразе. А.Н.Толстой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть