Слайд 2Глагол как часть речи
Урок в 5 классе
Слайд 3Узнай меня!
Каркает, летает, ворует
Слайд 4Узнай меня!
Шипит, ползает, извивается
Слайд 5Чавкает, валяется, хрюкает
Узнай меня!
Слайд 6Вылизывает, лакает, мяукает
Узнай меня!
Слайд 7Узнай меня!
Квохчут, пищат, кукарекают
Слайд 10Задание на дом
1. Теория, п. 16;
2. Упражнение № 84
Слайд 11
Разбор глагола
как части речи
Прочитай
внимательно предложение.
По алгоритму выполни разбор глагола как части речи.
Сосны ветками шумят.
Задай к слову вопрос, определи часть речи и приведи начальную форму (неопределенная форма)
Назови признаки глагола:
спряжение;
время;
число;
лицо (если есть);
род (если есть)
Укажи, каким членом предложения является глагол.
Слайд 13Задание на дом
1. Теория, п. 68;
2. Упражнение № 892 (письменно),
№
894 (устно)
Слайд 15Подн_лись, с_дел, ск_тал,
п_к_ч_нулась, _стался, п_см_трел, усм_хнулся, ра__в_р_пел, взгр_м_здился, _брушилась, ра__ып_лись, ра_л_телось,
_делал, ра__троился
Слайд 20Задание на дом
1. Теория, п. 109;
2. Упражнение № 624
Слайд 22Спишите, исправляя ошибки
Звенят по аврагам; прабудившаяся от зимнева сна; надуваюца почьки;
греються на солнышке; поднимаюца в синею небесную даль; до самова неба; покажуться касеки; чудица шопот;
С крышь течот; проваливаеца под ногами; атправляюца в путь; блиские гости; напалняют окресности; самый шумный месец; бурнава движения соков.
Слайд 23Задание на дом
1. Теория, п. 68;
2. Упражнение № 901 (письменно),
№ 906 (устно)
Слайд 25К_телок серди__ся и б_рмочет на огне. Мы г_в_рим ш_потом б_имся спугнуть
ра__вет.
Над нами со свистом пр_нося___ся утки. Туман нач_нает клуби___ся над водой.
Слайд 26Задание на дом
1. Теория, п. 68;
2. Упражнение № 902 (письменно)
Слайд 28Задание на дом
1. Упражнение № 902 (взаимопроверка)
2. Сверка с образцом
3. Самостоятельная работа
Слайд 29Говорят (и это лестно!),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А
в глазах – природный ум,
Нос с горбинкой, ясный взгляд.
(Все восторженно глядят!)
Весь начищенный, степенный.
Вид мой самый совершенный.
Я к тому ж не поленился И неплохо потрудился:
Сделал нынче столько дел! Суп сварил, с горы скатился И при этом не разбился, Кипятком не обварился, Лишь немного похудел!
Слайд 30Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам не брит, костюм измят,
Уши
в стороны торчат,
Нос крючком, потухший взгляд.
(Все сочувственно глядят!)
Суетливый, нестепенный…
Ах, мой вид НЕСОВЕРШЕННЫЙ!
Слайд 31Помогите дядюшке Глаголу!
Слепил, долбил, схватил, чинил, стукнул, поссориться,
мириться, подлечил, примёрз, хохотал, рассмеёшься, думаем, подарю, кувыркался, буду рисовать, нарисую.
Слайд 32Задание на дом
1. Теория, п. 70;
2. Упражнение № 913 (письменно)
Слайд 34Спишите, вставив пропущенные буквы
Друг за дружку держат_ся – ничего не боят_ся.
Кто
хочет учит_ся, того лень боит_ся.
Не годит_ся худым хвалит_ся.
Умел ошибит_ся – умей и поправит_ся.
Слайд 35Вид глагола
Что сделать?
Что делать?
Видовые пары
Слайд 36Определите вид глаголов
Мысли короля Матиуша.
Что прои_ходит в мозгу,
когда человек думает? Наверное, в голове у нас много малюс_ньких человеч_ков, и каждый что-то знает. Иногда они спорят, __орят_ся, потом мирят_ся, ст_рают_ся помоч_ друг другу.
А может, и в сер_це человеч_ки живут? Соберёт_ся много грус_ных человеч_ков, и на сер_це л_жит_ся т_ж_лый груз. А развеселят_ся ш_луны – и становит_ся ле_ко и радос_но.
Слайд 37Самостоятельная работа
Выписать глаголы:
1 вариант – совершенного вида;
2 вариант –
несовершенного вида.
Кудахтал, расхвалил, помог, зеваю, буду пилить, выдумаю, притащить, жгу, визжал, побелю, буду шуметь, лечу, купаюсь, нырну, наряжаюсь, боялся, испугался, выкупаюсь, буду сочинять, придумаю, бреюсь, сфотографируешь, залезают, читаешь, мыл.
Слайд 38Глаголы
переходные и непереходные
Глагол + сущ. в В.п.
без предлога!
+ сущ. в Р.п.
части и отрицания
Съесть хлеба; купить молока
Действие переходит на предмет
Действие не переходит на предмет
Остальные и возвратные
Слайд 39Правило подстановки
Глагол + КОШКА в В.п.
Встретить (кого?) КОШКУ;
Гладить КОШКУ;
Развлекать КОШКУ;
Съесть КОШКУ
Слайд 41Возвратные глаголы
Состоится (что?) спектакль
Переходный!
Слайд 42 Подбери пару!
Придумывать, налить, сражаться, расписывать, скакать,
лепить, поцеловать, спускаться, не заметить, ехать, рисовать.
Чудо-юдо, хоромы, в пещеру, сказку, принцессу, спящую красавицу, в карете, на лошади, с Бармалеем, оврага, чаю
Определи переходность
Слайд 43Задание на дом
1. Теория, п. 70, с. 136-137;
2. Упражнение № 919
(+ флешка )
Слайд 46Глаголы
переходные и непереходные
Глагол + сущ. в В.п.
без предлога!
+ сущ. в Р.п.
части и отрицания
Действие переходит на предмет
Действие не переходит на предмет
Остальные и возвратные
Правило подстановки
Слайд 47Проверим домашнее задание
Упражнение № 919
Слайд 48Спряжение глагола
Изменение глаголов по числам и лицам
Слайд 50Выполните задания на печатных листах
Слайд 52Спряжение глагола
Изменение глаголов по числам и лицам
Слайд 54Задание на дом
Упражнение № 923 (у глаголов определить спряжение и переходность
)
Слайд 55Разнесите письма по адресу
В многоэтажном доме живут художник, пенсионерка, учитель, дворник,
продавец и водитель автобуса
В почтовой сумке письма-глаголы:
Вяж_т, сигнал_т, взвешива_т, подмета_т, рису_т, расписыва_т, объясня_т, проверя_т, дремл_т, поворачива_т, счита_т, чист_т.
Слайд 56Задание на дом
1. Теория, п. 70, с. 136-137;
2. Упражнение № 984
(+ у глаголов – вид, переходность, спряжение)
Слайд 58Вид глагола
Что сделать?
Что делать?
Видовые пары
Слайд 59Самостоятельная работа
Выписать глаголы:
1 вариант – совершенного вида;
2 вариант –
несовершенного вида.
Кудахтал, расхвалил, помог, зеваю, буду пилить, выдумаю, притащить, жгу, визжал, побелю, буду шуметь, лечу, купаюсь, нырну, наряжаюсь, боялся, испугался, выкупаюсь, буду сочинять, придумаю, бреюсь, сфотографируешь, залезают, читаешь, мыл.
Слайд 60Глаголы
переходные и непереходные
Глагол + сущ. в В.п.
без предлога!
+ сущ. в Р.п.
части и отрицания
Съесть хлеба; купить молока
Действие переходит на предмет
Действие не переходит на предмет
Остальные и возвратные
Слайд 61Спряжение глагола
Изменение глаголов по числам и лицам
Слайд 62Проверим!
1. Теория, п. 70, с. 136-137;
2. Упражнение № 984 (+ у
глаголов – вид, переходность, спряжение)
Слайд 63Зачем нужно спряжение?
Туман стел тся
Слайд 64Смотр_т, дела_т, не понрав_тся, не наден_шь, бега_шь, заноз_шь, вид_т, зна_т, жалу_тся,
напридумыва_т, рассерд_тся, накаж_т, приход_т, проуч_м, пойма_м, побре_м, свет_т, появля_тся, держ_т, разжима_т, выскоч_т
Слайд 65Допишите текст, определите у глаголов спряжение, вид и переходность
Представь, что в
твоей тетрадке живёт тетрадный человечек. Ты его зна_ш_, он хваста_т_ся и хвал_т_ся, что он потомок Короля Всех Тетрадок. Когда ты открыва_ш_ тетрадку и пиш_ш_, человечек пряч_т_ся и лишь изредка выглядыва_т из-под клеточек, осторожно высовыва_т свой маленький носик и осматрива_т_ся, а иногда он маш_т тебе ручкой, но тут же пряч_т_ся, потому что он дума_т, что ты его пойма_ш_ и посад_ш_ в банку. Зато когда ты уход_ш_ и оставля_ш_ тетрадку на столе, . . .
Слайд 66Определите спряжение
1 вариант
2 вариант
1. Слышать 1. сушат
2. Морозит 2. покрывать
3. Стелить 3. успеют
4. Вручать 4. пошёл
5. Вспомнить 5. поверить
6. Выдумал 6. смотрел
7. Бороться 7. лечат
8. Держал 8. вытрет
9. Клубится 9. терпеть
10. Пилил 10. негодовал
Слайд 67Задание на дом
1. Теория, п. 70, с. 136-137;
2. Упражнение № 1008
(+ у глаголов – вид, переходность, спряжение)