Слайд 1РАЗДЕЛ: «ОРФОГРАФИЯ»
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
МБОУ «СОШ № 58» г. Арзамаса
Учитель русского языка
и литературы
Ткаченко Елена Ивановна
Слайд 2Неизменяемые приставки пишутся одинаково, независимо от произношения, их надо знать:
пред-,
пере-, за-, на-, над-, в-, во-, об-, обо-, под-, подо-, над-, надо-, с-, со-, от-, ото-, о-, до-, по-, под-, про-.
Примеры:
обтесать, подшутить, предчувствовать, надпилить, сжечь и др.
Слайд 3В приставках, оканчивающихся на –З и –С:
БЕЗ-/БЕС-, ВОЗ-/ВОС-, ВЗ-/ВС-, ИЗ-/ИЗ-,
НИЗ-/НИС-, РАЗ-/РАС, РОЗ-/РОС-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-
перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С.
Приставки З- в русском языке нет!
Слайд 4В КАКОМ СЛОВЕ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРАВИЛОМ: «В ПРИСТАВКАХ, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ НА
З И С, ПЕРЕД ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ ПИШЕТСЯ З, ПЕРЕД ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ – С»?
1) рассказал
2) спрятал
3) стереть
4) Вскоре
1
1) стиснув
2) здесь
3) бесследно
4) Сгорбясь
3
Слайд 5В КАКОМ СЛОВЕ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ЗАВИСИТ ОТ ГЛУХОСТИ –
ЗВОНКОСТИ ЗВУКА,
ОБОЗНАЧЕННОГО СЛЕДУЮЩЕЙ ПОСЛЕ ПРИСТАВКИ БУКВОЙ?
1) расспросы
2) открывать
3) обходилось
4) Относилось
2
Слайд 6В КАКОМ СЛОВЕ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРАВИЛОМ: «В ПРИСТАВКАХ, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ НА
З И С, ПЕРЕД ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ ПИШЕТСЯ З, ПЕРЕД ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ –
С»?
1) вспоминать
2) спрашивать
3) сделал
4) Срывался
1
Слайд 7В КАКОМ СЛОВЕ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРАВИЛОМ: «В ПРИСТАВКАХ, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ НА
З И С, ПЕРЕД ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ ПИШЕТСЯ З, ПЕРЕД ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ –С»?
1) сразу
2) спросил
3) здравствуйте
4) Разговаривал
4
Слайд 8В КАКОМ СЛОВЕ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРАВИЛОМ: «В ПРИСТАВКАХ, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ НА
З (С), ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ И ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ ПИШЕТСЯ З, А ПЕРЕД ГЛУХИМИ – С»?
1) сбежать
2) восхваляют
3) сделали
4) Смазал
2
Слайд 9В КАКОМ СЛОВЕ ПРИСТАВКА ПИШЕТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО, НЕЗАВИСИМО ОТ ПРОИЗНОШЕНИЯ?
Открытый
Разговор
Бескорыстных
Испуганно
1
1) вперёд
2)
вспомнить
3) испугаться
4) Вздрагивать
1
Слайд 10В КАКОМ СЛОВЕ ПРИСТАВКА ПИШЕТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО, НЕЗАВИСИМО ОТ ПРОИЗНОШЕНИЯ?
1) развалины
2)
сжигали
3) беспамятство
4) Взрывы
2
1) подчеркнуть
2) безраздельно
3) распоряжалась
4) Изменилось
1
Слайд 11В КАКОМ СЛОВЕ ПРИСТАВКА ПИШЕТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО, НЕЗАВИСИМО ОТ ПРОИЗНОШЕНИЯ?
1) вздумала
2)
раскрыла
3) вскочил
4) Вздохнула
3
1) извлёк
2) отбывал
3) вспомнил
4) Рассказывал
2
Слайд 12В КАКОМ СЛОВЕ ПРИСТАВКА ВСЕГДА ПИШЕТСЯ ОДИНАКОВО, НЕЗАВИСИМО ОТ ПРОИЗНОШЕНИЯ?
1) сверху
2)
разговор
3) расправиться
4) Раздался
1
1) бессмысленно
2) обвинить
3) беспощадно
4) Разделу
2
Слайд 13В КАКОМ СЛОВЕ ПРИСТАВКА ПИШЕТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО, НЕЗАВИСИМО ОТ ПРОИЗНОШЕНИЯ?
1) рассказывала
2)
восклицала
3) потихоньку
4) Изменилось
3
1) располагались
2) изжарила
3) вступление
4) Растерянно
3
Слайд 14ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 40–45 ВЫПИШИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРАВИЛОМ:
«ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРИСТАВКИ СЛЕДУЕТ ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ, ТО НА КОНЦЕ ЕЁ ПИШЕТСЯ З».
(40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
–(41)Да, конечно, –сказал Лис.
(42)Он умолк. (43)Потом прибавил:
–(44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.
взгляни
Слайд 15ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1–3 ВЫПИШИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРАВИЛОМ:
«ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРИСТАВКИ СЛЕДУЕТ
ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ, ТО НА КОНЦЕ ЕЁ ПИШЕТСЯ З».
(1)Город кончался, и вскоре показалось море.
(2)Оно было мелким и плоским. (3)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.
беззвучно
Слайд 16ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 7–9 ВЫПИШИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРАВИЛОМ:
«ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРИСТАВКИ СЛЕДУЕТ
ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ, ТО НА КОНЦЕ ЕЁ ПИШЕТСЯ С».
–(7)Хорошо, –скажете вы, –в темноте, конечно, можно расслышать пение или музыку, но непонятно, как актёры ухитрялись разыгрывать
спектакли в ночном лесу. (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?
(9)Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки.
расслышать
Слайд 17ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 26–27 ВЫПИШИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ЗАВИСИТ ОТ
ГЛУХОСТИ/ЗВОНКОСТИ ЗВУКА, ОБОЗНАЧАЕМОГО
СЛЕДУЮЩЕЙ ПОСЛЕ ПРИСТАВКИ БУКВОЙ.
(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –рассуждала бабушка.
(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда приходили гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:
рассуждала
Слайд 18ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 16 ВЫПИШИТЕ СЛОВО(-А) С НЕИЗМЕНЯЕМОЙ ПРИСТАВКОЙ, В КОТОРОЙ ПРИ
ПРОИЗНОШЕНИИ ПАРНЫЙ ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ УПОДОБЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ПОСЛЕ ПРИСТАВКИ ЗВОНКОМУ СОГЛАСНОМУ ЗВУКУ (ПРОИСХОДИТ ОЗВОНЧЕНИЕ).
(16)Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте, невысоко от земли, сидит, как бы несколько сгорбившись, слегка распустив крылья.
сгорбившись
Слайд 19ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 33—34 ВЫПИШИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ЗАВИСИТ ОТ
ГЛУХОСТИ/ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА,
ОБОЗНАЧЕННОГО СЛЕДУЮЩЕЙ ПОСЛЕ НЕЁ БУКВОЙ.
—(33)Понятно, —размышляя, сказал он. — (34)А здесь что, почему ты её выбрал?
размышляя
Слайд 21В КАКОМ СЛОВЕ НАПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕЁ ЗНАЧЕНИЕМ, БЛИЗКИМ К ЗНАЧЕНИЮ
ПРИСТАВКИ ПЕРЕ-?
1) присмотревшись
2) притронулся
3) прервал
4) Пребольно
3
Слайд 22В КАКОМ СЛОВЕ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕЁ ЗНАЧЕНИЕМ –
«НЕПОЛНОТА ДЕЙСТВИЯ»?
1) пробиться
2) приключение
3) прищурился
4) Присох
3
1) прикрывали
2) перепуганного
3) принёс
4) Проваляется
1
Слайд 23В КАКОМ СЛОВЕ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕЁ ЗНАЧЕНИЕМ –
«НЕПОЛНОТА ДЕЙСТВИЯ»?
1)
принёс
2) приблизившись
3) приостановился
4) Приготовленный
3
1) распахиваться
2) привыкнуть
3) просыпаться
4) Притворить
4
Слайд 24В КАКОМ СЛОВЕ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕЁ ЗНАЧЕНИЕМ, БЛИЗКИМ К ЗНАЧЕНИЮ
ПРИСТАВКИ ПЕРЕ-?
1) предать
2) непримиримый
3) прибежище
4) Призывая
1
Слайд 25В КАКОМ СЛОВЕ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕЁ ЗНАЧЕНИЕМ –
«ПРИБЛИЖЕНИЕ»?
1) приехать
2)
преподавать
3) приспособиться
4) Прибрать
1
1) засветилось
2) выскочил
3) погрустнел
4) Приедет
4
Слайд 26ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 17-18 ВЫПИШИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ ВЫБОР ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТЕМ,
ЧТО ОНА ПРИДАЕТ СЛОВУ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ,
СОВЕРШАЕМОГО В СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСАХ.
(17)Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более - среди солдат.
(18)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.
прижился
Слайд 27В КАКОМ СЛОВЕ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕЁ ЗНАЧЕНИЕМ –
«ПРИБЛИЖЕНИЕ»?
1)
придумывая
2) прибегал
3) вскарабкался
4) Поворачивая
2
1) вспрыгивала
2) приводила
3) притихший
4) Переводила
2
Слайд 28В КАКОМ СЛОВЕ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕЁ ЗНАЧЕНИЕМ –
«НЕПОЛНОТА ДЕЙСТВИЯ»?
1)
принаряженных
2) преображение
3) провести
4) Перечёркнуты
1
1) приводила
2) приготовления
3) приподнимала
4) Потратила
3
Слайд 29ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1–5 ВЫПИШИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ПРИСТАВКИ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЛИЖЕНИЯ.
(1)Когда
ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)Здесь он познакомился с Машей. (3)Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.
Приходил, принес
Слайд 30ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 30–34 ВЫПИШИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ ПРИСТАВКА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ.
(30)Однажды
Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова. (33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним.
(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели.
прикован
Слайд 31ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 17–18 ВЫПИШИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ ПРИСТАВКА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ НЕПОЛНОТЫ
ДЕЙСТВИЯ.
(17)Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам –многолюдный зал мгновенно притих.
(18)В эту минуту вошёл старик, внимательно оглядел толпу, охваченную одним чувством, направившую на слепого горящие взгляды. (19)Он слушал и ждал: больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал он живую драму этих звуков.
притих
Слайд 32ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 23–29 ВЫПИШИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ ПРИСТАВКА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ НЕПОЛНОТЫ
ДЕЙСТВИЯ.
(23)На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке.
(24)Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.
–(25)Сыграйте, дяденька, ещё.
–(26)Что тебе, мальчик, сыграть?
–(27)Что хотите, дяденька.
(28)Вася сел на топчане, повертел деревянные штырёчки скрипки, потрогал смычком струны.(29)Потом он вскинул к плечу скрипку и заиграл.
приоткрыл
Слайд 33ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 17–18 ВЫПИШИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕЁ
ЗНАЧЕНИЕМ-«ПРИСОЕДИНЕНИЕ».
(17)Однажды вечером, когда хлынул неожиданный для осени тёплый проливной дождь с громом и яркими молниями и лётчики решили устроить «вечер отдыха», около одиннадцати в землянке появился Яровой. (18)Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья.
прилипли
Слайд 34ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1–4 ВЫПИШИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ЗАВИСИТ ОТ
ЕЁ ЗНАЧЕНИЯ.
(1)Мы собирались на рыбалку, когда прибежала Наташка.
—(2)К тёте Марье родственник приехал, —
затараторила она. —(3)Вышел на лужайку и прыгает через голову…
—(4)То-то ты вырядилась, —сказал Мишка.
Прибежала, приехал
Слайд 35ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ ЧЕРЕЗ ДЕФИС
Наречия с приставкой по- на -ому, -ему, -ски,
-ки, -ьи (по-другому, по-моему, по-английски, по-волчьи)
Исключения: потому, поэтому, почему, посему.
Наречия с приставкой во- (в-), образованные от порядковых числительных (во-первых, во-вторых, в-третьих)
Наречия с суффиксами -то, -либо, -нибудь, приставкой кое- (что-то, где-либо,как-нибудь,кое-кто)
Наречия, образованные повторением слов (однокоренных или синонимических) (еле-еле, точь-в-точь, чуть-чуть, как-никак, подобру-поздорову)
Слайд 36ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 15—16 ВЫПИШИТЕ НАРЕЧИЕ, В КОТОРОМ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ЗАВИСИТ ОТ
НАЛИЧИЯ ОПРЕДЕЛЁННОГО СУФФИКСА.
—(15)А по-моему, — заявил подтянутый мужчина, —всё дело в избалованности. (16)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.
По-моему
Слайд 37ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 15–
16 ВЫПИШИТЕ ОБРАЗОВАННОЕ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫМ СПОСОБОМ НАРЕЧИЕ, В КОТОРОМ ПРАВОПИСАНИЕ
ПРИСТАВКИ
ЗАВИСИТ ОТ СУФФИКСА.
(15)Странно: вокруг так много взрослых, а поговорить по-настоящему не с кем. (16)Слишком у этих взрослых всё разложено по полочкам.
По-настоящему
Слайд 38СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сайт ФИПИ / открытый банк заданий ГИА-9