Слайд 1Футуризм
Автор: Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лингвистическая
гимназия № 20» г. Сарапул Удмуртская Республика
Слайд 2Ф
Футуризм – авангардистское течение в европейском (особенно итальянском) искусстве начала
ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Слайд 3Ф
Футуризм стал одним из значительных направлений в модернизме, интернациональным по
своему характеру. Он впервые заявил о себе в Париже в 1909 г. В газете «Фигаро» был опубликован «Манифест футуризма» поэта Ф.Маринетти. Однако наиболее широкое распространение футуризм получил в Италии.
Слайд 4Итальянский футуризм
Итальянские поэты и живописцы утверждали ритмику современной жизни, поэзию скорости,
опасный прыжок и даже «удар кулаком по физиономии». Они славили технику, облик новейшего города, разрушительное начало войны и анархию. Выставки футуристов со скандальным успехом прошли по всей Европе.
Слайд 5«Садок судей»
Одновременно футуризм возникает как течение в России. Датой его
рождения стал 1910 г. когда появился сборник «Садок судей», созданный Д.Бурлюком, В.Хлебниковым и В.Каменским. Ставка привыборе названия делалась на очевидную смысловую невнятность. А также на эффектное звуковое сходство слов.
Слайд 6«на мещанских кожах
обывательских квартир»
Садок – клетка или водоем для
разведения зверей и рыб в неволе. Хлебников хотел сказать, что пока поэты будущего загнаны в эту книгу, как в клетку. Но их стихи, распространившись повсеместно, еще позволят будетлянам стать судьями и законодателями нового поэтического вкуса. Книга была напечатана на обратной стороне обоев мизерным тиражом, и широкая публика ее не заметила.
Слайд 7«Будетляне»
Итальянский футуризм способствовал появлению русского. Однако русские футуристы не без
оснований утверждали, что пришли к культу поэтического слова самостоятельно. А Велимир Хлебников, чтобы подчеркнуть независимость отечественного футуризма от итальянского, даже придумал слово «будетляне».
Слайд 8«сверхискусство»
По размаху притязаний и резкости выражений футуризм не знал себе
равных. Футуристы претендовали на вселенскую миссию: в каачестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. При этом они стремились рационально обосновать творчество с опорой на фундаментальные науки: физику, математику, филологию.
Слайд 9«сверхискусство»
Мироздание воспринималось футуристами как аналог грандиозной сценической площадки. Грядущая революция
была желанна, потому что понималась как массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир.
Слайд 10«сверхискусство»
Футуризм выходил за рамки собственно литературы, был тесно связан с
авангардными группировками художников 1910-х: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». Большинство футуристов совмещали занятия литературой и живописью.
Слайд 11эгофутуристы
При своем рождении российское футуристическое движение было лишено объединяющего центра
и выступало в четырех разнородных и непримиримых группах:
1) Петербургские эгофутуристы, объединившиеся вокруг издательства «Петербургский глашатай», в ряде творческих установок близкие акмеистам (И.Северянин, К.Олимпов, В.Гнедов)
Слайд 12Ф
2) Московские эгофутуристы, называвшие себя «Мезонин поэзии»- по имени издательства
(В.Шершеневич, К.Большаков, Р.Ивнев, Б.Лаврнев и др.)
3) Московская группа «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров, И.Аксенов)
Слайд 13«Гилея»
4) Кубофутуристы наиболее влиятельная, активная, плодотворная, близкая к собственно футуризму
группа «Гилея», названная по древнему имени земли в Таврической губернии, где любили бывать вошедшие сюда поэты (А.Крученых, братья Д.и Н.Бурлюки, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, Б.Лившиц, Е.Гуро)
Слайд 14Ф
Кубофутуристы выпустили с 1910 по 1916 год ряд поэтических сборников
(два выпуска «Садка судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Требник троих», «Рыкающий Парнас», «Весеннее контрагентство муз», «Слово как таковое» и др.), в которых их теоретические принципы нашли свое практическое выражение.
Слайд 15Ф
Футуристы продемонстрировали, что слово как звук и слово как начертание
влияют на наше восприятие, воздействуют на глаз, ухо, логику, воображение. Футуристы продемонстрировали необходимость тщательного подбора слов, их всестороннего взвешивания, продуманного сочетания.
Слайд 16Принципы кубофутуристов:
Обращенность к грядущему, обостренное ощущение предстоящего «мирового переворота»;
Отвержение традиционной
культуры, литературной преемственности (призыв сбросить классиков «с Парохода Современности»
Прославление нового человечества
Слайд 17Принципы кубофутуристов:
4) Интерес к жизни современного города
5) Внимание еще не
освоенной реальности, отражение безобразного, антиэстетизм
6) Ориентация на живопись и графику ( многие футуристы увлекались живописью)
7) Бунтарский вызов буржуазному миру и эпатаж обывателя в творчестве и поведении
Слайд 18Принципы кубофутуристов:
8) Смешение различных жанров литературы и других искусств, соединение
теста с документальным материалом во имя «изобретения» новых форм
9) Создание заумного языка
10) Освоение новых принципов стихосложения
11) Введение «телеграфного» синтаксиса, новой графики и звукописи
Слайд 19Воинственные провинциалы
Родина «отца русского футуризма» Давида Бурлюка – хутор Семиротовщина
в Харьковской губернии, Велимир Хлебников увдел свет в стане монгольских кочевников, Владимир Маяковский родился в селе Багдади Кутаисской губернии, Алексей Крученых – в поселке Оливское Вавиловской области, Василий Каменский – близ удмуртского городка Сарапул, на пароходе.
Слайд 20Воинственные провинциалы
В.Каменский портрет работы Д.Бурлюка
Л.Шертель. Портрет Маяковского
Н. Кульбин. Портрет В.Хлебникова
М.Ларионов.
Портрет А.Крученых
Слайд 21Воинственные провинциалы
в подавляющем большинстве будетляне – выходцы из самых
захолустных российских углов. Они вынуждены были преодолевать чудовищное сопротивление косной провинциальной среды. Но и к московским и петербургским художникам слова футуристы относились с предубежденностью, с какой провинциалы судят о «столичных штучках».
Слайд 22Воинственные провинциалы
Так выковывались бойцовские качества русского футуризма, зарждалось представление
о необходимости брать литературные высоты нахрапом – с шумом, боем и гиканьем. Атмосфера скандала неизменно сопровождала многочисленные публичные выступления футуристов.
Слайд 23Бытовые хулиганы или литературные революционеры?
Сначала была сделана «Пощечина общественному вкусу»
(1912).
«Только мы – лицо нашего времени
Бросить Пушкина, Достоевского, толстого и проч. с парохода современности
Кто обратит последнюю любовь к парфюмерному блуду Бальмонта?
Вымойте ваши руки. Прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими многочисленными Леонидами Андреевымивсем эти Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Буниным и проч – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..»
Слайд 24Ф
Футуризм резко противопоставляет себя традиции как таковой. Для футуристов нет
разницы между старыми классиками Пушкиным и достоевским, новым реалистом Буниным, символистами Блоком и Брюсовым. Они скопом бросают с парахода современности всю предшествующую литературу.
Слайд 25«Пощечина общественному вкусу»
Авторы манифеста приказывали чтить права поэтов:
На увеличение словаря
в его объеме произвольными и производными словами.
На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы
Стоять на глыбе слова «мы» среди свиста и негодования
Слайд 26Ф
Однако Маяковский, автор самых оскорбительных формулировок, в стихах вовсю пользовался
образами, взятыми у ругательски ругаемых им символистов:
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир.
А я вам открыл столько тихов шкатулок,
Я – бесценных слов мот и транжир.
Явна перекличка с «Кипарисовым ларцом» Анненского.
Слайд 27Пафос разрыва
Символизм и акмеизм, отрицая одни традиции, опирались на другие;
эти модернистские направления жили идеей преемственности. Футуризм – уже не просто модернизм, но еще и авангард, главным для него является пафос разрыва с прошлым и бросок в неизвестное будущее.
Слайд 28Ф
Футуристы не столько создают аргументированный текст, сколько выдвигают, выкрикивают лозунги,
рассчитанные на непосредственное воздействие (чаще всего отторжение и полемику).
Слайд 29Ф
Футуризм делал установку на обновление поэтического языка. Футуристы не только
обновили значение многих слов, но и активно занимались словотворчеством, использовали в поэзии новые композиционные и даже графические эффекты.
Слайд 30Ф
Стихотворение превращалось в типографскую картинку. Василий Каменский в своих «железобетонных
поэмах» расчерчивал страницу на неправильные многоугольники и заполнял их словами или обрывками слов.
Слайд 31«Визуальная поэзия»
Визуальному воздействию текста придавалось большое значение:
Слайд 32«Визуальная поэзия»
проводились эксперименты с фигурным расположением слов, использованием разноцветных и
разномасштабных шрифтов, расположение слов «лесенкой» и т.п.
Слайд 33Ф
Одним из самых известных изданий футуристов стала книга В.Каменского «Танго
с коровами». Она пятиугольной формы и напечатана на дешевых обоях в знак протеста против роскошных буржуазных изданий.
Слайд 34«Полет Васи Каменского на аэроплане…»
.
Слайд 35«заумный язык»
Была попытка создать особый. «заумный» язык. Живописцы будетляне любят
пользоваться частями тел, а будетляне-речетворцы разрубленными словами и их причудливыми сочетаниями. Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению речетворцев, обладает определенным смыслом.
Слайд 36«заумный язык»
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся
облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо...
В.Хлебников
Слайд 37«заумный язык»
Дыр бул щыл
убешщур
скум
вы со бу
р л эз
А.Крученых
Слайд 38Ф
Футуристы не церемонились со словом. Отношение к слову как к
конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов: «могатырь», «лгавда», «будрецы», «творяне» (Хлебников); «огрезить», «грезэрка», «стоэкранно», (Северянин).
В.Хлебников
И .Северянин
Слайд 39«вселенский эгоизм»
Покуда кубофутуристы веселили и бесили Москву, в Петербурге «гремел»
Игорь Северянин – поэт, по словам академика М.Гаспарова, «с замечательным слухом и замечательным отсутствием вкуса». Объединившиеся вокруг него стихотворцы именовали себя эгофутуристами. В своих декларациях они воспевали «вселенский эгоизм»:
Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсесердно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
Слайд 40«Король» поэтов
Слава Северянина была, действительно, «повсеградной». О его книгах «Громокипящий
кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском».и других говорили повсюду. Его «поэзоконцерты» неизменно привлекали публику с неизменным успехом. В 1918 г. в Москве, на поэтическом вечере в Политехническом музее, Северянин был признан королем поэтов, второе место было отдано Маяковскому, третье досталось Бальмонту.
Слайд 41Рескрипт короля
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королем
поэтов
На зависть нудной мошкаре.
Я так велик и так уверен
В себе, настолько убежден,
Что всех прошу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.
В душе -- порывистых приветов
Неисчислимое число.
Я избран королем поэтов.--
Да будет подданным светло!
.
Слайд 42Ф
Как и у других футуристов, у Северянина встречается немало неологизмов,
но они «осмыслены», изыскано доступны, и ими поэт никогда не злоупотребляет. Северянина тоже раздражала пошлость окружающего мира, однако он не стремился, в отличие от кубофутуристов, порвать с культурой прошлого.
Слайд 43Ф
В отличие от декадентской мрачности, Северянин изображает свое «эго» в
светлых, радостных, восторженных тонах, одновременно внося в стихи самоиронию, которую восторженные поклонники не замечали. Его слава поэта была связана с новаторскими поисками, а с удачным использованием старых схем и стереотипов. Подлинными авангардистами оказались лишь кубофутуристы.
Слайд 44Эстетическое бунтарство
Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно меняющийся,
теряющий опоры мир. В сознании читающей публики закреплялись разрушительные импульсы футуризма, но в перспективе футуризм послужил и созидательным художественным целям:
Слайд 45Ф
он раздвинул границы поэзии. Поставил вопрос о новых функциях искусства,
сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые эксперименты со словом получили дальнейшее развитие в искусстве.
Слайд 46Ф
Футуризм оказался творчески продуктивен: он заставил общество переживать искусство как
проблему, изменил отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве. Главный вывод экспериментов футуристов: осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве не всегда недостаток, а порой даже необходимое условие полноценного восприятия.
Слайд 47Ф
Мировая война и революции надолго отвлекли общественное мнение от футуристов.
Тем не менее уже в первые послереволюционные годы Д.Бурлюк и В.Каменский организовали в Москве литературное кафе, где постоянно выступали футуристы. Маяковский публично заявлял о самых недвусмысленных претензиях будетлян возглавить литературную жизнь Республики Советов.
Слайд 48Ф
Честолюбивым планам футуристов не суждено было осуществиться. Большевики не собирались
делиться властью – даже в искусстве – с кем бы то ни было. К середине 30-х с футуризмом, пытавшимся перекраситься в «левый фронт искусств», как и с другими литературными группировками , было покончено.
Слайд 49Деятели русской культуры о футуризме
Чего только не проделывали мы за
последние годы с нашей литературой... каким богам не поклонялись? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм».
И. Бунин
Слайд 50Деятели русской культуры о футуризме
Если Италия — страна вековой культуры,
колоссальных наследств, то Россия может похвалиться лишь зачатком молодой культуры, лишь её первыми проблесками... Если чего у нас нет, так это именно культурных традиций, и в этом наше глубокое горе....
Слайд 51Деятели русской культуры о футуризме
Поход молодых итальянцев против своей застывшей,
окаменевшей культуры может быть и вздорным, но он объясним, для него есть оправдание. Нет никакого оправдания для тех, кто выступает против культуры лишь зародившейся, которой ещё нужна теплица и бережный уход... Нам баловаться рано: права не имеем, не заслужили.
М. Осоргин
.
Слайд 52Деятели русской культуры о футуризме
Их много ругают, и это несомненно
огромная ошибка... Их породила сама жизнь, наши современные условия. Они — во время рождённые ребята... Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни.
М. Горький
.
Слайд 53Деятели русской культуры о футуризме
Приезжая из Москвы в Петербург, «поэты
будущего» три четверти времени проводят в Эрмитаже. Но это — большой секрет. Спросите их — и они вам скажут, что гоночный автомобиль прекраснее Рафаэля.
И. Бодуэн-де-Куртэне, выдающийся лингвист и общественный деятель.
.
Слайд 54Деятели русской культуры о футуризме
Среди московских кубофутуристов немало талантов, и
многих нельзя не любить, — но все они вместе,... как явление русского быта свидетельствуют о роковом понижении нашей национальной духовной культуры.
К. Чуковский
.
Слайд 55Деятели русской культуры о футуризме
Борис Пастернак в повести «Охранная грамота»,
вспоминая времена своей молодости, охарактеризовал футуризм уже как факт истории литературы:
«Новички объединялись в группы. Группы разделялись на эпигонские (подражавшие символистам) и новаторские... Эпигоны представляли влеченье без огня и дара. Новаторы — ничем, кроме выхолощенной ненависти, не движимую воинственность...
Слайд 56Деятели русской культуры о футуризме
Как движенье новаторство отличалось видимым единодушьем.
Но, как в движеньях всех времён, это было единодушье лотерейных билетов, роем взвихренных розыгрышной мешалкой... Движенье называлось футуризмом.
Победителем и оправданьем тиража был Маяковский».
.
Слайд 57Деятели русской культуры о футуризме
Едва ли не самая
резкая критика прозвучала в стихах поэта, некоторое время возглавлявшего одно из направлений футуризма:
Позор стране, встречавшей
ржаньем
Глумленье надо всем святым:
Былым своим очарованьем
И над величием своим!
Я предлагаю неотложно
Опомниться. И твёрдо впредь Псевдоноваторство —острожно
Иль игнорирно — но презреть.
Слайд 58Деятели русской культуры о футуризме
Для ободренья же народа,
Который впал
в угрозный
сплин,
Не Лермонтова — с парохода
А бурлюков — на Сахалин.
Они — возможники событий,
Где символом всех прав —
кастет,
Послушайте меня, поймите —:
Их от сегодня больше нет.
И. Северянин