Слайд 1Грамотность
за 12 занятий
Занятие 4
Слайд 2Пунктуационно-орфографическая разминка
1. Поле сплош... испещре...о мыши ыми тронами
заметными для глаз. 2. Стари ая
серебря ая брош...
оцене ая специалистами отправле а на экспертизу.
Корреспонденция кем разобра ая брежно
броше а на письме ый стол. 4. Книги еще кем чита ые аккуратно расставле ы на большой деревя ой полке. 5. Тяжело гружё ые верблюды выдерживая падали. 6. Порывшись в рва ом кожа ом портфеле он вытащил большую иллюстрирова уюкниж...нку. 7. Мимо дач... вздрагивая на ухабах проехал гружё ый кирпич...м грузович...к. 8. Сверкал переливаясь серебря ыми каплями глиня ый кувшин напол-
не ый ледя ой водой.
Слайд 3РАЗЛИЧИЕ НЕ И НИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Слайд 4Вставьте пропущенные буквы, ни, не. Расставьте знаки пре-пинания.
1.В тума ой мгле видно души.
2.
Полотня ая салфетка тщательно
постира а где нет пятнышка.
3. Девч...нка сказавшая за время разговора кому слова подошла к распахнутому настеж... окну.
4. Одно поручение да ое мне было выполне о.
5. Стра ый мужич...к сказав кому слова пош...л проч... .
6. Я отвернулся сделав вид что вижу её улыбки её саму.
Слайд 5ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
Слайд 61. На площади привычно пусты ой и безлюдной было души.
2 смолкавшие на минуту удары грома
грозные раскатистые
сковали нас.
3. В доме пусты ом и осиротевшем слышно ш...роха.
4. Рассея ый печальный он понял слова.
5. Гряда пристуиных круч... величестве ых и торжестве ых закрывала горизонт.
6. Ирина Алексеевна хозяйка дома когда выходила из своих комнат кроме особенно торжестве ых случаев.
Слайд 7Разграничение ни и не в сочетаниях
Слайд 8А.1. Кто обращался к Сергею всегда получал квалифи-
цирова ую помощ... .
Кто ....обращался к
Сергею знаетка к он радушен. Кто только обращался к Сергею!
2. Как старался нович...к превозмоч... обиду слёзы едва сдерживаемые брызнули из глаз. Как старался этот нович...к поседливый и добросовестный так и старается.
Б. 1. Как вслушивался старич...к в звенящую глуш...
он уловил ш...роха ш...пота.
2. Всюду куда посмотрит... видиш кем убра ый валежник сокрушё ый ц...клоном.
3. Как старалась Зойка казаться спокойной бабушка открывая ей двери заметила что-то ладное.
Слайд 9Корни с чередованием
-гор-, клон-, твор- напишем с о — это
знаем мы давно: горе ние, г...релка, подг...рает; поклониться, скл...няеться, покланя¬ешься; творение, отв...ришь, притворяешься.
-зар- и плав- всегда пишем с буквой а: заря, оз...рение, озарён¬ный, оз...рено; njuienuic, пл...вильный, попл...вок. Но! Пловец, пловчиха.
О напишем в корне рос-: выброс, переброс, подрос: зар...ели, водор...сли.
Раст- и ращ всегда пишем с буквой а: растение» возр...стной, р...стущий, выращу у выр...щенный. Но! Росток, ростовщик. отрасль.
В кас- кос- — каса-, в лаг- -лож- — ага подскажут в корне букву а: излагать, изложение, слагаемое, сложение, предлагать, предложение; касаться, коснуться, прик...саться, прикосновение, к...сательная.
Слайд 10Корни с чередованием е, и
Бер-бира-, пер- — пира-, дер-дира-, тер- тира-,мер- мира-,
стел- — стила-, жеч- жига-, ня- — нима, А
-дер- дира-, тира-, бира-, мира- — подсказка в сочетанье -ира-: отдирает, отдерёт; выт...рает, отп...реть, отп...рает, уб...рает, уб...рет, зам...рает, зам...ретъ.
блеет- — блиста-, стила-, жига-, -нима — подсказка: -иста-, -ила-, -има блистательный, заблестел, застилает, заст...лет, заж...гает, принимает, вн...мание.