Презентация, доклад на тему Фразеологизмы в русском языке

Содержание

Проверка домашнего заданияРассказ учащихся по рядам о значении и происхождении фразеологизмов “манна небесная”, “тришкин кафтан”, “яблоко раздора”.

Слайд 1 Тема урока:

«Фразеологизмы в русском языке»

Цели урока:
углубить и расширить знания о фразеологизмах русского языка; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку.

Тема урока:  «Фразеологизмы в русском языке»Цели урока: углубить

Слайд 2Проверка домашнего задания
Рассказ учащихся по рядам о значении и происхождении фразеологизмов

“манна небесная”, “тришкин кафтан”, “яблоко раздора”.

Проверка домашнего заданияРассказ учащихся по рядам о значении и происхождении фразеологизмов “манна небесная”, “тришкин кафтан”, “яблоко раздора”.

Слайд 3«Лексика» (мини -тест)
1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в

далёком прошлом?

а) архаизмы
б) общеупотребительные
в) историзмы

«Лексика» (мини -тест)1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?а) архаизмы б) общеупотребительные в)

Слайд 42.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?

а) жаргонизмы


б) диалектизмы
в) историзмы
2.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?а) жаргонизмы  б) диалектизмы в) историзмы

Слайд 5
3.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления?

а) архаизмы
б)

жаргонизмы
в) историзмы
3.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления?а) архаизмы б) жаргонизмы в) историзмы

Слайд 6
4.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности,

называются:

а) диалектизмами
б) неологизмами в)профессионализмами
4.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:а) диалектизмами б) неологизмами в)профессионализмами

Слайд 7
5.Какие слова передают отношение говорящего к предмету его речи:

а)диалектные
б)

эмоционально окрашенные
в)жаргонизмы
5.Какие слова передают отношение говорящего к предмету его речи:а)диалектные б) эмоционально окрашенные в)жаргонизмы

Слайд 8
6.Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной средой или возрастной группой

- это:

а) диалектизмы
б) неологизмы
в) жаргонизмы
6.Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной средой или возрастной группой - это:а) диалектизмы б) неологизмы в)

Слайд 9
7.Какое лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:

а) неологизмы
б) жаргонизмы
в) диалектизмы
7.Какое лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д: а) неологизмы б) жаргонизмы в) диалектизмы

Слайд 10
8.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у

других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?
а) эмоционально окрашенные
б) заимствованные
в) устаревшие
8.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего

Слайд 11
9. Какие из перечисленных ниже групп находятся за пределами литературного языка:

а)

заимствованные
б) диалектные
в)жаргонизмы
г)историзмы
9. Какие из перечисленных ниже групп находятся за пределами литературного языка:а) заимствованные б) диалектные в)жаргонизмы г)историзмы

Слайд 12
10.К какой группе отнесёте слова запон, кочет, окурнуться?

а) диалектизмы

б) заимствованные
в) жаргонизмы
10.К какой группе отнесёте слова запон, кочет, окурнуться? а) диалектизмы б) заимствованные в) жаргонизмы

Слайд 13
11.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое

звучание и написание, но разные по лексическому значению:
а) синонимы
б) омонимы
в) антонимы
11.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по

Слайд 14
12. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части

речи, имеющие близкое лексическое значение?

а) синонимы
б) омонимы
в) антонимы
12. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение?а) синонимы

Слайд 15 Ключ к тесту

1 -в , 2- б

, 3 –в , 4 – в , 5 –б , 6 -в , 7 – а ,8 – б , 9 – б, в , 10 – а , 11 - б , 12-а.
Ключ к тесту  1 -в  ,  2- б  ,  3 –в

Слайд 16Выписать фразеологизмы со значением «бездельничать», «обманывать», «быстро».
Сломя голову
Сидеть

сложа руки
Во все лопатки
Водить за нос
Втирать очки
Бить баклуши
Во весь дух
Вводить в заблуждение
Со всех ног
Высунув язык

Выписать фразеологизмы со значением «бездельничать»,  «обманывать»,  «быстро». Сломя головуСидеть сложа рукиВо все лопаткиВодить за носВтирать

Слайд 17ЗООПАРК

ЗООПАРК

Слайд 18Зоологическая страничка. Вы сможете узнать о ком речь, если дополните следующие

фразеологизмы:

-- Голоден, как …
-- Труслив, как …
-- Здоров, как …
-- На ухо наступил…
-- Смотрит, как …. на новые ворота
-- Грязный, как …
-- Колючий, как …

Зоологическая страничка. Вы сможете узнать о ком речь, если дополните следующие фразеологизмы: -- Голоден, как … --

Слайд 191) хоть пруд пруди 1) куда

глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного
неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого
каления 9) как мел

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма
1 вар-т Синонимы; 2 вариант – антонимы)

1) хоть пруд пруди      1) куда глаза глядят2) кто во что горазд

Слайд 20Выпишите в ходе чтения стихотворения фразеологизмы
Не вешай нос в любой беде
И

не криви душой трусливо!
Пусть эти правила везде
С тобой пребудут, друг мой милый!
Как говорят, держи в узде
Ты чувств своих поток горячий,
Но нелегко жить на земле
С душой холодной и незрячей.
Будь скромен, добр, трудолюбив,
Не чти копейку больше жизни!
Свою гордыню усмирив,
Служи с достоинством Отчизне!

Выпишите в ходе чтения стихотворения фразеологизмыНе вешай нос в любой бедеИ не криви душой трусливо!Пусть эти правила

Слайд 21Записать начало фразеологизма и самостоятельно его продолжить
Без задних …; брать себя

в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….
Записать начало фразеологизма и самостоятельно его продолжитьБез задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять

Слайд 221.Написать небольшой рассказ, из 3-4 предложений, употребив данные фразеологизмы.
Собака на сене.
Умный

не по годам
Делать из мухи слона

2. Подготовить сообщение о происхождении фразеологизма (на выбор)
Мамай прошёл, всемирный потоп, прописать ижицу , кричать на всю ивановскую , поставить в тупик ,бить баклуши.


Домашнее задание

1.Написать небольшой рассказ, из 3-4 предложений, употребив данные фразеологизмы.Собака на сене.Умный не по годамДелать из мухи слона2.

Слайд 23Рефлексия
- Чему был посвящен наш урок?
- Что такое фразеологизмы?
- Что

вы о них узнали?
Продолжи фразеологизм…
Хитёр как … Труслив как … Голоден как … Здоров как … Изворотлив как … Надут как … Нем как … Грязный как … Упрям как … Болтлив как … .

Рефлексия- Чему был посвящен наш урок? - Что такое фразеологизмы?- Что вы о них узнали? Продолжи фразеологизм…Хитёр

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть