Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО
ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ – «ПЕДАГОГ 13.ru»
СЕКТОР ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курсовой проект
ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Выполнила :Скачкова Л.Х.
учитель русского языка и литературы
МБОУ « Красноузельская СОШ»
Ромодановского муниципального района
Проверила : Медянкина Е.В.,
методист кафедры
основного и среднего общего образования
Саранск, 2020
Слайд 2Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе, организуется
для развития разнообразных способностей обучающихся в области русского языка и литературы. Она помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус, способствует популяризации русского языка и литературы.
Слайд 3--
Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и
формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одни и те же цели:
развитие у обучающихся интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам;
формирование бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе как неисчерпаемому богатству великого русского народа.
Слайд 4-
Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:
расширить, углубить и дополнить приобретаемые
на уроках знания, тем самым помогая обучающимся лучше усвоить программный материал;
научить обучающихся самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал на нужную тему;
формировать коммуникативную компетенцию обучающихся (выступать перед аудиторией, защищать и презентовать рефераты, проекты, организовывать вечера, конкурсы и т.д.);
выявлять одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, возможность преодолевать трудности при изучении русского языка и литературы.
Слайд 5К.Д. Ушинский :
«Голова, наполненная обрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую,
в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».
Слайд 6 Главным на внеклассных занятиях по русскому языку и литературе является
принцип развития речи детей. Именно им в основном определяется выбор методов и приемов проведения внеклассных занятий.
Виды и формы работы по русскому языку и литературе необычайно разнообразны. Это различные лингвистические кружки, общества любителей словесности, вечера, олимпиады, конкурсы, литературные гостиные.
Чем разнообразнее виды внеклассной работы по русскому языку и литературе, тем живее интерес учащихся к ней.
Слайд 7-
Внеклассной работой в отечественной школе начали заниматься сравнительно недавно – с
начала 50-х годов XX века. Естественно поэтому, что теоретические основы ее находятся в стадии разработки. Вопрос о принципах организации внеурочной работы по русскому языку и литературе остается открытым. Все методисты, работающие в этой области, отмечают общедидактические принципы, на которые опирается внеурочная работа: научности, последовательности, систематичности и другие. Кроме общедидактических, выделяются специфические для внеклассной работы методические принципы. Количество принципов у разных авторов колеблется от двух до восьми. ( Е. А. Баринова – два, Л. Т. Григорян – восемь, Б.Т. Панов – пять, Н. Н. Ушаков – шесть). Требует дальнейшего уточнения и вопрос о содержании, видах и формах, методах проведения внеурочной работы по русскому языку. Всем этим и определяется актуальность данной темы: «Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе».
Слайд 8
В практике учителей-словесников выработались три формы внеклассных занятий по русскому языку
и литературе: групповая, массовая и индивидуальная. Эти формы взаимосвязаны. Групповая форма внеклассной работы включает кружки, выпуск газет, стенгазет на русском языке, изготовление стендов, выпуск радиогазет. Массовые формы являются результатом деятельности кружков и учащихся всех классов. К ним относятся утренники и вечера, олимпиады, различные конкурсы (викторины), устные и письменные лингвистические журналы (бюллетени, проекты), Дни и Недели русского языка, работа научных обществ обучающихся.
Слайд 9 Формы и методы внеклассной работы:
олимпиады
кружки
вечера
неделя гуманитарных дисциплин
выпуск газет и альманахов
исследовательские и проектные работы
конкурсы творческих работ
экскурсии по литературным местам
Слайд 10 ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
Проект «Иллюстрации к рассказам А.П. Чехова»
Слайд 14
Узнайте рассказы А.П. Чехова
по иллюстрациям
Мальчики
Ванька
хирургия
каштанка
Слайд 15Из опыта работы:
Выполнение творческих работ.
Задачи учителя состоят в следующем:
дать знания;
развивать умения и
навыки;
развивать креативное мышление;
развивать самостоятельность учащихся;
воспитание творческой личности.
Итак, что такое творчество?
«Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.»
Значит, нужно раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
А задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их.
Слайд 16Можно предложить такие виды работ:
1. Внести в название темы домашнего сочинения «чуточку улыбки
и фантазии» и заинтриговать учащихся;
2. Интересно и такое задание на дом: по предложенной картине придумать историю, иллюстрацией к которой могла бы стать эта картина;
3. Чтобы ученик с удовольствием взялся за сочинение, можно предложить разные формы выполнения задания. Например, сочинение «Как я провел лето» прошу написать как письмо другу или вместо привычного сочинения «Школьный двор» предлагаю написать сочинение «Школьный двор через 25 лет»;
4. Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что «положено», а то, что хочется.
5. Задание придумать «тонкие» и «толстые» вопросы развивает воображение, смекалку, учит анализировать прочитанное и тд.
Слайд 17___
Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников
в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности.
Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Обобщив проделанную работу и проанализировав, можно сделать такие выводы:
1.В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках и внеклассных занятиях;
2. Нужно чаще придавать заданиям проблемный характер;
3. Нужно подать задание так, чтобы дети заинтересовались: придумать ситуацию, ловить момент.
4. Самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее.
5.Творческие работы раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом
Слайд 18
Виды и формы работы по русскому языку и литературе необычайно
разнообразны.
Чем разнообразнее виды внеклассной работы по русскому языку и литературе, тем живее интерес учащихся к ней.
Слайд 19Литература:
https://infourok.ru/
https://multiurok.ru/
Н.В. Егорова«Поурочные разработки по русскому языку»
Н.В. Егорова«Поурочные разработки по литературе»