Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»
Из опыта работы
учителя русского
языка и литературы Янгляевой Г.Р.
Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе
Лямбирь 2014
Слайд 2 Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою
принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет…
К.Д.Ушинский
Слайд 3Содержание
Введение. Актуальность темы
Из истории вопроса
Цели воспитательной работы
Принципы организации внеклассной работы
Формы и
методы внеклассной работы
Практическая часть (из опыта работы)
Заключение
Список использованной литературы
Слайд 4Введение. Актуальность темы.
Внеклассная работа по предмету является неотъемлемой частью
учебно-воспитательного процесса, мощным дополнительным средством формирования у обучающихся интереса к предмету, средством расширения и углубления знаний.
Слайд 5 Внеклассная работа по русскому языку и литературе способствует
углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая обучающимся лучше усвоить программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, литературы, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковую культуру, развивать творческие возможности обучающихся.
Слайд 6Из истории вопроса
«Внеклассная работа должна прежде всего способствовать
углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний и тем самым помогать учащимся в усвоении программного материала»,- Н.М Шанский.
Шанский Н.М.
Слайд 7
Внеклассной работой в отечественной школе начали заниматься сравнительно
недавно – с начала 50-х годов XX века. Естественно поэтому, что теоретические основы ее находятся в стадии разработки. Вопрос о принципах организации внеурочной работы по русскому языку и литературе остается открытым. Все методисты, работающие в этой области, отмечают общедидактические принципы, на которые опирается внеурочная работа: научности, последовательности, систематичности и другие. Кроме общедидактических, выделяются специфические для внеклассной работы методические принципы. Количество принципов у разных авторов колеблется от двух до восьми. ( Е. А. Баринова – два, Л. Т. Григорян – восемь, Б.Т. Панов – пять, Н. Н. Ушаков – шесть). Требует дальнейшего уточнения и вопрос о содержании, видах и формах, методах проведения внеурочной работы по русскому языку. Всем этим и определяется актуальность данной темы: «Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе».
Слайд 8
В практике учителей-словесников выработались три формы внеклассных занятий по
русскому языку и литературе: групповая, массовая и индивидуальная. Эти формы взаимосвязаны. Групповая форма внеклассной работы включает кружки, выпуск газет, стенгазет на русском языке, изготовление стендов, выпуск радиогазет. Массовые формы являются результатом деятельности кружков и учащихся всех классов. К ним относятся утренники и вечера, олимпиады, различные конкурсы (викторины), устные и письменные лингвистические журналы (бюллетени, проекты), Дни и Недели русского языка, работа научных обществ обучающихся.
Слайд 9Цель внеклассной работы
Основная цель внеклассной работы- развитие у обучающихся
интереса к русскому языку и литературе как учебному предмету, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и литературы, выработка коммуникативных компетенций.
Виноградов В.В.
Слайд 10Общедидактические принципы организации внеклассной работы
научность
сознательность
Общедидактические активность
принципы систематичность
организации последовательность
внеклассной работы: наглядность
индивидуальный подход
связь теории и практики
доступность
Слайд 11Формы и методы внеклассной работы:
олимпиады
кружки
вечера
неделя гуманитарных дисциплин
выпуск газет и альманахов
исследовательские и проектные работы
конкурсы творческих работ
экскурсии по литературным местам
Слайд 12Из опыта работы
Предметная олимпиада — состязание учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, требующее от участников
демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин.
Олимпиады
Слайд 13Драматический кружок
Пьесы в постановке обучающихся :
«Как Бабы- Яги сказку делали»
Слайд 14
В.И. Даль
«Собирал человек слова»
« Сказ про Федота –стрельца, удалого молодца»
Л. Филатова
Л. Филатов
Слайд 19Исследовательская и проектная работа
Слайд 20Творческие конкурсы
« Сделай выбор»
Слайд 21
« Нет наркотикам!»
Максутов Тахир
Слайд 23Дьячкова Ксения, ученица 10 класса, 2014 год
Слайд 24Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»
Тремаскин Кирилл
Байбикова Элина
Слайд 25Республиканский конкурс сочинений, посвященный 290-летию Прокуратуры России
Малыгин Никита, 11 класс,
2012 год
Слайд 26Экскурсии по литературным местам
Болдино…
Слайд 30Государственный русский драматический театр
Слайд 32Заключение
Конечная цель уроков и внеклассной работы
по русскому языку и литературе- подготовить обучающихся, грамотных в широком смысле слова,- совпадает, внеклассная работа имеет свои, как мы отметили выше цели и задачи. Она тесно связана с обязательной программой, с общим направлением процесса обучения. Как мы видим, внеклассная работа по русскому языку и литературе стремится к расширению и углублению знаний обучающихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам.
Внеклассная работа по предмету- шаг вперед в обогащении обучающихся знаниями, компетенциями.
Слайд 33Список использованной литературы
1.Баранов М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса
к урокам русского языка/ М.Б.Баранов - М: Просвещение, 2005. - 214с.
2. Виды внеклассной работы по русскому языку/ Сост. М. М. Морозова - М.: - Просвещение, 1999 -273с.
3. Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе/ Под ред. К.В.Мальцевой, М.Н.Борисовой.- М.: Просвещение,1998.-185с.
4. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 2010.
5. Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей/ Н.Н. Ушаков. -М.: Просвещение, 1999-349 с.
6. Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. Пособие/ Л.З.Шакирова, Л. Г. Саяхова и др.:- Л.: Просвещение,1990.- 416с.
7. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-184с.
8. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе/ А.В.Текучев.-М.:Просвещение,2004.-114с.
9.http://elenaranko.ucoz.ru/
10.http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg