Презентация, доклад на тему Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. Означает владение способами формирования иформулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи.  Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета

Слайд 1Формирование языковой и речевой компетенции на уроках русского языка и литературы
Учитель

русского языка и литературы: Лукаш Л.В.
МБОУ СШ 56 г. Ульяновск
Формирование языковой и речевой компетенции на уроках русского языка и литературыУчитель русского языка и литературы: Лукаш Л.В.МБОУ

Слайд 2 Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. Означает владение способами формирования иформулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи.  Коммуникативная компетентность —

это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.    Языковая компетенция понятие, введенное в рамках генеративной лингвистики для описания владения языковыми средствами носителем языка.

Виды компетенций

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. Означает владение способами формирования иформулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. 				Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и

Слайд 31. Дети сегодня становятся основными потребителями современной поп-культуры. Для них издаются

«шпаргалки на каждый день», «готовые домашние задания», «русская литература в кратком изложении» и т.п. Всё это создаёт среду неблагоприятную и неуправляемую, но оказывающую достаточно сильное влияние на развитие общей и речевой культуры наших школьников.
2. В большинстве действующих учебниках коммуникативный аспект культуры речи, если иметь в виду культуру владения языком в различных сферах общения, остаётся недостаточно разработанным. Несмотря на то, что в содержание современных учебников введены такие важные разделы, как устная и письменная формы речи и их особенности, стили, типы речи и др., они не могут в полном объёме обеспечить формирование навыков адекватного речевого общения в различных жизненных ситуациях.
3. Лингвистическая теория и практика в большинстве современных учебников не даёт целостного представления о языковой системе как средстве, орудии мысли, средстве выражения определённого смысла.
4. Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не испытывают потребности говорить более ярко и выразительно.

Факторы, препятствующие формированию у школьников высокого уровня языковой и речевой компетенций

1. Дети сегодня становятся основными потребителями современной поп-культуры. Для них издаются «шпаргалки на каждый день», «готовые домашние

Слайд 4Главная цель педагогической деятельности - формирование языковой и речевой компетенций учащихся

на основе коммуникативно - деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком.

Главная цель педагогической деятельности

Главная цель педагогической деятельности - формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно - деятельностного подхода

Слайд 51. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной

информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);
2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
3. Вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления.

Задачи педагога

1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и

Слайд 6-технология проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка;
-технология уровней дифференциации

на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;
-технология проведения учебных дискуссий, которая развивает навыки публичного выступления;
-технология личностной ориентации (обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей);
-проектная технология позволяет повысить и углубить интерес детей; развивает творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления; помогает школьникам приобрести исследовательские и коммуникативные умения, навыки работы с большим объемом информации;
-информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, формируют информационную культуру.

Педагогические технологии

-технология проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка;-технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать

Слайд 7«Удивляет!»
  Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Учитель находит

такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация ставится удивительной. Это может быть интересные факты биографии писателя, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.
 «Лови ошибку!»
  Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что он не прав. Цель этого приема – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.
Тема урока: «А.С. Пушкин. Обзор жизни и творчества».
  На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве поэта. Класс делится на группы, которым предлагается биографический материал о с фактическими ошибками.
Задание: Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по теме.

Современные образовательные технологии

«Удивляет!»  Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Учитель находит такой факт или такой угол зрения,

Слайд 81. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте:
Я люблю весну

с ручьями,
… (лето) с яркими цветами,
… (осень) с ласковым дождем,
… (зиму) с горкой и катком.

Прогнозирование

1. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте:Я люблю весну с ручьями,… (лето) с яркими цветами,… (осень) с

Слайд 9Придумайте и напишите стихотворение о зиме, используя предлагаемые слова для рифмовки:
… снежинки
… на

тропинке
… у реки
… уголки
… дома
… зима.

Собери рассыпанные части предложений:
Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по ледовитому океану голары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда.

Придумайте и напишите стихотворение о зиме, используя предлагаемые слова для рифмовки:… снежинки… на тропинке… у реки… уголки… дома… зима.Собери рассыпанные части предложений:Уже вполне

Слайд 10Включение воображения.
1. Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм.
 Какими сценами

тебе хотелось бы дополнить этот текст, если бы пришлось создать мультфильм?
2. Постарайся увидеть картину, описанную в тексте.
Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину (тексты о природе)
3. Что вас взволновало в данном стихотворении? Попробуй нарисовать ее. Придумай свою историю на эту тему.
5. Преврати одно предложение в целый рассказ.
6. Закончи рассказ, сказку.

Включение воображения.1. Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм. Какими сценами тебе хотелось бы дополнить этот текст,

Слайд 11  Работу по драматизации можно провести так: разбить класс на группы и

поставить перед каждой группой задачи: инсценировать рассказ, сказку; разобрать самостоятельно сценарий (отобрать значительный эпизод или цепь эпизодов и определить, что и как играть); подобрать действующих лиц и т.д.
   Словесное рисование, создание слайдов позволяет вообразить, дополнить картины, образы.
«Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний. Сверху подписывают: «Составлял...». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял...».

  Работу по драматизации можно провести так: разбить класс на группы и поставить перед каждой группой задачи: инсценировать

Слайд 12Каждый урок русского языка должен быть уроком постижения красоты языка, богатства

и неисчерпаемых возможностей. На каждом уроке ученики должны «всматриваться и вслушиваться» в язык, и тогда через постижение красоты языка придет понимание его законов, его правил, его системы, сформируются навыки грамотной устной и письменной речи.

Вывод

Каждый урок русского языка должен быть уроком постижения красоты языка, богатства и неисчерпаемых возможностей. На каждом уроке

Слайд 13СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть