Слайд 1Формирование
политехнических компетенций лицеистов
на основе абнотивной деятельности
учителей русской филологии.
Автор
-
Гарифуллина Эльвира Ильшатовна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ «Лицей №145»
Авиастроительного района г. Казани
14.04.2017 г.
Слайд 2Френсис Гальтон, основатель дифференциальной психологии, ввел в науку термин «евгеника» и
разработал приемы определения способностей человека в той или иной области. Его многолетний труд нашел отражение в научной теории о том, что одаренность – это наследственная черта, генетически предопределенная. И в то же время в мировой истории масса примеров, когда у одаренных или даже гениальных родителей чада вырастают без малейшего намека на талант. Или талант, одаренность все-таки были, но окружающие этого не заметили, родители были заняты собственной карьерой, а рядом не оказалось чуткого, профессионального педагога.
Френсис Гальтон
Слайд 3 Абнотивность, то есть способность учителя видеть одаренного ребенка
и уметь работать с ним, на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений внедрения профессионального стандарта педагога и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как ресурса повышения качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ОО. Педагогические методы, способствующие выявлению одаренности ребенка в какой-либо области, в условиях современной системы народного образования могут, быть неэффективными по ряду причин. Вот некоторые из них:
Слайд 4- Необходимость специальных подходов к обучению и воспитанию, т.е. создание условий
для включения в образовательный процесс любых учеников:
со специальными потребностями в образовании;
одарённых учеников;
учеников, для которых русский язык не является родным;
учеников с ограниченными возможностями здоровья;
отсутствие мотивации у ребенка к учебно-познавательной деятельности в силу особенностей его характера, недостаточного внимания со стороны родителей и др.
Слайд 5В чем сущность развития политехнических компетенций у современного школьника?
В умении
использовать образовательные, информационно-коммуникационные или другие технологии, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса. Внедрение политехнического образования в новых организационных и нормативно-правовых условиях определены приоритетными направлениями развития образовательной системы Республики Татарстан и Российской Федерации.
И здесь, прежде всего, надо сказать несколько слов о двух основных понятиях, вынесенных в заголовок данной работы: «одаренность» и «политехничность».
Слайд 6Академик А.М. Матюшкин в своей монографии «Концепция творческой одаренности» отмечал, что
«…одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей». Среди зарубежных исследователей также нет единого мнения. Изучая работы П.Торренса, Дж.Гилфорда Ф.Баррона, Б.Блума, можно увидеть полярные точки зрения от «все дети одаренные» до «одаренность встречается крайне редко». Но в любом случае, можно сказать, что для каждого практикующего педагога наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, в первую очередь, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.
Слайд 7Термин «политехнический» трактуется как «относящийся к различным отраслям техники либо основанный
на разностороннем знакомстве с техникой». В современных условиях политехническое образования нужно рассматривать как непрерывный процесс и развитие ключевых компетенций, наиболее распространенных в различных сферах проектно-конструкторской, организационно-управленческой, производственно-технологической и научно-исследовательской деятельности. О тесной связи политехничности и точных или прикладных школьных дисциплин известно давно. По мнению профессора Санкт-Петербургского государственного университета Р.М.Нарбута, политехничность достигается путем многократного применения фундаментальных знаний для получения знаний специальных. Однако дискуссионным остается вопрос о формирование политехнических компетенций одаренных лицеистов на основе деятельности учителей русской филологии.
Слайд 8Так по какому направлению двигаться, развивая политехнические компетенции обучающихся на уроках
русского языка и литературы?
Одним из приоритетных направлений, формирующих политехнические компетенции одаренных детей, является проектная деятельность учащихся. И за три последних года наши лицеисты в рамках реализации своих творческих проектов имеют следующие результаты: ежегодные победы в Республиканской научно-практической конференции им. Л.Н. Толстого; дипломы I, II и III ежегодного профильного конкурса ОАО КАПО им. С.П. Горбунова «Авиация. Люди. Судьбы»; I место в районном туре конкурса "Звездный билет" в рамках VI Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика", II место в Республиканской олимпиаде КФУ, посвящённой первопечатнику Ивану Фёдорову; II место в конкурсе сочинений «Билет в будущее» в рамках государственной программы «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы».
Слайд 9Процесс работы над каждым конкретным проектом происходит по методу восхождения мысли
от абстрактного к конкретному. Учитель формулирует проблему, ученик с помощью учителя ставит задачи, анализирует учебный материал, проводит самостоятельную поисковую деятельность. На завершающем этапе – этапе рефлексии – фиксирует «добытое» знание в определенной знаковой форме, выстраивая содержательную конструкцию. То есть, учитель, применяя все три типа универсальных учебных действий, фактически является корректирующим, а ни в коем случае не контролирующим, органом.
Слайд 10Не менее перспективным направлением является развитие творческого потенциала ребенка на основе
дифференцированных заданий. При формировании технологической карты урока русского языка и литературы мы учитываем такой важный фактор, как дифференциация задач, которые предстоит решить ученикам. Как правило, это задания разной степени сложности, схожие по своей структуре с дорожной картой знаний. И все наши ученики – путешественники, которые подобно герою романа «Алхимик» пойдут разными путями. Но пункт прибытия у всех должен быть один – сундук с сокровищем под названием «ЗНАНИЕ».
Слайд 11Рассуждая о формировании политехнических компетенций учащихся на основе абнотивной деятельности учителей
русской филологии, стоит вспомнить слова классиков советской фантастики братьев Стругацких, сказанным ими в повести «Гадкие лебеди»: «А вполне возможно: Ньютон, Эйнштейн, Аристотель - мутанты. Среда, конечно, была не слишком благоприятная, и вполне возможно, что масса таких мутантов погибла, не обнаружив себя, как тот мальчишка из рассказа Чапека… Они, конечно, особенные: ни практической сметки у них не было, ни нормальных человеческих потребностей… Или, может быть, это кажется? Просто духовная сторона так гипертрофирована, что все прочее незаметно… Эйнштейн говорил, что лучше всего работать смотрителем маяка - это уже само по себе звучит…».
Слайд 12И таким метафорическим маяком для МБОУ «Лицей №145» стала традиционная ежегодная
научно-практическая конференция учащихся «Шаг в науку». В 2017 году в рамках этой конференции прозвучали следующие темы: «Решение задач по программированию путём синтаксического анализа текста их условия»; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина как отражение славянского быта и верований славян»; «Математика в искусстве», «Соответствие перевода английской фразеологической единицы с компонентом – зоонимом на русский язык» и еще тридцать различных тем. И каждый автор, независимо от секции, представляя свою научную работу, использовал в устном выступлении ряд психолингвистических приемов, необходимых для выстраивания грамотной публичной речи (см. ст. Е.В. Большаковой «Использование психолингвистических приемов в публичной речи». Сборник статей и методических материалов Восьмой международной научно-практической конференции «Теория и практика развивающего обучения», Казань, 2016).
Слайд 13За свою многолетнюю педагогическую практику мы убедились в том, что одаренность
нельзя отрывать от политехничности. И в значительной степени это касается уроков русского языка и литературы. Ибо в конечном итоге из школы должен выходить человек, не просто досконально знающий, что такое удилище. Он должен уметь «быть ловцом не только рыбы, но и душ человеческих».