Слайд 1Формирование орфографических умений и навыков
Учитель русского языка и литературы Макеевской общеобразовательной
школы № 72
Специалист І – й категории
Алехнович И.Е.
Слайд 2В деле общеобразовательной подготовки школьников решающую роль играет изучение русского языка.
При
формировании у школьников орфографических навыков, учитель должен учитывать психологическую природу орфографического навыка.
Навыки – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе её выполнения. («Автоматизированный» - способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определённых правил и процессе упражнений, подвергающихся автоматизации).
Навыки формируются на базе умений. Умения, в свою очередь, связаны с усвоением знаний и их применением на письме.
Объём знаний по орфографии определён школьной программой по русскому языку. В программе указаны основные умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся того или иного класса.
Слайд 4Важным условием формирования орфографических навыков является вариативность дидактического материала, подобранного с
учётом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил.
Как известно, формирование орфографических умений – сложный и длительный процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Орфография изучается в начальном и среднем звене, а в старшем – повторяется.
Таким образом, в первые 7 лет школьного обучения орфографические навыки формируются, а в дальнейшем – совершенствуются.
Слайд 5Формирование орфографических навыков является сознательным процессом. При этом важное значение придаётся
осознанию способов орфографических действий и вариативности дидактического материала для упражнений по орфографии.
Именно в силу того, что в формулировках всех орфографических правил обязательно даётся грамматическая характеристика соответствующих орфографических явлений, орфография изучается на грамматической основе.
Слайд 8Усвоение способов применения правила идёт в ходе орфографического разбора, способствующего развитию
тех умственных операций, которые необходимы для выработки орфографического навыка. Вот почему важно найти такие пути изучения орфографии, которые способствовали бы формированию у учащихся мыслительных навыков. Для этого необходимо разъяснить не только существо орфографических правил, но и то, как пользоваться ими практически, т.е. определить, когда нужно применять правило, установить, какое правило нужно применить; в какой последовательности надо разбирать слово, чтобы применить соответствующее правило к данному конкретному случаю.
С этой целью при изучении каждого орфографического правила, учитель знакомит учащихся со схемами письменного и устного орфографического разбора и его образцами, а также использует объяснительное письмо.
Схема орфографического разбора определяет:
- его содержание (какие существенные признаки нужно отметить, чтобы применить соответствующие орфографическое правило);
- последовательность.
Иногда отдельные пункты разбора, указывающие, какую операцию, какое действие должен совершить ученик, предусматривают далеко не элементарный шаг, т.е. эта операция может состоять из нескольких шагов.
Слайд 9ВЫВОДЫ:
Учить школьников применять орфографические правила помогает объяснительное письмо. При выполнении упражнений
типа списывания и при написании диктантов учащиеся устно или письменно объясняют орфограммы, т.е. указывают в определённой последовательности все существенные признаки, совокупность которых определяет верное написание (производят орфографический разбор).
При письменном объяснении используются условные сокращения и подчёркивания, о чём сообщается учащимся тогда, когда даётся образец письменного разбора.
Условные сокращения и графические обозначения позволяют учащимся письменно объяснить все рассматриваемые орфограммы, т.е. фиксировать умственные действия в процессе применения правил по схемам.
Устное объяснение орфограммы представляет собой связное высказывание типа рассуждения. В таком случае развивается мышление и речь учащихся, и глубоко осмысливаются орфографические правила.
Для того, чтобы школьники учились применять орфографические правила, они должны в ходе выполнения упражнений объяснить орфограммы до написания слов, которые содержат соответствующие орфограммы.
Необходимо тренировать учеников в объяснении орфограмм при слуховом восприятии текста.