Формирование коммуникативной компетенции - важнейший компонент речевого развития школьников
Формирование коммуникативной компетенции - важнейший компонент речевого развития школьников
Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Этот вид деятельности позволяет отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста, обращая внимания на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.
Работа над комплексным анализом текста как видом интегрированной речевой деятельности в учебнике представлена с опорой на принцип системности, непрерывности в соответствии с методическими и дидактическими целями и задачами урока. Данный вид деятельности традиционно начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы, идеи, проблематики, типа и стиля текста, составление плана. Инновационным и заслуживающим внимания, на мой взгляд, является тематическое, стилистическое, жанровое многообразие текстов для анализа.
Например: отрывки из произведений Б. Заходера,
К. Булычева, Н. Сладкова, Л. Ла- гина, Н. Носова, Ю. Дмитриева,
Л. Успенского, В. Драгунского,
С. Михалкова, В. Голявкина и других.
Например: текст «Синие волны» А.Дорохова, «Журавли» А. Яшина., «Хозяин» (По В. Баныкину) и другие.
Современный социум – это непрерывная атака различного рода информации, и человек должен научиться противостоять этому натиску, обобщать, систематизировать и выбирать только существенное, главное. Выделение смысловых частей текста, приемы сжатия представлены в учебнике как элементы комплексного анализа текста. Это удачное методическое решение, в «зоне ближайшего развития которого» успешное преодоление экзаменов, а в дальнейшем - комфортная адаптация личности в обществе.
Например:
на какие смысловые части можно разбить текст? Как они связаны между собой?
какие слова выражают главную мысль текста? Найдите их.
Сколько частей можно выделить в этом тексте? Составьте его план.
Какова основная мысль текста? Выражена ли она автором прямо или о ней нужно догадаться?
Например:
Можно ли сказать, что в этом отрывке представлена только разговорная речь? Докажите примерами из текста.
Какие типы речи представлены в тексте? Докажите свою точку зрения.
Какие фрагменты текста представлены как рассуждение? Устно докажите свое мнение, приведите примеры из текста.
Например:
в тексте «Тетрадки под дождем» отрабатываются умения и навыки по теме «Предложения по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения». Для рассмотрения предложены следующие вопросы: Найдите побудительные предложения. Прочитайте их. Что они выражают: совет, просьбу, требование, приказ, приглашение? Найдите и выпишите три вопросительных предложения. Какими средствами в них выражены вопросы?
Например:
Как могут развиваться события дальше? Пофантазируйте. Напишите краткое сочинение – продолжение этой истории.
Напишите историю своей семьи или фамилии.
Придумайте конец сказки, учитывая ее название.
Напишите небольшое сочинение о том, как вы относитесь к музыке.
Что любите вы? «Поведайте тайну своей души».
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть