Презентация, доклад на тему Формирование читательской компетенции учащихся на уроках ВЧ в 5-9 классах

Содержание

Словарь презентации Читательская компетентность - совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях (Национальная программа поддержки и развития чтенияlibrary.stu.ru- совокупность

Слайд 1Формирование читательской компетентности учащихся на уроках внеклассного чтения
Работа учителя МБОУ СОШ

41 «Гармония» г.о.Самара
Романовой Н.Г.

Формирование читательской компетентности учащихся  на уроках внеклассного чтения Работа учителя МБОУ СОШ№ 41 «Гармония» г.о.СамараРомановой Н.Г.

Слайд 2Словарь презентации
Читательская компетентность - совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку

отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях (Национальная программа поддержки и развития чтенияlibrary.stu.ru- совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях (Национальная программа поддержки и развития чтенияlibrary.stu.ru › files/prch.pdf- совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях (Национальная программа поддержки и развития чтенияlibrary.stu.ru › files/prch.pdf);

PISA – международная программа исследования образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment).

Стратегия чтения - организация программы и процесса чтения. (Орлова Э.А. Рекомендации по повышения уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М.: МЦБС, 2008. ifapcom.ru- организация программы и процесса чтения. (Орлова Э.А. Рекомендации по повышения уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М.: МЦБС, 2008. ifapcom.ru › files/publications/rekomend_obr…)


Словарь презентации Читательская компетентность - совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в

Слайд 3Актуальность:






































По данным PISA:
- в 2009 году Россия заняла всего лишь 43 место по читательской грамотности среди 65 стран-участниц Междyнародной программы по исследованию качества образования
- Выборка российских учащихся 15-летнего возраста включала 5633 обучающихся из 210 образовательных учреждений 45 регионов России. В выборку вошли 15-летние учащиеся основной и средней школы, а также учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
- Российские четвероклассники (по данным PIRLS 2001 и 2006 годов) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения.
- Но К 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.


Падение читательской активности

ФГОС
II поколения

Национальная программа поддержки и развития чтения

Проблема

Целевые индикаторы решения проблемы:

Актуальность:

Слайд 4Снижение статуса чтения
Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области литературных предпочтений;
Ухудшается

владение родным языком;
Снижается уровень грамотности населения;
Утрачиваются ценностные ориентиры в литературной культуре: нет авторитетных лиц, инициирующих моду на чтение качественной литературы;
В обществе нарастают - даже на уровнях управления и «интеллектуальной элиты» - представления и мнения о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интерне том и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей.
Снижение статуса чтенияРастет невзыскательность вкуса и предпочтений в области литературных предпочтений;Ухудшается владение родным языком;Снижается уровень грамотности населения;

Слайд 5 По данным PISA:
- в 2009 году Россия заняла всего лишь

43 место по читательской грамотности среди 65 стран-участниц Междyнародной программы по исследованию качества образования
- Выборка российских учащихся 15-летнего возраста включала 5633 обучающихся из 210 образовательных учреждений 45 регионов России. В выборку вошли 15-летние учащиеся основной и средней школы, а также учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
- Российские четвероклассники (по данным PIRLS 2001 и 2006 годов) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения.
- Но К 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.
По данным PISA:- в 2009 году Россия заняла всего лишь 43 место по читательской грамотности среди

Слайд 6Национальная программа поддержки и развития чтения
Важнейшие целевые индикаторы и результаты

Повышение культурной компетентности граждан до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами
• Рост читательской активности (охвата и интенсивности) населения до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа (доля читающего населения,) • Увеличение доли граждан, вовлеченных в систему повышения читательской компетентности и удовлетворенных результатами обучения • Увеличение доли граждан, участвующих в эффективных мероприятиях популяризации чтения
Сроки и этапы реализации 1 этап – 2007–2010 гг. 2 этап – 2011–2015 гг. 3 этап – 2016–2020 гг.
Национальная программа поддержки и развития чтения Важнейшие целевые индикаторы и результаты • Повышение культурной компетентности граждан до

Слайд 7ФГОС Ш поколения Предметные результаты освоения основной образовательной программы

Литература. Родная  литература:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

ФГОС Ш поколения Предметные результаты освоения основной образовательной программы

Слайд 84) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение

и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных

Слайд 9Структура читательской компетентности Гончарова Е.Н. Ранние этапы читательского развития. К теории

вопроса. htm#ris1http://psychlib.ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm#ris1
Структура читательской компетентности  Гончарова Е.Н. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. htm#ris1http://psychlib.ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm#ris1

Слайд 10Психолого-педагогические пути решения проблемы
В современном модернизирующемся российском обществе в рамках систем

образования и просвещения необходимо кардинально изменить отношение и обучающих, и обучающихся к грамотности, чтению, работе с текстами с точки зрения повышения общекультурной, в первую очередь читательской компетентности.
Внедрять эффективные технологии обучения чтению, анализу, пониманию, оценке, интерпретации прочитанного.

Психолого-педагогические пути решения проблемыВ современном модернизирующемся российском обществе в рамках систем образования и просвещения необходимо кардинально изменить

Слайд 11Основные навыки педагога в свете решения данной проблеы (по Э.А.Орловой)

знать об информационных ресурсах, зафиксированных в учебной литературе, и соответствующих поисковых средствах,
уметь организовать эти ресурсы для решения конкретных задач,значимых для учащихся;
иметь адекватное представление о строении культурно-коммуникативного пространства и передавать учащимся знания и навыки адаптации в различных его областях, умение владетьразличными кодами письменной культуры;
осуществлять диагностику и оценку уровня читательской компетентности на разных стадиях ее формирования;
выстраивать упорядоченную социокультурную среду, благоприятную для освоения и эффективного использования навыков работы с письменными источниками разных видов и для решения различных задач;










Основные навыки педагога в свете решения данной проблеы  (по Э.А.Орловой) знать об информационных ресурсах, зафиксированных в

Слайд 12Основные навыки педагога в свете решения данной проблемы (по Э.А.Орловой)

знать основные теории и концепции, которые относятся к формированию социально необходимого уровня читательской компетентности, владеть соответствующими технологиями и методиками, уметь подбирать их применительно к этапам социализации и личностным характеристикам ее субъектов;
консультировать школьников, их родителей;владеть техниками развития речевых (риторических) и письменных навыков учащихся на основе информации, полученной в результате чтения;
строить программу обучения чтению так, чтобы стимулировать и развивать познавательный (рациональный), образный (эстетический), оценочный (эмоциональный) и креативный компо-ненты отношения учащихся к прочитанному;
способствовать самоидентификации учащихся как читателей;
стимулировать формирование читательской компетентности путем движения от более низкой ступени понимания текстов к более высокой, от интерпретации чужих текстов к построению собственных
Основные навыки педагога в свете решения данной проблемы (по Э.А.Орловой)    знать основные теории и

Слайд 13Гипотеза (как изменить отношение к чтению)



Гипотеза (как изменить отношение к чтению)

Слайд 14Алгоритм формирования читательской компетенции

Алгоритм формирования читательской компетенции

Слайд 15Выбор литературы

Выбор литературы

Слайд 16Анкетирование
1. Что вас радует – огорчает?
2. Что вы любите – не

любите?
3. Чего боитесь?
4. Хорошая жизнь – это ….
5. На кого вы хотите быть похожим?
Анкетирование1. Что вас радует – огорчает?2. Что вы любите – не любите?3. Чего боитесь?4. Хорошая жизнь –

Слайд 17Анкетирование предпочтений

Анкетирование предпочтений

Слайд 18Чтение

Чтение

Слайд 19Обсуждение (личностно-ориентированный подход)

Обсуждение (личностно-ориентированный подход)

Слайд 20Разработки уроков
5 класс. Д.Даррелл. Говорящий сверток

7 класс. Д.Бойн. Мальчик в полосатой

пижаме

9 класс. А. Иванов. Географ глобус пропил
Разработки уроков5 класс. Д.Даррелл. Говорящий сверток7 класс. Д.Бойн. Мальчик в полосатой пижаме9 класс. А. Иванов. Географ глобус

Слайд 21Идивидуальная работа

Урок внеклассного чтения
Формулировка тем научных работ
Творческие работы
Сочинения на проблемные темы
Проекты
Написание

научных работ по темам

Участие в конференциях, чтениях

Подготовка к ГИП и ЕГЭ

Театр

Участие в театральном фестивале

Идивидуальная работаУрок внеклассного чтенияФормулировка тем научных работТворческие работыСочинения на проблемные темыПроектыНаписание научных работ по темамУчастие в конференциях,

Слайд 22Диагностика уровня читательского восприятия (Н.Беляева) http://lit.1september.ru/2008/18/16.htm

Диагностика уровня читательского восприятия (Н.Беляева) http://lit.1september.ru/2008/18/16.htm

Слайд 23Диагностика предпочтений массовый читатель

компетентный читатель
Диагностика предпочтений массовый читатель           компетентный читатель

Слайд 24Ретроспекция
На уроках внеклассного чтения рождаются темы научных работ.
Копии всех дипломов

вывешиваются на доску «Наши достижения».
Работы, прошедшие через конференции, по желанию детей, слушаются в классах.
Многие дети пишут творческие работы и публикуют их в школьной газете «Золотое перышко»
По проблемам, поднятым на уроках, создаются видеоролики.
Все это опять будит в детях желание читать
РетроспекцияНа уроках внеклассного чтения рождаются темы научных работ. Копии всех дипломов вывешиваются на доску «Наши достижения».Работы, прошедшие

Слайд 25Результаты
1. Комфортная атмосфера на уроке.
2. Ситуация успеха (уроки без троек).
3. Радость

общения ученика и учителя.
4. Качественные изменения в структуре личности ребенка.
5. Воспитание социальной активности.
6. Общее повышение уровня знаний.
7. Формирование компетентного читателя.

Результаты1. Комфортная атмосфера на уроке.2. Ситуация успеха (уроки без троек).3. Радость общения ученика и учителя.4. Качественные изменения

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть