Слайд 1Анализ стихотворения Ф. и. тютчева
«близнецы»
Слайд 2Близнецы
Есть близнецы – для земнородных
Два божества – то Смерть и Сон,
Как
брат с сестрою дивно сходных –
Она угрюмей, кротче он...
Но есть других два близнеца –
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней,
Ей предающего сердца...
Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений –
Самоубийство и Любовь!
Слайд 3Поэтическое пространство лирики Тютчева соткано из противоположностей
Личностный мир поэта удерживает
равновесие на противоположностях(жизнь - смерть, любовь - ненависть, смерть - сон) . Ему свойственно
«пороговое» («на пороге двойного бытия») мироощущение.
Слайд 4Период написания
Стихотворение «Близнецы», написанное в период страстной, но
в то же
время роковой любви к Е. Денисьевой, принадлежит к стихотворениям,
сотканным из слияния противоположностей. Все стихотворение
- это развернутая антитеза, построенная на смысловой
и грамматической основах.
Слайд 5Анализ 1 четверостишья
Первое четверостишие является отправной точкой, причем точкой
высшего порядка,
с которой начинается проникновение в природу
другого союза, не менее важного. Перед нами вертикаль Бытия-Небытия, Космоса-человека.
Слайд 6Анализ 2 четверостишья
Второе
четверостишие начинается также с утверждения «есть», но далее
идет описание свойств других близнецов, созданных из противоречий,
но находящихся в кровном родстве. Поэтому «в мире нет четы прекрасней
» - двое составляют союз прекрасный, но сравнительная
степень прилагательного в сочетании с категоричной частицей «нет»
утверждает красоту союза.
Слайд 7Анализ 3 четверостишья
В третьем четверостишии Тютчев раскрывает нам тайну рокового
воздействия
на человека союза двух близнецов. Опять поэт использует
замену (метонимию), сходство вполне узнаваемо, но читатель находится
все же в напряженном внимании, так как в этом четверостишии
много слов, несущих в себе судьбоносный смысл. «Союз кровный, не
случайный»; «кровный» - предопределенный рождением; «не случайный
» - выражающий Космический Закон, но союз этот захватывает
человека .
Далее эпитет «роковые» вводит в состояние экстремальной
ситуации, когда сознание находится под воздействием таинственного
колдовства. Местоимение «они» замещает определенные
понятия, о которых мы еще не знаем, но мы полностью во власти
этой «неразрешимой тайны» - эпитет «неразрешимой» в соединении
со словом «тайны» определяет невозможность проникновения человеческого
сознания во внутреннюю природу союза.
Слайд 8Анализ 4 четверостишья
Последнее четверостишие наконец открывает нам имя этих
близнецов -
Самоубийство и Любовь. Графически эти два слова
восходят к изначальным понятиям Божества, так как их природа неподвластна
человеческому разуму. Начинается последнее четверостишие
с вопросительного местоимения «кто», имеющего утвердительный
характер и обозначающего субъект и объект одновременно.
Далее глаголы «кипит» и «стынет», выражающие крайнее напряжение,
являются одновременно и антонимами, и синонимами. Тютчев стирает
грань различий и соединяет несоединимые Самоубийство и
Любовь, странно. Любовь - это предмет поклонения и воспевания, самоубийство - смерть.
Слайд 9Структура стихотворения
1 и 4 четверостишия представляют собой верхнюю и нижнюю
точки
метафизической вертикали, зафиксированной поэтом в крайних
своих проявлениях, очень сходных: Сон - Смерть, Любовь -
Самоубийство.
2 и 3 четверостишия - своего рода промежуточные звенья, узнаваемые
пункты на всей линии вертикали. Тютчев заглядывает в
Любовь, как в адскую бездну, ибо самоубийство считается страшным
грехом. Но у поэта своя логика понимания этих пограничных понятий.
Слайд 10Вывод:
Поэт через Слово пытается показать нам, что на самом глубинном
уровне
человеческого сознания происходит понимание того неуловимого,
что непостижимо для разума.