Презентация, доклад на тему Эта непростая запятая 9 класс

Содержание

ЭТА НЕПРОСТАЯ З А П Я Т А Я,

Слайд 1
КАЗНИТЬ,

НЕЛЬЗЯ

ПОМИЛОВАТЬ !
КАЗНИТЬ

НЕЛЬЗЯ,

ПОМИЛОВАТЬ !

КАЗНИТЬ,НЕЛЬЗЯПОМИЛОВАТЬ !КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ !

Слайд 2ЭТА НЕПРОСТАЯ З А П Я Т А Я
,

ЭТА  НЕПРОСТАЯ  З А П Я Т А Я,

Слайд 3О ЧЁМ ЭТО ОНИ ?
Какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена

при расстановке знаков препинания.

1. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

2. В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

3. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.


4. Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.

О ЧЁМ ЭТО ОНИ ?Какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания. 1. Пальцев

Слайд 45. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала

подругу.

6. – Все ли здесь? – Нет. Здесь только Ваня,
Миша, Маша, Коля, Костя,
Дима, Настя, еще не пришли.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.


5. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу. 6. – Все ли здесь?

Слайд 5ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ?
А. Товарищи Петя и Митя ожидали его. Товарищи, Петя

и Митя ожидали его.

Б. Дома, улицы залиты светом. Дома улицы залиты светом.

В. Их, детей, вывезли в лагерь. Их детей вывезли в лагерь.

Г. В следующих словах пишется в суффиксе е: молоточек, листочек, цветочек... В следующих словах пишется в суффиксе буква е: молоточек, листочек, цветочек.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ?А. Товарищи Петя и Митя ожидали его. Товарищи, Петя и Митя ожидали его. Б.

Слайд 6Почему перед союзом И стоит запятая ?
1. Я прислушался,

и мне показалось, что с другого берега реки, которая здесь была очень узка, неслось к нам осторожное постукивание копыт. (В.Г. Короленко)


2. Адъютант передал князю, что генерал, узнав об выходе Хаджи-Мурата, очень недоволен тем, что ему не было доложено об этом, и что он требует, чтобы Хаджи-Мурат сейчас же был доставлен к нему. (Л.Н. Толстой)

По 2 балла за каждое объяснение

Почему   перед союзом И   стоит запятая ?1. Я прислушался, и мне показалось, что

Слайд 7Постановка запятой перед союзом и связана с тем, что здесь сложные

предложения.

В первом случае здесь я прислушался, и мне показалось – два самостоятельных предложения, поэтому здесь перед и нужна запятая.

Во втором случае союз и соединяет два придаточных предложения: Что генерал очень недоволен тем... и что он требует... между двумя придаточными, относящимися к одному главному, перед и запятая не ставится. Но дело в том, что здесь при придаточном что генерал очень недоволен тем есть еще свое придаточное что ему не было доложено об этом, а после него нужна запятая. В самом деле, устраните это придаточное, напишите: Адъютант передал князю, что генерал, узнав об выходе Хаджи-Мурата, очень недоволен этим и что он требует, чтобы... – и здесь перед и запятой не потребуется.
Постановка запятой перед союзом и связана с тем, что здесь сложные предложения.В первом случае здесь я прислушался,

Слайд 8ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ?
1. Что изменится в предложении, если после слова снег

поставить запятую.

И кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана.
(А.С. Пушкин)

2. Что изменится, если зачеркнуть первую запятую в помещенном отрывке из произведения А.С. Пушкина.

Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стая галок на крестах.

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ?1. Что изменится в предложении, если после слова снег поставить запятую.И кудри их белы, как

Слайд 93. Что произойдет со смыслом предложения, если третью запятую поставить после

слова лица.

Как только остановлюсь памятью на котором−нибудь из них, передо мною из тьмы предстанут, как живые, лица Михеев, Егоров, Максимов, Павлов.
(И.А. Гончаров)

4. Что изменится в предложении, если после слова директор поставить запятую.

Директор Иван Иванович и Зина пошли в кино. Они купили два билета.

По 2 балла за каждое объяснение

3. Что произойдет со смыслом предложения, если третью запятую поставить после слова лица.  Как только остановлюсь

Слайд 101. Если после слова снег поставить запятую, получится, что кудри их

развеваются над главою кургана (плохой поэтический образ).

2. Если зачеркнуть первую запятую в приводимом отрывке, получится, что бабы, мальчишки, лавки и т.д. мелькают мимо будки. Слово будки будет тогда не одним из подлежащих, а дополнением, при котором стоит предлог мимо.

3. Если третью запятую поставить после слова лица, то речь будет идти не о Михеях, Егорах, Максимах, Павлах, а о Михееве, Егорове, Максимове, Павлове. Родительные падежи множественного числа имен собственных станут именительными падежами единственного числа фамилий.

4. Если после слова директор поставить запятую, то смысл фразы изменится. Получится, что нужно купить еще один билет.
1. Если после слова снег поставить запятую, получится, что кудри их развеваются над главою кургана (плохой поэтический

Слайд 11РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
1. Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он

с постели.

(Здесь можно расставить запятые шестью способами.)

По 1 баллу за каждую запятую.

РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ1. Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. (Здесь можно расставить запятые

Слайд 12 Запятые можно расставить шестью способами:

Одну запятую:
Внезапно проснувшись, среди ночи в

испуге вскочил он с постели.
Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
Две запятые:

Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
Запятые можно расставить шестью способами:Одну запятую:Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.Внезапно проснувшись

Слайд 132. Набрав валежнику порой холодной зимной старик иссохший весь от нужды

и трудов тащился медленно к своей лачужке дымной кряхтя и охая под тяжкой ношей дров. (И.А. Крылов)

3. Многие находят что в «Евгении Онегине» нет никакого содержания потому что роман ничем не кончается. В самом деле тут нет ни смерти ни от чахотки ни от кинжала ни свадьбы этого привилегированного конца всех романов повестей и драм. (В.Г. Белинский)

4. По тому как побагровев засветились курчавые головы сосен угадывалось что поднялось солнце и что будет ясный морозный день.

2. Набрав валежнику порой холодной зимной старик иссохший весь от нужды и трудов тащился медленно к своей

Слайд 142. Набрав валежнику порой холодной, зимной старик, иссохший весь от нужды

и трудов, тащился медленно к своей лачужке дымной, кряхтя и охая под тяжкой ношей дров. (И.А. Крылов) Заметьте устарелую форму зимной и устарелое ударение нужды.

3. Многие находят, что в «Евгении Онегине» нет никакого содержания, потому что роман ничем не кончается. В самом деле, тут нет ни смерти (ни от чахотки, ни от кинжала), ни свадьбы – этого привилегированного конца всех романов, повестей и драм... (В.Г. Белинский)
Тут есть два однородных члена ни смерти, ни свадьбы, а к первому из них относятся однородные члены ни от чахотки, ни от кинжала, поэтому без скобок (или без равносильных скобкам двух тире) здесь обойтись трудно.


4. По тому, как, побагровев, засветились курчавые головы сосен, угадывалось, что поднялось солнце и что будет ясный морозный день.

1 балл за каждый знак

2. Набрав валежнику порой холодной, зимной старик, иссохший весь от нужды и трудов, тащился медленно к своей

Слайд 15КАК МОЖНО ИЗМЕНИТЬ ПУНКТУАЦИЮ В ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ

СО СМЫСЛОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ?

Я вижу сады и селенья, красивых, свободных людей.
К собеседникам подошла хромая Арина.
Надо сказать, это очень хорошо.

ИЗМЕНИТЕ ПУНКТУАЦИЮ

По 2 балла за каждое предложение

КАК МОЖНО ИЗМЕНИТЬ ПУНКТУАЦИЮ В ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ СО СМЫСЛОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ?Я вижу сады

Слайд 16В первом предложении можно зачеркнуть первую запятую, тогда людей будет не

прямым дополнением в винительном падеже к сказуемому, а определением в родительном падеже к существительным сады и селения.

Во втором предложении можно взять слово хромая в запятые и тем самым превратить его из прилагательного в деепричастие.

В третьем предложении можно после сказать поставить двоеточие и тем самым в корне перестроить соотношение слов.
В первом предложении можно зачеркнуть первую запятую, тогда людей будет не прямым дополнением в винительном падеже к

Слайд 17ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В ПУНКТУАЦИИ
1. Вот он идет куда-то, широко шагая, глядя

в землю, спрятав руки, сжатые в кулак за спиною, как бы неся на плечах невидимую тяжесть.

2. Верхний сарай из-под дров, естественно, кажется, перед хижиной комфортабельным особняком.

3. Собака испугалась не на шутку, и, не желая выдавать своего страха, громко залаяла.

4. Но этот отрадный факт связан с другим печальным явлением.

5. Он заметил, что ее уже нет только тогда, когда она давно ушла.

По 2 балла за каждое предложение

ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В ПУНКТУАЦИИ1. Вот он идет куда-то, широко шагая, глядя в землю, спрятав руки, сжатые в

Слайд 182. Пишущий принял кажется за вводное слово.
Запятой после

кажется здесь не нужно

1. После кулак пропущена запятая.

3. Первая запятая не нужна: союз соединяет два
сказуемых в одном предложении.

4. Получается, что отрадный факт – это печальное
явление. После другим нужна запятая. Тогда и
интонация, и смысл будут другие.

5. После нет нужна запятая.

2. Пишущий принял кажется за вводное слово.   Запятой после кажется здесь не нужно 1. После

Слайд 19ЗАБАВНАЯ ОШИБКА
В.Вересаев рассказывает в своих «Воспоминаниях»: «Знал я наизусть и “Бородино”.


Одну из строф читал так:

Мы долго молча отступали. Досадно было, – боя ждали. Ворчали старики: “Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры? О, русские штыки!”».

Вспомните, как это сказано у М.Ю. Лермонтова. Какой смысл получается, если читать так, как рассказывал В.В. Вересаев?
ЗАБАВНАЯ ОШИБКАВ.Вересаев рассказывает в своих «Воспоминаниях»: «Знал я наизусть и “Бородино”. Одну из строф читал так:Мы долго

Слайд 20При чтении наизусть стихотворения
М. Ю. Лермонтова «Бородино» В.В. Вересаев неправильно прочитал последние

строчки, превратив слова русские штыки в обращение и разбив две последние строки на два предложения: одно – вопросительное, другое – восклицательное.

Строки эти звучат в стихотворении
следующим образом.

Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?
При чтении наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» В.В. Вересаев неправильно прочитал последние строчки, превратив слова русские штыки в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть