Презентация, доклад на тему Еще одно, последнее сказанье. Презентация к уроку по произведению А.Пушкина Борис Годунов.

Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Старый монах, Пимен, пишет летопись. Молодой монах, Григорий, спит. Слышится пение монахов. Григорий просыпается, его мучает проклятый сон, он снится ему вот уже третий раз. Он рассказывает о нем Пимену. Старый

Слайд 1«Еще одно, последнее сказанье»

«Еще одно, последнее сказанье»

Слайд 3 Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Старый монах, Пимен, пишет летопись. Молодой

монах, Григорий, спит. Слышится пение монахов. Григорий просыпается, его мучает проклятый сон, он снится ему вот уже третий раз. Он рассказывает о нем Пимену. Старый монах наставляет Григория: «Смиряй себя молитвой и постом» . Но Григория манят мирские радости: «Зачем и мне не тешиться в боях? Не пировать за царскою трапезой? »
Пимен предается воспоминаниям, он рассказывает, как сидел здесь, в этой келье, сам Иоанн Грозный, «и плакал он... » Дальше — воспоминания о сыне его, царе Федоре, который, по словам Пимена, «царские чертоги преобразил в молитвенную келью». Не ведать нам больше такого царя, ведь мы «владыкою себе цареубийцу нарекли» . Григория интересуют подробности дела царевича Димитрия: каких он был лет, когда его убили. «Он был бы твой ровесник и царствовал», — отвечает Пимен.
Звучит колокол. Звонят к заутрене. Пимен уходит. Григорий остается один, в его уме брожение.. . В голове рождается честолюбивый план.

Краткое содержание сцены

Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Старый монах, Пимен, пишет летопись. Молодой монах, Григорий, спит. Слышится пение монахов.

Слайд 4
Какие образы мы видим в первых монологах Пимена и Григория? (заполнение

второй части таблицы)

Идейно – образный уровень

Вдохновенный труд, сознание исполненного долга.
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.

Какие образы мы видим в первых монологах Пимена и Григория? (заполнение второй части таблицы)Идейно – образный уровеньВдохновенный

Слайд 5Почему с точки зрения А. С. Пушкина летописец должен был быть

именно монахом?
Почему свой труд он называет «безымянным»?
Почему с точки зрения А. С. Пушкина летописец должен был быть именно монахом?Почему свой труд он называет

Слайд 6Образ Пимена
В какой период жизни он изображен?
Какой жизненный путь прошел Пимен?
Каким

видит Пимена Григорий?
Образ ПименаВ какой период жизни он изображен?Какой жизненный путь прошел Пимен?Каким видит Пимена Григорий?

Слайд 7Пимен
Нестор
волхв

ПименНесторволхв

Слайд 8Какую оценку дает летописец трем царям, которых знал лично?
Иван Грозный
Федор Иоанович
Борис

Годунов
Какую оценку дает летописец трем царям, которых знал лично?Иван ГрозныйФедор ИоановичБорис Годунов

Слайд 9Лексика.

1. Устаревшая лексика:
лампада, хартии, поминают, вече, взор, зрит, внимая, ведая, на

челе, очей, владычество, сокрытые, смиренный, величавый, дьяк, минувшее.

2.Эпитеты:
труд усердный, безымянный, правдивые сказанья, вид смиренный, величавый, спокойный вид.

3.Сравнения:
точно дьяк.

Синтаксис.
1.Обратный порядок слов (инверсия):
Книжному искусству вразумил.
Монах трудолюбивый; труд усердный, безымянный.

3.Антитеза:
Событий полно –безмолвно спокойно;
Память сохранила – прочее погибло.

4.Анафора:
Немного лиц…
Немного слов…

5.Умолчание:
А прочее погибло невозвратно…

6.Бессоюзие:
а)На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною-
Давно ль оно неслось событий полно…

Какие художественные средства выразительности использует А. С. Пушкин для создания образа летописца?

Лексика.1. Устаревшая лексика:лампада, хартии, поминают, вече, взор, зрит, внимая, ведая, на челе, очей, владычество, сокрытые, смиренный, величавый,

Слайд 11 Летописец Пимен сознательно ограни­чил свою жизнь кельей. Выключившись из мирской суеты,

он видит то, что неве­домо большинству, ибо судит, согласуясь с совестью, с нравственными законами. Его цель как летописца — поведать по­томкам правду о событиях, произошед­ших на родной земле.

Чему учит Пимен молодого инока?

Летописец Пимен сознательно ограни­чил свою жизнь кельей. Выключившись из мирской суеты, он видит то, что неве­домо большинству,

Слайд 12Д/задание: расскажите о втором герое сцены в Чудовом монастыре, Григории.

Д/задание: расскажите о втором герое сцены в Чудовом монастыре, Григории.

Слайд 13ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ ОТРЕПЬЕВА
Что за

сон видит Григорий ? Не пророческий ли он?
Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы ? (Москва видится ему «с высоты», людей он воспринимает, как обитателей «муравейника»)
Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? (Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Дмитрий – ровесник Григория)
Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений ? («…Зачем и мне не тешиться в боях,/ Не пировать за царскою трапезой?»; «А мой покой бесовскиое мечтанье тревожило,/ И враг меня мутил…»).
Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем ? (Григорий мысленно обращается к царю Борису:»И не уйдешь ты от суда мирского,/ Как не уйдешь от Божьего суда»).
Какие черты мы замечаем в Григории ? (подтвердите текстом). (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).
Мог ли по вашему автор симпатизировать им ?
Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).
Смутное время потому и названо «смутным», что о престоле стал мечтать и бедный «чернец». Раз власть правящим царем достигнута незаконно и везде и всюду говорят о том, почему не сыграть роль Димитрия? И Отрепьев начинает игру. Докажите цитатой из текста


ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ ОТРЕПЬЕВА      Что за сон видит Григорий ? Не пророческий

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть