Анафора – Жди меня, и я вернусь… Жди, когда наводят грусть…
Антитеза – Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь!
Градация – Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени.
Инверсия - белеет парус одинокий
Многосоюзие – И блеск, и тень, и говор волн.
Бессоюзие – Швед, русский рубит, колет, режет.
Парцелляция - И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился?
Синтаксический параллелизм – Ах, кабы на цветы не морозы… Ох, кабы на меня не кручина…
Риторический вопрос – Кто не знает сказок Пушкина?
Риторическое восклицание – О лес! О жизнь! О солнца свет!
Парцелляция – В вагон ещё какой-то тип влазит. Не старый ещё. С усиками. В сапогах.
ТРОПЫ
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Решаем вместе
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой.
2) Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках.
3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
Ответ: ________________________________.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метонимия.
1) Ввалька Мухин поднялся с мягкой земли, отряхнулся и подобрал злополучный зонтик.
2) Из-за мелких ёлочек показался Борька с огромным, как арбуз, яблоком.
3) Добравшись до площадки, он увидел, что за полями вдоль кромки леса медленно ползёт электричка.
4) Мухин, - сказала конопатая голова, - а о родителях ты подумал?
Ответ: ________________________________.
НА
-З- -С-
перед
звонк. глух.
без- бес-
воз- вос-
из- ис-
низ- нис-
раз- рас-
чрез- чрес-
разбить, расписание
ПРИ- ПРЕ-
-присоед-е
прижать =очень
-приближ-е премилый
прикатить =пере-
-близость прервать
пригород
-неполнота
дей-я
присесть
Запомни:
Преподавать, президент, премьера, прецедент, привилегия и др.
4. Правописание приставок
После русских приставок на согласную И → Ы
Искл.: сверх-, меж- :
Обыск, сверхинтересный, дезинформация
Ъ: после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я
(1)А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли, проскользнул по стенке
за спинами ребят к двери, взялся за её ручку, осторожно нажал, чтобы открыть без скрипа и сбежать…
(2)Ах, как ему хотелось исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала, а потом, когда она уедет,
когда он не будет видеть ее осуждающих глаз, он что-нибудь придумает, обязательно придумает…
(3)В последний момент он оглянулся, столкнулся взглядом с Ленкой – и замер.
4. Из предложений 16 – 21 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется
её значением – «неполнота действия».
Ответ: ________________________________.
(18)Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал
Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». (19)Василий
Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына, и, заинтересовавшись, гость прошёл
к мальчику. (20)Сидя в своей комнате, Александр предавался любимому занятию – разыгрывал
с помощью игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений. (21)Ганнибал приоткрыл
дверь и стал с интересом наблюдать.
–ИН-: лебединый
-АН- (-ЯН-): песчаный, ледяной
ИСКЛ.: деревянный, стеклянный, оловянный
причастие ( от глагола)
1. есть ¬ (кроме НЕ-): связанные носки
2. есть завис. сл.: вязанные бабушкой носки
3. сов. вид: купленные носки
ИСКЛ.: раненый
4. -ОВА- (-ЕВА-): маринованные огурцы
5. отглаг. прилаг. в кр. ф.: Их взгляды были ограниченны (= ограниченные, узкие)
нет ¬
нет завис. сл.
несов. вид вязаные носки
нет –ова- (-ева-)
5. причастие в краткой форме: Их интересы ограничены (чем?) узким кругом повседневных забот.
наречия на –О (-Е)
(думать) ограниченно ( ограниченный) (отвечать) путано ( путаный)
5. Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи
СмышлёНый, придаНое, жёваНый, коваНый, клёваНый, бешеНый, гостиНая, гостиНица, тружеНик, румяНый, юНый.
В устойчивых сочетаниях:
посажёНый отец,
назваНый брат,
прощёНое воскресенье,
кончеНый человек
(18)Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб,
холодная каша и кусок жилистого мяса из супа... (19)Она ела для того, чтобы не умереть. (20)Она
ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить. (21)...Когда всё было съедено, Коста сказал:
– (22)Идём. (23)Погуляем.
(24)Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. (25)У неё были тяжёлые
лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка.
– (27)Кусачка, милая Кусачка, поиграй! (28)И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при
несмолкаемом весёлом хохоте. (29)Её хвалили и жалели только об одном, что при посторонних
людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под
деревянной террасой. (30)Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до
неузнаваемости. (31)У неё было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада;
она принадлежала людям и могла им служить. (32)Разве недостаточно этого для счастья собаки?
(33)Длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая
засохшею грязью, очистилась, почернел и стала лосниться, как атлас.
5. Из предложений 27 – 33 выпишите слово, в котором правописание суффикса
не определяется общим правилом (является исключением).
УПРАВЛЕНИЕ
? косв. падеж.?
гл.сл. зав.сл.
сущ. сущ.
глагол
кол.числ. мест.
Письмо сестре;
писать письмо;
думая о тебе;
пять книг.
ПРИМЫКАНИЕ
Где?...как?
гл.сл. зав.сл.
глагол нар.
прил. деепр.
нар. г.н.ф.
сущ.
Петь громко;
петь улыбаясь;
пошёл поговорить.
Замените словосочетание «задрожал от негодования», построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание «с горечью думала», построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание «яростно рубить», построенное на основе примыкания,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание «деревянный забор», построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание «временно исчезла», построенное на основе примыкания,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание «директор школы», построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
подлежащее
пр-т; кто? что?
сущ., мест. в ИМ. пад.
н.ф.г.
им.числ.
сл/соч.
др.ч.р. в роли сущ.
Иван Петрович сидел рядом. Кто стучит в окно? Читать – моё любимое занятие. Девять – нечётное число. Все три всадника ехали молча. Окружающие молчали.
сказуемое
прост.гл.
Что делает предмет?
глагол
Он пел, поёт и споёт.
Дубы будут попадаться вам на пути.
сост.гл.
всп.гл.(грам.знач.)+г.н.ф.(лекс.знач.)
(-ть,-ти,-чь)
Я перестал плакать.
Я хотел уехать сегодня.
Я боялся говорить об этом.
Мы были рады принять вас.
сост.именное
гл.-св.+ имен.часть
Он знаток живописи.
Моя сестра – человек смелый.
Он был добрый человек.
Слышен колокольный звон.
Окна занавешены.
Татьяне стало страшно.
А город всё тот же.
Всё осталось по-прежнему.
(35)Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести.
(24)И тотчас нас волочит на другую ёлку.
(32)Всё было в порядке.
(45)Это будет мой тебе подарок.
(37)Когда-нибудь надо уйти.
(40)До сих пор помнят в деревне Белогрудку.
(41)Толику стало страшно.
(27)Александру было дано согласие на военную карьеру.
(18)Прочти мне какие-нибудь стихи».
(25)Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.
(9)Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие.
(14)Ленка подошла к Димке вплотную – стоило ей протянуть руку, и она дотронулась
бы до его плеча.
(13)Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё
восхищённых глаз и, когда подруга наконец замолкала, обрушивала на неё шквал
горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу эмоций.
(13)У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением.
(14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами: Грохот, не умолкая, катился дальше. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
Обстоятельства с предлогами НЕСМОТРЯ НА (всегда!), БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО (если очень распространены или стоят перед сказуемыми) : Несмотря на сильный ветер, путники отправились дальше. Благодаря сильным дождям, почва напиталась влагой.
ВНИМАНИЕ! Не обособляются устойчивые сочетания: спустя рукава, сломя голову, не смыкая глаз, невзирая на лица, затаив дыхание, не покладая рук и др.
х,| |, . . .
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
при Л. м.
~~~~~~~~~~
~~~~ и ~~~~
ДОБАВ. ЗН. (потому что, хотя)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
| |, Х . . .
ОБОСОБЛ. ЧЛ. – ВЫДЕЛЕННЫЕ ПО СМЫСЛУ И ИНТОНАЦИОННО
Х — | | —
>знач.
~~~~~~
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
УТОЧН. ЧЛ.
14
ко ,|| ИМЕННО||, . . .
гд
НО! , ≈ Н., ФР. ОБ., . . .
НЕСМОТРЯ НА
ДР. ПР. П-ГИ
| + СУЩ.|, . . .
ИЛИ (= Т.Е.)
КРОМЕ, ДАЖЕ
. . . ,|| + СУЩ. ||, . . .
КОНКРЕТИЗАЦИЯ, ПОЯСНЕНИЕ
А Е
. . ., | Д. и о-т |, . . .
ср. д.
одиноч.
~~~~~~
имя соб.
9. Среди предложений 34 – 36 найдите предложение с обособленным приложением.
Напишите номер этого предложения.
(29)Все бросились тормошить Виленьку. (30)Ему повторяли то, что прочел Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу.
– (32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? – воскликнул он. – (33)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)О, как же я себя презираю! (36)Что я должен сделать?
9. Среди предложений 29 – 36 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Напишите номер этого предложения.
(27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда
ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили
Тимофея, прижавшегося к сетке. (30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день.
(31)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (32)Всё было в порядке. (ЗЗ)Устав бродить, он лёг
под одним из громадных деревьев. (34)Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал
тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки.
9. Среди предложений 27 – 34 найдите предложение с обособленным согласованным
определением. Напишите номер этого предложения.
Степ. уверенности: конечно, безусловно, видимо, верно, может быть, бесспорно и др.
Источник сообщ-я: по словам…, по-моему, как известно, по сообщению…, на мой взгляд и др.
Связь мыслей: итак, так, например, таким образом, во-первых, в общем и др.
Оформл-е мыслей: одним словом, между прочим, так сказать и др.
Привлеч-е вним-я: пожалуйста, извини(те), видите ли, предположим и др.
Откров-сть разговора: по правде (говоря), признаться, между нами говоря и др.
Вставн. констр.
Содержат добав. замеч-я, разъяснения, поправки; не могут стоять в начале пр-ния; выдел-ся скобками или тире:
В жаркое летнее утро (это было на исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного.
Вводные пр-ния
те же знач-я, что и вводн. слова; вносят дополнит. инф-цию:
я думаю, я уверен, я считаю, как сообщают газеты и др.
Вам, я думаю, скучно.
10. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Кажется, …
…, к счастью, …
…, по-моему.
Во-первых, …, во-вторых, …
Дождь, я уверен, скоро кончится.
[ , … ].
[… , , … ].
[ … , ].
[ , … , , …].
[… , ,… ].
[… – – …].
[ … ( ) … ].
Путешествие по Волге – это было в прошлом году – мне понравилось.
. . .
ВС
ВС
ВС
ВС
ВС
ВП
ВП
ВП
*,
* –
* ()
11
НЕ являются вводными словами и НЕ выделяются запятыми: буквально, будто, как будто, как бы, ведь, даже, примерно, притом, причём, всё-таки, вряд ли, вот, между тем, наверняка, приблизительно, прежде всего, авось, якобы, исключительно, по решению, по распоряжению, по постановлению, по традиции, по совету, бишь, небось, вдобавок, в довершение, вдруг, именно, поистине: Я пришёл примерно в семь часов вечера. По решению администрации школы каникулы начинаются уже завтра.
Когда ему было лет девять,1 он часто приходил в зоопарк,2 где знал,3 казалось,4 каждую
дырку в деревянном заборе,5 каждый закоулок между клетками.
Сила течения,1 кажется,2 так велика,3 что вёсла едва не вышибает из рук. Круша бортом
сучья,4 мы,5 к ужасу,6 врубаемся в крону.
Толик завидовал Теме,1 своему геройскому товарищу,2 и глядел на него уважительно,3 будто
на взрослого. В самом деле,4 этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же
мальчишкой,5 как был,6 а Тёмка сразу стал взрослым.
Домашние удивлялись странности ребёнка,1 отец между делом читал ему нотации,2 пытался отвлечь от чтения военных книг. Но это,3 напротив,4 только способствовало ещё большему самоуглублению Александра,5 усилению его природной замкнутости.
Его однополчане почти все перемёрли,1 оставшиеся охали и болели,2 а он,3 к удивлению всех,4
ужился со старостью. Многие считали,5 что именно песни держали дух бодрым,6 худое тело
– прямым,7 а глаза – острыми и молодыми. Жил Гриничка один в полуразвалившейся,8
крытой соломой хате. Получал пенсию за убитых на войне сыновей,9 изредка забегала
прибраться и постирать дочь,10 живущая на другом краю станицы. Она,11 говорят,12 несколько
раз уводила к себе жить старика,13 но проходило время,14 и он возвращался на свою завалинку.
С разд. союзами
ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО
То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал.
С против. союзами
А, НО, ДА (=но), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ
Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды.
типы прид.пр-ний
Опр-ные
Какой?
(то, тот, союзн.сл.
такой) + сущ. , который, чей,
какой, что, где,
куда, откуда,
когда, кои
С улицы доносился шум, какой бывает только днём.
Мест-но-опр-ные
кто (что, каково) именно? какой?
тот, всякий, кто
мест. каждый, все, что, чей
любой, те , какой
Что с воза упало, то пропало.
Изъяснительные
падежные вопросы
речь союзы что, как,
мысль чтобы, будто, ли
чувство , с.сл. кто, куда,
когда, сколько
Узнать, что это было, поручили мне.
Обст-ные
Обр.дей-я: как? каким образом?
Меры и степ.: в какой степени (мере)? (на) сколько?
Места: где? куда? откуда?
Врем.: когда? как долго? с (до) каких пор?
5. Условия: при каком условии?
6. Цели: зачем? для чего? с какой целью?
Причины: почему? отчего? по какой причине?
Уступит.: несмотря на что?
Следствия: что из этого следует?
Закулисные помещения не были оборудованы, так что приходилось гримироваться стоя.
Присоед.- сообщ. те или иные свед-я по поводу ситуации, выраж. в гл. пр-нии: Я решил вернуться домой, о чём и сообщил в письме. Отец привёз с войны трофейный патефон, благодаря чему сестра и выучилась петь.
однор.подчинение
, ( как…) и (как…).
Слышу, как дубы ведут беседу и как лесной ручей бежит в овраг.
парал. (неодн.) подч.
(Коль…), , (как…).
Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
послед. подчинение
, (если…), (чтобы…).
Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.
комбинированное
, (чтоб…), (кто…), (кто…).
Тут собрался народ, чтоб узнать, кто ревёт, кто всё время плачет.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения,
связанными подчинительной связью.
Всякий раз,1 когда все последние новости были подругами обсуждены,2 Ольга
неизменно произносила заветное: «Лен,3 а я новый стих написала». «Да?!» –
оживлялась Ленка,4 устремляя на Ольгу, загорающиеся любопытством глаза. – «Читай!»
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения,
связанными подчинительной связью.
Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста,1 где неподалёку от воды
лежала перевёрнутая лодка,2 подпёртая чурбаком,3 чтобы под неё можно было
забраться. Собака подошла к воде,4 села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании...
13. Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение
с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли, проскользнул по стенке за спинами ребят к двери, взялся за её ручку, осторожно нажал, чтобы открыть без скрипа и сбежать… (2)Ах, как ему хотелось исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала, а потом, когда она уедет, когда он не будет видеть ее осуждающих глаз, он что-нибудь придумает, обязательно придумает… (3)В последний момент он оглянулся, столкнулся взглядом с Ленкой – и замер. (4)Он стоял один у стены, опустив глаза.
– (5)Посмотри на него! – сказала Железная Кнопка Ленке. (6)Голос у нее задрожал от негодования. – (7)Даже глаз не может поднять!
13. Среди предложений 1 – 7 найдите сложноподчиненное предложение
с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
13. Среди предложений 15 – 21 найдите сложноподчиненное предложение
с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(15)0днажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16)Поесть не очень стыдно,
Когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого
унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему
не надо. (20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это
мороженое, разделив пополам. (21)Потом она вышла замуж и уехала.
14. Среди предложений 10 – 14 найдите сложное предложение с сочинительной и
подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(5)На дальних высоких увалах, куда падает солнечный свет, лес зажигается ярким, мощным
малахитом. (6)На склонах горных отрогов издалека белеют затонувшие в лесах утесы.
(7)Приземистые, крепко сбитые каменные глыбы изредка выламываются из чащи к реке,
как звери на водопой. (8)Вода несет нас, бегут мимо берега, и линия, разделяющая небо и
землю, то нервно дрожит на остриях елей, то полого вздымается и опускается мягкими
волнами гор, словно спокойное дыхание земли.
14. Среди предложений 5 – 8 найдите сложное предложение с бессоюзной и
союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(20)Сидя в своей комнате, Александр предавался любимому занятию – разыгрывал с помощью игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений. (21)Ганнибал приоткрыл дверь и стал с интересом наблюдать. (22)Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно умело ориентировался в тактических сложностях манёвра. (23)Войдя в детскую, генерал стал подавать свои советы. (24)Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил.
14. Среди предложений 5 - 8 найдите сложные бессоюзные предложения.
Напишите номера этих предложений.
(5)Она была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был
молчальником. (7)Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с
водой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть