Презентация, доклад на тему Электронная рабочая тетрадь Изучение лексики на уроках русского языка (5 класс)

Содержание: 1. Тема: "Как определять лексическое значение слова". 2. Тема: "Сколько лексических значений имеет слово". 3. Тема: "Когда слово

Слайд 1Электронная рабочая тетрадь по русскому языку «Изучение лексики на уроках русского

языка» 5 класс Автор: Сулимова Екатерина Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Вавожская СОШ»
Электронная рабочая тетрадь  по русскому языку    «Изучение лексики на уроках русского языка»

Слайд 2

Содержание: 1. Тема: "Как определять лексическое значение слова". 2. Тема: "Сколько лексических значений имеет слово". 3. Тема: "Когда слово употребляется в переносном значении". 4. Тема: "Как пополняется словарный состав русского языка". 5. Тема: "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы". 6. Тема: "Что такое профессиональные и диалектные слова". 7. Тема: "О чём рассказывают устаревшие слова". 8. Тема: "Словари русского языка".
Содержание:

Слайд 3 Задание 1. Найдите неудачно использованные слова и замените

их более уместными синонимами. 1. У Пушкина были дружки среди декабристов. ___________ 2. Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду. _____________ 3 . В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов. ______________ 4. Он обратно опоздал на урок. _____________ 5. Утомлённые жарой пассажиры пили чай и почти ничего не кушали._____________

(Друзья)

(Выиграли)

(Построили)

(Снова)

(Измученные)

Задание 1.

Слайд 4 Задание 2.

Вставьте пропущенные в рассказе слова-антонимы. Петя и Коля. Живут в нашем доме два одноклассника - Петя и Коля. Они давно дружат, хотя эти мальчики совсем разные. Петя - разговорчивый, весёлый, а Коля - _____________ и нередко __________. Петя берётся за дело энергично, делает его быстро, а Коля, наоборот, - _________, ____________. Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамеечку. - Как тепло сегодня! - сказал Петя. - Нет, - возразил Коля, - сегодня вовсе не тепло, а ___________. Помолчали. Потом Петя снова заговорил: - Смотри: облака высоко поднялись; наверное, и завтра будет сухая погода. - А мне кажется, - засомневался Коля, - что завтра погода будет ___________. Приятели опять помолчали. Потом Петя предложил: - Пойдём к ребятам на спортивную площадку: сегодня там интересная игра. - Нет, - отказался Коля, - не пойду: эта игра, конечно, вовсе не интересная, а ________. Тогда Петя достал из кармана два румяных яблока и протянул одно товарищу: - Подкрепись, может, тогда и играть захочешь, - улыбнулся он. - Яблоко спелое, сладкое. - Откуда ты знаешь, - проворчал Коля. - Может быть, это яблоко как раз наоборот - __________ и ________. Петя укоризненно посмотрел на приятеля, а Коля надкусил яблоко и смущённо улыбнулся: оно действительно было сочное, вкусное!

молчаливый

грустный

робко

медленно

холодно

влажная

скучная

неспелое

кислое

Задание 2.       Вставьте пропущенные в рассказе слова-антонимы.

Слайд 5

Консультация 1. Синонимы – слова или выражения, совпадающие или близкие по значению с другими словами, выражениями. (Например, путь и дорога, повесить голову и понурить голову). Фразеологизмы – устойчивые сочетания. (Например, бить баклуши, остаться с носом). Антонимы – слова, противоположные по значению другим словам. (Например, светлый и тёмный, белый и чёрный). Омонимы – слова, совпадающие с другими по звучанию , но полностью расходящиеся с ними по значению. (Например, ключ – металлический стержень и ключ – вытекающий из земли источник). Метафора – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому. (Например, костёр рябины красной).

Слайд 6 Задание 3. Отгадайте загадки-антонимы. 1.

Я антоним к слову зной, 2. Я антоним к слову лето, Я в реке, в тени густой В шубу снежную одета, И в бутылке лимонада, Хоть люблю мороз сама, А зовут меня - __________. Потому что я - _________. 3. Я антоним к слову смех, 4. Не бываю без начала Не от радости, утех, - Близкий родственник причала, Я бываю поневоле Делу всякому венец, От несчастья и от боли, Называюсь я __________. От обиды, неудач. Догадались? Это _________. 5. Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна. Называюсь ___________.

прохлада

зима

плач

конец

тишина

Задание 3.        Отгадайте загадки-антонимы.    1.

Слайд 7


запомнить
бездельничать
дремать
надоедать
близко
мало
Задание 4.

Предлагаемые фразеологизмы замените одним словом.


Зарубить на носу - ______________,
бить баклуши - _________________,
клевать носом -____________,
мозолить глаза - ___________,
рукой подать - _________,
кот наплакал - ________.





запомнитьбездельничатьдрематьнадоедатьблизкомалоЗадание 4.     Предлагаемые

Слайд 8Задание 5. От каждой буквы фразеологизма образуйте новый фразеологизм. ВЫЙТИ ИЗ

СЕБЯ ИСПОКОН ВЕКА Д О Т Д И И Н П О Г О М Л И О Р С У
Задание 5.   От каждой буквы фразеологизма образуйте новый фразеологизм.  ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ

Слайд 9 Задание 5. Вставьте пропущенные

буквы. Выразительно прочитайте текст стихотворения М. Яснова. Определите, в каком тексте используются омонимы, а в каком – многозначное слово. ДВЕ СЕМЬИ

Жила - была сем...я: Вес...ло утята
Сп...шили, семеня, В реч(?)ку заплывали,
По следу мамы Утки С визгом поросята
Три радос...ных малютки. Ж...ром заплывали.
Жила - была сем...я: В реч(?)ке было ч...сто,
Весь день спала Свин...я, А в закутке грязно:
Л...жали с нею в закутке Каждый жил как хоч...т-
Три радос...ных малютки. Это так прекрасно!
Задание 5.       Вставьте пропущенные буквы. Выразительно прочитайте текст стихотворения

Слайд 10Задание 6. В загадках о цветах используются метафоры. 1. В лугах, на

полянах 3. Широкий листок, В белых сарафанах Тонкий стебелёк, Стоят подружки - Белые шарики, Жёлтые макушки. Будто фонарики, (___________). Светят весной 2.В поле, во ржи, у самой межи, На полянке лесной. Словно в сказке, синеют глазки. (__________). Что за цветок - синий глазок? (_________).

ромашки

василёк

ландыши

Задание 6.  В загадках о цветах используются метафоры.  1. В лугах, на полянах

Слайд 11Задание 7. Отгадайте народные загадки , основанные на метафоре. 1.Сидит

дед, в семь шуб одет. 4.Чёрный Ивашка, Кто его раздевает, Деревянная рубашка, Тот слёзы проливает. Где носом поведёт, (______). Там заметку кладёт. 2. Стояли в поле сестрицы, (_____________). Платья белены, шапочки зелены. 5. Сестра к брату в гости идёт, (__________). А он от сестры прячется. 3. Сидит девица в темнице, (__________________). А коса на улице. (__________).

лук

берёзы

морковь

карандаш

Луна и солнце

Задание 7.    Отгадайте народные загадки , основанные на метафоре.  1.Сидит дед, в семь

Слайд 12 Задание 8. В стихотворении Р.Сефа "Странное дело" встречаются "странные" названия. В

чём их необычность? Странное дело. Странное дело, Странное дело, А может быть, нет - А может быть, нет - Жил - был на свете Жил - был на свете Когда-то сапожник. Когда-то художник. Был он сапожником Был он - сапожник. Сорок пять лет, Странное дело, Но про него говорили: А может быть, нет? - Художник.
Задание 8. В стихотворении Р.Сефа

Слайд 13 Миниатюра Ф.Кривина «Иностранное слово» В словарь

русского языка прибыло Иностранное Слово. Наш язык всегда поддерживал дружеские отношения с другими языками, поэтому Иностранное Слово встретили очень любезно и, поскольку оно оказалось Существительным, предложили ему на выбор любое склонение. - только сначала нужно выяснить, какого вы рода, - объяснили ему. - Пардон, - сказало Иностранное Слово. – Я изъездило столько стран, что давно позабыло свой род. - Но как же вы тогда будете склоняться? – встали в тупик все Параграфы. - Склоняться? Перед кем склоняться? - Ни перед кем. У нас это обычное правило вежливости… - Мерси, - сказало Иностранное Слово,- я хотя и безродно, но не привыкло склоняться. Это не в моих правилах. - Тогда мы не сможем вас принять, - сказали иностранному Слову Существительные Первого Склонения. - И мы не сможем, - сказали Существительные Второго Склонения. Существительные Третьего Склонения ничего не сказали. Они были очень мягки, потому что все принадлежали к женскому роду. Но их вид достаточно красноречиво говорил, что и они отказываются от Иностранного Слова. - В таком случае вы не сможете принять наше гражданство, - предупредил Иностранное Слово строгий параграф. – Придётся вам быть лицом без гражданства. - О' кэй! – обрадовалось Иностранное Слово… . Так Иностранное Слово поселилось в нашем языке в качестве несклоняемого. Но не может слово жить в тексте без общения с другими словами. Иностранному Слову захотелось поближе познакомиться с глаголами, прилагательными, частицами. И, узнав их, Иностранное Слово очень быстро убедилось, какие это простые, отзывчивые, культурные слова. Ради него спрягались глаголы, с ним согласовывались прилагательные, ему служили предлоги и другие служебные слова. Это было так приятно, что Иностранному Слову захотелось склоняться перед ними. Постепенно оно переняло культуру нашей речи.
Миниатюра Ф.Кривина «Иностранное слово»   В словарь русского языка прибыло Иностранное

Слайд 14Задание 9. Прочитайте отрывок из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова. Ответьте на

вопросы: почему ребята долго не могли понять друг друга? Какие слова использовал автор при написании этого рассказа? Встретились два друга: Сашка и Матвей, Сашка сказал: - А у меня дома овсянка! - Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка. - Люблю я овсянку! – добавил Сашка. - И я люблю! – сказал Матвей. - Она жёлтая, красивая такая! - И вкусная. Особенно с молоком! - Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка. - Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком. - Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка. - Как это - про что? Про овсянку! – ответил Матвей. - Про какую овсянку? - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? - И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. - Каша песню пела?! – изумился Матвей. - Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! – Айда ко мне – мою овсянку слушать. - Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали.
Задание 9. Прочитайте отрывок из рассказа «Овсянка»  Н. Сладкова. Ответьте на вопросы: почему ребята долго не

Слайд 15Задание 10. Почему совпадают в произношении и различаются в написании слова?

Выделите в них корни. Мила – мела, посвятить – посветить, развивать – развевать, разрядить – разредить, пряди – приди, весело – весила, потопим – по топям, синим – в синем.
Задание 10.  Почему совпадают в произношении и различаются в написании слова? Выделите в них корни.

Слайд 16Задание 11. Очень часто омонимы употребляются в загадках. Большим мастером в

этой области считается Яков Козловский. Найдите в его загадках омонимы. 1. Служу я людям очень много лет. 4. Меня часто представляют, С моею помощью они включают свет. В суп нередко добавляют. С тобою тоже буду я дружна - Я – забава, я – еда. Я часто за столом тебе нужна. Догадайтесь-ка, кто я? (________). (___________). 2. Давно я в музыке известен, 5. Конечно, вы меня видали: И без меня не пишут песен… Рисунок я на материале; К моим прохладным, светлым водам Раскройте школьную тетрадь Приходят в жаркую погоду. И там меня легко сыскать. И без меня, хоть сам проверь, Даже если я на диво Ты не всегда откроешь дверь. Буду яркой и красивой, Со мной любую сдвинешь гайку. Я ничью не скрашу долю, Кто я? Попробуй, угадай-ка! Потому что я – неволя. (_________). (__________). 3. В перемене моментальной 6. В глухой тайге я выслежу добычу Я являюсь пред тобой И, разорвав её, от жадности мурлычу. То одеждой карнавальной, И мной же назовёшь ты бег коней То настольною игрой. ретивых, (___________). Когда они летят, потрясывая гривой. (_________).

вилка

ключ

домино

петрушка

клетка

рысь

Задание 11. Очень часто омонимы употребляются в загадках. Большим мастером в этой области считается Яков Козловский. Найдите

Слайд 17

Консультация 2. Антонимы – слова, противоположные по значению другим словам. (Например, светлый и тёмный, белый и чёрный). Омонимы – слова, совпадающие с другими по звучанию , но полностью расходящиеся с ними по значению. (Например, ключ – металлический стержень и ключ – вытекающий из земли источник). Метафора – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому. (Например, костёр рябины красной). Многозначное слово – имеющее два или более лексических значения. (Например, корень – дерева, слова, зуба, волоса, математический, зла ).

Слайд 18Отрывок из книги М.Булатова и В.Порудоминского «Собирал человек слова» (повесть о

В.Дале). Утром капитан снова выйдет на шканцы, прикажет сниматься с якоря. Старший лейтенант поднесёт ко рту рупор: «Свищи наверх». Боцман выхватит дудку, свистит над гротлюком. И сразу топот, топот, все бегом – ютовые на ют, шканечные на шканцы, баковые на бак, а марсовые замрут у бортов, держась одной рукой за ванты. Загрохочет якорная цепь. Ветер разгладит паруса. Ванты – верёвочная лесенка с одной только правой стороны мачты для лаженья; марс – дощатая или решётчатая площадка у топа (вершины мачты); шканцы – часть верхней палубы от кормы или юта до фок-мачты.
Отрывок из книги М.Булатова и В.Порудоминского «Собирал человек слова» (повесть о В.Дале).     Утром

Слайд 19В.И. Даль
1. Выразительно прочитайте текст.

Владимир Иванович ДАЛЬ (1801-1872)

был человеком необыкновенным.
Морской врач, путешественник-этнограф, писатель, он колесил по России,
изучал ремёсла и всё время чутко прислушивался к речи разных
людей, узнавал множество удивительных русских слов и пословиц,
которые прежде не были ему известны. Даже на войне он не забывал о своём занятии.
В.И.Даль собрал большое количество слов. Но пока они прятались
у него в тетрадках, бесценное сокровище принадлежало ему одному.
А чтобы отдать это сокровище всем, сберечь для всех язык народа,
Даль издал «Толковый словарь живого великорусского языка»,
включающий 200 тысяч слов.
Больше 100 лет «Толковый словарь…» Даля удивляет и восхи-
щает читателей, радует точными, яркими народными словами,
мудрыми и весёлыми пословицами. Словарь помогает понять и
значения многих диалектных слов.

2. Устно перескажите текст.
3. Спишите первые два абзаца.
В.И. Даль1. Выразительно прочитайте текст.   Владимир Иванович ДАЛЬ (1801-1872) был человеком необыкновенным. Морской врач, путешественник-этнограф,

Слайд 20Задание 12. Прочитайте диалоги сначала про себя, а потом попробуйте их

инсценировать. Можно ли понять разговор двух людей, не зная значения диалектных слов? Почему? Сделайте вывод. 1) – Что диешь? - Солёными огурцами кричу. - Да ты брусна. Они же худые… Что? Забруснявел? 2) – Где Люба? - По батожья ушла. - По что? - Ну, по столбцы. - По что? - Ну, по петушки. - По что? По что? - По стебени. - Не понимаю вас. - Ах, батюшка, какой ты бестолковый… Для справок: худóй – плохой, дúеть – делать, бруснá – обманщик, кричáть – торговать, забрусняветь – покраснеть, батóжья, столбцы, петушки, стебенú – щавель.
Задание 12. Прочитайте диалоги сначала про себя, а потом попробуйте их инсценировать. Можно ли понять разговор двух

Слайд 21Задание 12. Прочитайте два отрывка из знаменитого древнерусского произведения XII века

«Слово о полку Игореве». Сравните древнерусский текст и его перевод и постарайтесь определить, какие изменения произошли в русском языке за восемь веков. Все ли слова сохранились до наших дней? Какие слова изменили своё звучание? 1) Не буря соколы занесе чресъ поля широкая, галици стады бЂжать къ Дону великому. Не буря соколов занесла через поля широкие – галки стаями слетаются к Дону великому. 2) Чръна земля подъ копыты костьми была посЂяна, а кровию польяна: тугою взыдоша по русской земле. Чёрная земля под копытами костьми была засеяна, а кровью полита; горем взошли они по русской земле! Для справки: буква Ђ соответствует букве Е; Ъ в середине слов – букве О, а в конце слова звука не обозначает.
Задание 12. Прочитайте два отрывка из знаменитого древнерусского произведения XII века «Слово о полку Игореве». Сравните древнерусский

Слайд 22Задание 13. Как называется словарь, который: - помогает определить значение слов

- ____________; - помогает определить значение иностранных слов - ________________________; - помогает подобрать к словам антонимы - __________; - помогает подобрать к словам синонимы - _____________; - помогает определить происхождение слова - _________________; - помогает определить значение устойчивых сочетаний - _______________.

толковый

иностранных слов

антонимов

синонимов

этимологический

фразеологизмов

Задание 13. Как называется словарь, который:     - помогает определить значение слов - ____________;

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть