Слайд 1Использование литературно-краеведческого компонента и проектных технологий для становления личности выпускника школы
Из опыта работы над методической проблемой в межаттестационный период учителя русского языка и литературы КУ «ОШ I-III ступеней №25 города Енакиево Донецкой области» (ДНР)
Титовой Валентины Васильевны
Слайд 2 Ч Чч
Чувство Родины прививали мне мои учителя и родители.
Они научили
любить Донбасс – край самоотверженных тружеников, и родной город, в котором выросло много талантливых людей.
Уверена: чтобы сознательно любить свою Родину, нужно её знать.
Знать историю, литературу, традиции, обычаи.
Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине.
Слайд 3
Литературное краеведение –
неоценимый источник
дополнительного литературного
образования в условиях
духовного возрождения Донбасса
Приоритетные направления:
* изучение жизненных и
творческих связей с Донбассом
русских писателей-классиков;
* знакомство с биографией и
произведениями писателей и
поэтов, чей жизненный или
творческий путь соприкоснулся с
Донбассом;
* исследование литературного
наследия поэтов, писателей,
журналистов, чей творческий путь
начинался в Енакиеве.
Нестандартные формы работы:
* факультативные занятия по авторским программам;
* передачи на городском радиовещании;
* публикации в городской газете для детей и подростков «Тинэйджер»;
* выставка творческих работ в городском музее.
Слайд 4«Многое связывает человека с местом
где он родился и вырос.
Родной край,
его люди, природа, перейдя через
сознание, становятся частью
человеческой судьбы». (Д.С.Лихачёв )
Устойчивый интерес моих воспитанников к проектной деятельности и литературному краеведению
Международный конкурс эпистолярных писем.
Встречи в литературной гостиной.
Встречи в музыкальной гостиной.
Исследования продолжались в России, приезжали для защиты темы перед одноклассниками.
Участие в городских и областных этапах конкурсов ученических научно-исследовательских работ Малой Академии Наук .
Работа в профильной смене VI межрегионального фестиваля детской и молодёжной прессы, диплом в номинации «Пилигрим».
Ежегодные победы в областном конкурсе «Творческая юность Донбасса».
Публикации в городской газете «Енакиевский рабочий» после окончания школы.
Слайд 5 Приоритетные
цели
Формировать у
школьников умения самостоятельно пополнять свои знания, расширять круг чтения.
Учить работать с книгой, материалами городского музея.
Помогать осознавать связь литературы родного края с жизнью, оценивать её как имиджевую часть мирового культурного наследия.
Формировать навыки исследовательской и поисковой работы, помогать в реализации потребности в самовыражении через слово.
Развивать литературные и литературоведческие вкусы.
Воспитывать уважение к литературному наследию своего края, осознавать себя патриотом Донетчины.
Слайд 6Основные
образовательные
задачи в свете ГОС
Предметные (понимание школьниками ключевых проблем изучаемых произведений литературно-краеведческого
направления и их связи с исторической эпохой, расширение представлений о нашей малой Родине с давних времён до сегодняшних дней).
Личностные (осознание литературы родного края как части мирового культурного наследия, реализация потребности самовыражения через слово, осознание себя патриотом Донбасса, Донетчины).
Метапредметные (умение работать с разными источниками информации, понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции на примере произведений, вошедших в программу по литературе родного края).
Слайд 7Литературное
краеведение –
благоприятная почва
для инноваций
Диалоговое обучение.
Познавательная проектная деятельность.
Субъектно-объектное обучение и
общение.
Личностно ориентированный УВП.
Компетентностно ориентированный УВП.
Когнитивные технологии.
Информационно-компьютерные технологии.
«Кубик Блума».
«РАФТ».
«Корзина идей».
«Дерево познания».
«Мозговой штурм» и другие.
Слайд 8Основные признаки
учебного проекта и
условия использования
проектных технологий
Основные признаки учебного проекта:
- чёткое планирование действий;
- наличие задумки решения познавательной проблемы;
- распределение заданий (если проект парный или
коллективный).
Условия использования проектных технологий:
- наличие творческой цели, требующей интегрированных
знаний и исследовательского поиска;
- наличие теоретической и практической значимости
предполагаемого конечного результата.
Слайд 9 Этапы
вовлечения воспитанников
в
проектную деятельность
1 шаг: нестандартные уроки, деловые, ролевые игры.
2 шаг: нужная мотивация в начале урока, занятия.
3 шаг: проблемное обучение.
4 шаг: освоение правил групповых технологий.
5 шаг: освоение технологии игрового обучения.
Слайд 10Типология
познавательных проектов
и основные
направления работы
Типология
Исследовательские.
Творческие.
Информационные.
Практические.
Индивидуальные,
парные,
групповые, коллективные.
Долгосрочные,
краткосрочные.
Сценарии, альманахи,
сборники, мультимедийные
презентации.
Основные
направления работы
Урок.
Внеклассная работа.
Внешкольная работа.
Слайд 11Краеведческая работа –
особое звено в работе
по становлению личности
выпускника
школы
Что даёт?
1. Формируется положительная мотивация к исследовательской работе.
2. Создаются условия для развития творческой личности.
3. Всегда есть резервы для создания ситуации успеха.
4. Присутствует интеллектуально-эмоциональный комфорт.
5. Реализуются все принципы педагогики сотрудничества.
Слайд 12Необходимость
«обратной связи»
Мини-сочинения.
Сочинения-размышления.
Минуты откровения.
Анкеты.
«Открытый микрофон».
Собеседование.
Тестирование.
Ученические мини-сочинения
«О себе» свидетельствуют:
это был этап детства
Откровения детей:
кто-то хотел утвердиться в новом коллективе;
кто-то хотел доказать маме, что он небезнадёжный;
кто-то получил шанс проверить свои способности;
кого-то вдохновило «Слово о полку Игореве», потому что события были на родной донецкой земле;
кто-то увидел сходство своей души с душою В.Гаршина;
кто-то увлёкся образом «речки-невелички» Булавинки, протекающей в черте города и воспетой енакиевскими поэтами;
…………….. (можно продолжать очень долго).
В них – непосредственность взрослеющих детских душ.
Ситуация успеха –мотивация к деятельности!
Позитивная мотивация – шаг к зрелости!
Слайд 14Результативность
проектной
деятельности
Коллективный проект для участия в областном конкурсе «Творческая юность
Донбасса»: «Н.В.Гоголь и Т.Г.Шевченко: две личности, две судьбы, два пути великих сыновей одного народа». Диплом 1 степени в своей номинации.
Индивидуальный проект «Удивительная личность Валерии Флориановны Даувальдер» (школьные календари) отмечен в приказе отдела образования «За лучшее информационно-познавательное содержание»).
Индивидуальный проект «Мой город». Диплом 1 степени в областном конкурсе ученических работ «Гордость Донбасса», посвящённом 80-летию Донецкой области).
Индивидуальный проект «С любовью к Донецкой Народной Республике» стал призёром Республиканского конкурса в своей номинации.
Парный проект «Эхо войны» стал лауреатом городского конкурса по данной теме.
Слайд 15Результативность
проектной
деятельности
Участие во ІІ Международном конкурсе детского и литературного
творчества «Сказка в новогоднюю ночь» (номинация «Расскажу тебе я сказку»): сочинение отправил десятиклассник школы и назвал его «Кот, который гуляет по небу» (для тех, кто потерял своих любимцев). Диплом 2 степени в возрастной категории «10-11 классы, студенты» (индивидуальный проект). Работа напечатана в сборнике «Сказка в новогоднюю ночь». Сборник стихотворений и прозы, выпуск 2 – Нижний Новгород: ВЕКТОР УСПЕХА.РФ, 2012. – 320с.
Восьмиклассник принял участие в Международном методическом фестивале педагогических работников и учащихся «Серебряный луч»: сочинение «Я славлю вас, матери Краснодона!». Работа напечатана в сборнике «Серебряный луч»,выпуск 3 – Нижний Новгород: РАДОНЕЖ, 2013. – 168с.
Слайд 16Результативность
проектной
деятельности
За участие в творческом конкурсе «Енакиево: из прошлого в настоящее»
специальными дипломами городского имиджевого проекта «Земляки» награждены десятиклассник и одиннадцатиклассница.
Индивидуальные проекты «Бессмертные стражи города» и «Мой любимый город» были посвящены 230 дню рождения Енакиева и 160-летию основателя города Фёдора Егоровича Енакиева.
Коллективный проект «Золотые Звёзды Енакиева» стал лауреатом областного конкурса «Творческая юность Донбасса» и был направлен для участия в Международном проекте «Летят журавли», посвящённом 65-летию Великой Победы.
Десятиклассница приняла участие в Международном литературном конкурсе «Родной человек» (номинация «Поэзия»). Стала участницей.
Слайд 17Были, есть и будут
и успехи, и неудачи…
Успехи и победы вдохновляют.
Неудачи
и поражения учат анализировать ошибки, делать выводы и вновь браться за работу.
Мои воспитанники разных лет независимо друг от друга делали один вывод:
все великие земляки любили наш пыльный провинциальный Енакиево.
Слайд 18 Авторские
программы
Программа курса по выбору учащихся «Родное
русское слово» (34 часа) для учащихся 5-6 классов. Утверждена на кафедре русского языка и литературы Славянского педагогического института Донецкой области.
Программа факультативного курса «Литература родного края» для учащихся 8 класса (34 часа). Утверждена начальником Главного управления образования и науки Донецкой области.
3 . Учебная программа факультативного курса «Литература родного края» для учащихся 9 класса (35 часов). Утверждена начальником управления образования и науки Донецкой облгосадминистрации.
Слайд 19 1. Дистанционные курсы «Создание презентаций Microsoft Power Point (2003, 2007).
(Дистанционная академия ).
2. Сайты Интернет-ресурсов:
www.d-academy.com.ua;
pedsovet.su;
osvita.ua;
www.osnova.com.ua;
www.nic.snail.ru;
www.konf-zal.com;
www.konkursidei.ru
3. Подписные издательства.
Журнал «Открытый урок: разработки, технологии, опыт».
Журнал «Русский язык и литература в школе».
Журнал «Русская словесность».
Самообразование
Слайд 20Публикации :
журнал «Открытый урок»:
разработки, технологии, опыт»
(форум «Педагогических идей»)
Статья «Формирование
личности выпускника школы средствами литературного краеведения в процессе познавательной проектной деятельности»
Разработка внеклассного мероприятия «Н.В.Гоголь и Т.Г.Шевченко: две судьбы, две личности, два пути великих сыновей одного народа».
Сценарий интегрированного внеклассного занятия (литература и история) «Забвению не подлежит».
Программа кружка «Родное русское слово».
1) портал 2) интернет-сайт
«Учительского «pedsovet.su»
журнала
он-лайн»
Авторская программа факультативного курса «Литература родного края» для учащихся 9 класса (35 часов). (1).
Конспект урока внеклассного чтения на тему «Они выбрали Родину как высшую ценность» (по роману А.Фадеева «Молодая гвардия». (2).
Конспект классного часа на тему «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребёнком на руках». (2)
Слайд 22Педагог
(в переводе с греческого)
«сопровождающий
ребёнка»
Всегда помню…
Какие бы разнообразные или инновационные методы не использовались, главным остаётся личность педагога!
Слайд 23 Открыт
личный
учительский сайт
(«Инфоурок»)
* Получен сертификат проекта о создании
собственного сайта.
* Размещены следующие разработки с получением свидетельства о публикации:
- конспект урока литературы в 9 классе. Тема: «Чацкий – предшественник нового человека в русской литературе» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»);
- конспект урока литературы в 9 классе. Тема: «Характеристика «фамусовского общества» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»;
- конспект урока литературы в 9 классе. Тема: «М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека»;
- конспект урока по русскому языку. Тема: «Гласные Е-И в корнях с чередованием»;
- дидактический материал для уроков русского языка «Коммуникативно-ситуативные упражнения по развитию связной речи, объединённые общей темой любви к Родине, к малой Родине;
- электронная презентация к выступлению на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме: «Использование литературно-краеведческого компонента и проектных технологий для становления личности выпускника школы».
Слайд 24Использованные
источники
информации
Литература родного края: методические рекомендации к урокам литературного краеведения в
помощь учителю русского языка и литературы общеобразовательных школ. – Донецк, 1999. – 50 с.
Лихачёв Д.С. Краеведение как наука и как деятельность – М.: Искусство, 2000. – с.159-173.
Методические рекомендации к изучению факультативного спецкурса на местном материале «К литературной летописи Донбасса»: для преподавателей и студентов. – Донецк, 1991. – 58 с.
Никода Т.Л. Современная литература родного края: сборник для учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ, учителей-словесников, руководителей кружков и факультативов. - Донецк, 2000. – 160 с.
Прокофьева А.Г. Краеведение как основа регионального компонента литературного образования: научная работа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-kraevedenie-kak-osnovnoy-regionalnyy-komponent-literaturnogo-obrazovaniya. (Дата обращения 10.10.2016).
Ситникова Т.В. Литературное краеведение: опыт, находки, рекомендации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru. (Дата обращения 11.10.2016).
Шутова Г. Стадии вызова на уроках: приёмы и примеры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой pedsovet.su./metodika/priemy/.). (Дата обращения 29.09.2016).
Янко М.Д. Литературное краеведение в школе. – М.: Просвещение, 1976. – 78 с. и др.
Слайд 25Личные успехи
Областной конкурс «Творческая юность Донбасса», номинация «Педагогический аукцион». Диплом 3
степени за разработку урока литературы родного края «Они выбрали Родину как высшую ценность» (по роману А.Фадеева «Молодая гвардия»).
Республиканский конкурс буктрейлеров. Диплом 3 степени за буктрейлер «Книга в 6000 вольт, написанная без рук» (по книге В.Титова «Всем смертям назло…»). Размещение на You-Tube.
Общереспубликанская электронная конференция. Тема: «Краеведческий компонент литературного образования школьников». Сертификат участия.
Слайд 26Личные успехи
Всероссийский дистанционный конкурс работников образования «Открытый урок», номинация «Конспект урока».
Диплом 1 степени за разработку урока внеклассного чтения «Несломленные» ( по книгам Н.Островского «Как закалялась сталь», Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» , В.Титова «Всем смертям назло…»).
Участие в ВЕБ-АФИШЕ (вебинарный семинар) Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования «Литературная карта Донбасса». Презентация авторской учебной программы факультативного курса «Литература родного края» для учащихся 9 класса (35 часов).
Слайд 27Общественная и
методическая
работа
Являюсь членом Донецкой ассоциации русистов
Руководитель школьного методического объединения
учителей русского языка и литературы