Презентация, доклад на тему Экологические проблемы на страницах литературы ХХ века

«Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» - писал Лев Николаевич Толстой.

Слайд 1 Экологические проблемы на страницах литературы ХХ века
Пухальская Л.В., учитель

русского языка и литературы МОБУ «Лицей №9» г. Оренбурга
Экологические проблемы на страницах литературы ХХ века Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «Лицей

Слайд 2«Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» -

писал Лев Николаевич Толстой.

«Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» - писал Лев Николаевич Толстой.

Слайд 3Введение
На протяжении столетий писатели и поэты русской литературы поднимают извечную проблему

-взаимосвязь природы с человеком.
Еще А. П. Чехов писал: “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”. И неудивительно, что многие писатели уделяли теме природы так много внимания

ВведениеНа протяжении столетий писатели и поэты русской литературы поднимают извечную проблему -взаимосвязь природы с человеком. Еще А.

Слайд 4Человек и природа в романе Ч.Айтматова «Плаха»
В этом произведении автор

хорошо понимает природу такой жестокости человека в отношении к окружающей среде. Это - элементарная алчность.
Произведение “Плаха” - призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе.
Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности.
Человек и природа в романе Ч.Айтматова «Плаха»   В этом произведении автор хорошо понимает природу такой жестокости

Слайд 5Роман “Плаха” начинается с темы описания жизни волчьей семьи, потом перерастающей

в тему гибели саванны по вине человека, так как он врывается в нее как хищник, бессмысленно и грубо уничтожающий все на своем пути. Волки здесь очеловечены, наделены нравственной силой, благородством и разумом, которых лишены люди.

Человек и природа в произведении Ч.Айтматова «Плаха»

Избиение сайгаков читатель видит глазами волчицы Акбары: “Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце ... тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам...”

Роман “Плаха” начинается с темы описания жизни волчьей семьи, потом перерастающей в тему гибели саванны по вине

Слайд 6 Жестокость к животным - одно из средств уничтожения моральной

чувствительности. Человек и природа, их единство и противоборство - стержневая тема в произведениях Виктора Астафьева.
Автор выступает с позиции добра, гуманности. В каждой строке он остаётся поэтом человечности. В нём живёт необыкновенное ощущение цельности, взаимосвязанности всего живого на земле, настоящего и будущего, сегодняшнего и завтрашнего.
Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение «Царь-рыба», отмеченное Государственной премией СССР.

Человек и природа в произведении В.Астафьева «Царь-рыба»

Жестокость к животным - одно из средств уничтожения моральной чувствительности. Человек и природа, их единство

Слайд 7 Автор сводит главного героя один на один с природой. За все

его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу суровое испытание. Произошло это так: Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей ."И в этот миг заявила о себе рыбина, пошла в сторону, защелкали о железо крючки, голубые искорки из борта лодки высекло. За кормой взбурлило грузное тело рыбины, вертанулось, забунтовало, разбрасывая воду, словно лохмотья горелого, черного тряпья".
“Что-то редкостное, первобытное” было в этой рыбе. Царь-рыба - прародительница, которая выступает как символ живой природы.
Страсть рыбака берет верх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить осетра. Но по неосторожности он оказывается в воде, на крючке собственной снасти.
Перед лицом смерти Игнатьич вспоминает о своих грехах и просит прощения, после чего он спасается.
Получилось так, что природа выполнила божественную задачу: призвала грешника к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.

Человек и природа в произведении В.Астафьева «Царь-рыба»

 Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит

Слайд 8Природа в повести “Прощание с Матерой” Валентина Распутина
“Если земля — территория,

и только, то отношение к ней соответствующе. Землю — родную землю, Родину — освобождают, территорию захватывают... Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?” 
Природа в повести “Прощание с Матерой” Валентина Распутина “Если земля — территория, и только, то отношение к

Слайд 9Матера - это не просто земля, остров, определенная территория, которую должны

затопить. Матера - это образ-символ. В нем звучит и что-то материнское, ласково-властное, и зрелость, и возмужалость, матерость. “Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделившись- от материка, держала она в достатке - не потому ли и звалась громким именем Матера?”

Природа в повести “Прощание с Матерой” Валентина Распутина

Матера - это часть материка, остатки исчезающего, вытесняемого временем пласта истории, народной жизни.
Триста лет стояла деревня Матера, а сколько лет острову, на котором она стоит, никто не знает. И вот люди решают, что проблему обеспечения района электроэнергией можно решить, только затопив ее, как в свое время были затоплены сотни больших и малых сел, деревень, станиц, хуторов, городов.

Матера - это не просто земля, остров, определенная территория, которую должны затопить. Матера - это образ-символ. В

Слайд 10 Творчество Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно

глубокой любви к родной природе. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам.
Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное.

Природа в произведениях Михаила Михайловича Пришвина

Творчество Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно глубокой любви к родной природе. Пришвин

Слайд 11В "Лесной капели" Пришвин пишет о черемухе, которую во время цветения

так неразумно ломают горожане, унося охапки белых душистых цветов. Ветки черемухи в домах простоят день - два и отправятся в мусорные бачки, а черемуха погибла и больше не порадует своим цветением будущие поколения.

Природа в произведениях Михаила Михайловича Пришвина

В

Слайд 12В книге очерков "Северный лес" и в "Корабельной чаще" автор говорит

о том, что бездумная вырубка леса по берегам рек приводит к нарушениям во всем большом организме реки: размываются берега, исчезают растения, служившие пищей для рыб.


Природа в произведениях Михаила Михайловича Пришвина

В книге очерков

Слайд 13Вывод
В русской натурфилософской прозе шестидесятых – первой половины семидесятых годов проявляется

потребность “восстановить” природу в своих правах, пробудить в человеке его прапамять, “воспоминание” о первоистоке. Во второй половине XX века, когда выявились последствия “экологических” преобразований, художественная литература в поисках идеала гармонического мироустройства обратилась к самой природе, к её законам.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что, говоря о русской литературе предшествующих столетий, и в том числе XIX века, мы в первую очередь имели в виду ту или иную степень единства, взаимосвязи между человеком и природой.
Говоря же о литературе советского периода, мы вынуждены рассуждать преимущественно об экологических проблемах, возникших на нашей планете.

Вывод В русской натурфилософской прозе шестидесятых – первой половины семидесятых годов проявляется потребность “восстановить” природу в своих

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть