Слайд 1Два мира:
детский и взрослый.
В повести А. И. Приставкиина
«Ночевала тучка золотая»
Выполнила:
ученица 8
«Г» класса
Горбунова Дарья Учитель:Павленок Е.А.
Слайд 2 Цель работы:
Показать, что повесть Приставкина побуждает читателей
к размышлению о милосердии, разобраться в сложности исторических событий, доказать необходимость человеческого братства, убедить, что даже в жестоких условиях человек способен на благородство
Задачи:
- Познакомить с творчеством А.Приставкина. Раскрыть перед учащимися трагедию военного, голодного и бездомного детства.
- Интерпретировать текст «Ночевала тучка золотая».
- Составить таблицы.
- Сделать вводы.
Основные методы работы:
Наблюдение, анализ и синтез.
Актуальность:
Актуальность рассматриваемой мной темы состоит в том, что без чтения мы не развиваемся нравственно. Каждый автор в своем произведении ставит определенные проблемы. Через переживания героев мы познаем жизнь. Учимся анализировать человеческие поступки. Книга является тем инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, владеть информацией, научить думать, грамотно говорить и писать.
Актуальность данной темы определила цель работы: показать, что повесть Приставкина побуждает читателей к размышлению о милосердии, разобраться в сложности исторических событий, доказать необходимость человеческого братства, убедить, что даже в жестоких условиях человек способен на благородство.
Слайд 3 Братья-близнецы, Сашка и Колька Кузьмины, не мыслят жить друг без друга.
Как единый организм, они никогда не разлучались. Сашка больше заботится о других, размышляет о завтрашнем дне, ему кажется неестественной сама смерть. Мысль о том, что человек может убить человека ему не доступна для понимания.
Слайд 4 Воспитательница Регина Петровна первая увидела в детях именно
детей и зажгла в душах несчастных ребят искру утраченной радости. Благодаря ей Кузьменыши узнали, что существует мир, в котором нет голода, холода, воровства, и у людей бывают праздники. Регина Петровна вернула мальчишек к жизни, согрела теплом своего сердца, научила улыбаться, напомнила о том, что они дети. Она была не только милосердной, но и самоотверженной женщиной. Регина Петровна проявляет человечность, берет на себя ответственность не только за своих «мужичков» (собственных детей), но и за Кузьмёнышей, когда устраивает для детдомовцев их первый за 11 лет день рождения. Но судьба братьев складывается трагично. Один из братьев, Сашка, гибнет.
Слайд 5Все, что происходило, было будто не с ним, но при этом
он все помнил и видел. Рассказчик глазами Кольки рисует ужасающую картину: мучительную, страшную смерть принял Сашка. Он повторяет имя погибшего брата, до конца не веря, что его уже нет в живых. Сашка не стоял, а висел, выражение лица у Сашки ужасно дурашливое, у Сашки нет глаз, в сгустках крови Сашкина требуха, кровь…висела…на грязных Сашкиных пальцах.
Колька так потрясен увиденным, что не сразу понимает, что произошло. Не сердце остановилось у Сашки, а из живота у него выпирал пучок желтой кукурузы…, ниже живота и ниже кукурузы…свисала Сашкина требуха. Вот почему так бережно Колька везет на тележке брата – живота он старался не касаться, чтобы не было Сашке больно. Кольке «… не хватало дыхания… Заорал, завыл, закричал…». Колька не хоронит брата. Он отправляет его, как и мечталось, в путешествие, положив в ящик под вагоном.
Слайд 6Колька впадает в беспамятство после жуткой смерти брата. Приходя в себя,
он обращается к нему: "Вот, небось, сам слышал, как солдаты – наши славные бойцы говорили... Едут чеченцев убивать. И того, что тебя, тоже убьют. И вот если бы он мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить... Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек? Есть ли в нем живого чего? А если бы я живого увидел, спросил бы его, зачем он разбойничает... Я бы сказал: слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве не видишь ты, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь видишь, как выходит... Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют... А ты солдат станешь убивать, и все: и они и ты - погибнете. А разве не лучше было бы, чтоб ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили? Разве нельзя сделать, чтоб никто никому не мешал, а все люди чтоб никто никому не мешал, а все люди были живые, вон как мы, собранные в были живые, вон как мы, собранные в колонии, рядышком живем?"Спас Кольку колонии, рядышком живем?"Спас Кольку чеченский мальчик Алхузур, который чеченский мальчик Алхузур, который тоже прятался, но от русских солдат. тоже прятался, но от русских солдат.
Слайд 7Маленький Колька увидел причины, заставившие чеченца поднять руку на Сашку. И
Алхузур тоже не винит переселенцев (а ведь именно их считают виноватыми в разорении могил взрослые чеченцы). Они не найдут вины друг в друге и назовут себя братьями. Двое сирот - жертвы одних и тех же обстоятельств - противостоят миру взрослых с его бесчеловечной враждой. Для живого Кольки брат воскресает в облике чеченца Алхузура. Он и зовет его Сашкой.
Слайд 13 Заключение:
Повесть заставляет задуматься о войне и мире,
о милосердии. Герои научили нас видеть мир таким, каков он на самом деле. События военных лет на Кавказе потребовали от каждого человека проявления мужества и мудрости. Честность и человечность проявляет Регина Петровна, взявшая на себя ответственность не только за своих "мужичков", но и за Кузьменышей, когда устраивает для детдомовцев их первый за 11 лет день рождения. Одноногий Демьян в момент нападения чеченцев успел предупредить: "Не беги ты кучей! Рассыпься... Им ловить хужей!". Война не убила в людях человечности, милосердия, умения сострадать, в ущерб себе помогать другому. В повести Приставкина эта тема представлена в лучших традициях советской многонациональной литературы ("Судьба человека" М. Шолохова, "Материнское поле" Ч. Айтматова, "Партизаны" Алеся Адамовича, "Сотников" В. Быкова и др.).
Исследовав эту повесть, делаю выводы только для себя.Иногда авторская идея непонятна. Огромное счастье научиться видеть, понимать и слышать авторские мысли. В исследовательской части была попытка разобраться в вопросах «Что такое милосердие? Чем отличается мир детей и мир взрослых? В чем смысл жизни? И это только маленькая часть вопросов, на которые нужно отвечать всю жизнь. А.Приставкин в своей повести показывает нам мир войны. В этом мире жестокости, голода и несправедливости приходится выживать Кузьменышам. Что я могу взять от характеров Кузьменышей в свою жизнь? Может быть стойкость, дружбу между братьями, умение увидеть у человека лучшие черты характера, искать выход из сложных жизненных ситуаций своими силами.
Прочитав повесть, я смотрю на жизнь по- другому. Мир не может быть взрослым или детским. Мы в нем живем вместе. Для того, чтобы мы были счастливы, мы должны понимать, что Земля маленькая. Если ты делаешь кому-то зло, то больно всем. Было больно чиченцам, которых выгоняли со своей земли, потому что их прокурор служил немцам. Было больно Кузьменышам, которых привезли осваивать чеченские земли.
Приставкин в своей повести не дает ответов на эти вопросы, каждый читатель делает эти выводы сам. Но нельзя не согласиться с Приставкиным в том, что милосердие – основа нашей жизни.