Слайд 1Духовно-нравственное воспитание школьников
через бинарные уроки русского языка, литературы
и внеурочную
деятельность
Подготовила
Бухматова Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №4
г.о.Орехово-Зуево
Слайд 2Одной из задач современной школы является развитие нравственного воспитания как сложной
системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества.
Слайд 3Духовно-нравственное воспитание-это путь преображения общества.
Слайд 4
Духовность -
отрешённость от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенству,
высоте духа.
Слайд 5Нравственный -
соблюдающий требования морали;
относящийся к духовной жизни.
Большой
толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова.
Слайд 6Цель уроков русского языка и литературы:
Формирование духовно-нравственных качеств личности.
Формирование внутренней потребности
личности в непрерывном совершенствовании, стремлении к самореализации.
Слайд 7Урок русского языка и литературы
Духовно-нравственное воспитание
Внеурочная деятельность
Научно-исследовательская деятельность
Слайд 8 Духовно и нравственно развитые дети
отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием;
изучают русский
язык;
читают классическую литературу
Слайд 9Учебный диалог- одно из главных условий духовно-нравственного развития учащихся. Учебный диалог
обеспечивает
субъектно-смысловое общение,
рефлексию,
самореализацию личности,
освоение культурных и социально значимых ценностей.
Слайд 10В процессе диалога осуществляются:
взаимоуважение,
взаимодополнение,
взаимообогащение,
взаимопонимание,
сопереживание,
сотворчество.
Слайд 11Нетрадиционные формы уроков:
урок – диалог,
урок-исследование,
урок- творческая мастерская,
урок –
семинар,
урок-экскурсия,
урок-дискуссия,
театрализованный урок,
бинарный урок.
Слайд 12Цель развития духовно-нравственных ценностей:
выработка нравственных принципов;
понимание нравственных ценностей в жизни.
Слайд 13
«Бинарный урок — разновидность интегративного урока, объединяющего содержание двух учебных дисциплин»
.
«Бинарный урок — особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (курсов, дисциплин и т.д.)»
Слайд 14
Основные признаки бинарных уроков:
1) на одном уроке объединяется материал двух учебных
дисциплин;
2) объединяемый материал должен быть взаимосвязанным
3) урок ведут два преподавателя-предметника.
Слайд 15Значение бинарных уроков:
развивают сотрудничество педагогов,
способствуют сплочению педагогического коллектива;
расширяют кругозор у учащихся и педагогов;
интегрируют знания из разных областей;
способствуют формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;
служат средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создают условия для практического применения знаний;
Слайд 16Бинарный урок на тему «Бородинское сражение в литературных произведениях и математических
задачах»
Вопросы:
1.Какому историческому событию посвящено это стихотворение?
2.Каким духом пронизано стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»?
3.Каково значение слова БОГАТЫРИ?
4.Какие основные черты характера присущи русскому народу?
Слайд 17Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры (8 класс)
(русский язык + английский язык)
Слайд 18Бинарный урок литературы и истории «Житие Александра Невского»
За что А.Невский канонизирован
Русской
Православной Церковью?
Как вы понимаете слова А. Невского: «Кто к нам
с мечом придёт - от меча и погибнет?»
Как автор оценивает роль князя в сохранении
единства Руси?
При каких обстоятельствах Александр Невский произносит афоризм: “Не в силе Бог, а в правде?” Что сильнее: сила или правда?
С какой целью автор вводит библейских героев?
В чём патриотический пафос Жития и как выражается стремление автора прославить служение родной земле?
Слайд 19Внеклассная работа
Мероприятия о войне
Слайд 21Литературный кружок «Основа»
Стихотворение «Мой город»
Мой город как город,
Дома как дома
кругом.
Мой город любимый
Я обойду пешком.
Мой город как город,
Здесь люди как люди живут,
Смеются и плачут, прощают
И верят, и ждут.
Мой город как город,
Я ему тихо скажу:
«Орехово-Зуево,
Я тебя очень люблю!»
(Фатюшина Анастасия, 5 класс)
Слайд 22
В своей работе пытаюсь воспитать у учащихся чувство семьи, любовь к
своему жилищу, к своей школе…
Слайд 23Уверена, что постепенно расширяясь, это любовь к родному переходит в любовь
к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и его культуре.
Слайд 24Именно
так: крупица за крупицей, и формируется нравственность человека, вступающего в
жизнь.
Слайд 25Литература:
1.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / Педагогика -
2005 - №2
2.Локтионова Н. П. Нравственные уроки детства по произведениям современной литературы (5-6 классы). – Литература в школе, 2009.
3.Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005.