Презентация, доклад на тему Доклад Особенности преподавания русского языка в классах с казахским языком обучения

Содержание

Республика Казахстан – многонациональное государство. В силу исторически сложившейся необходимости на территории республики русский язык используется в качестве языка межнационального общения.

Слайд 1Тема доклада: «Особенности преподавания русского языка в классах с казахским языком обучения»
Подготовила:

учитель русского языка и литературы Макаровской СОШ Лоскутова.С.А.

Западно Казахстанская область
Зеленовский район

Тема доклада: «Особенности преподавания русского языка в классах с казахским языком обучения»Подготовила: учитель русского языка и литературы

Слайд 2Республика Казахстан – многонациональное государство. В силу исторически сложившейся необходимости на

территории республики русский язык используется в качестве языка межнационального общения.
Республика Казахстан – многонациональное государство. В силу исторически сложившейся необходимости на территории республики русский язык используется в

Слайд 3Основной задачей уроков русского языка в классах с казахским языком обучения

– это целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата. Значит, ведущими идеями будут следующие: 1. Прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его в школе; 2. Приучать слух детей к звукам, словам русской речи; 3. Создавать у детей запас наиболее употребительных слов, вырабатывать умение пользоваться ими в разговорной речи; 4. Научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.
Основной задачей уроков русского языка в классах с казахским языком обучения – это целенаправленность обучения на достижение

Слайд 4У большинства детей в сознании сосуществуют системы двух языков. При этом

закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Главной задачей я считала предупреждение интерференционных ошибок в русской речи. Но для этого, прежде всего, нужно видеть языковой материал глазами детей, реально оценивать те трудности, которые должен
преодолеть ученик.
У большинства детей в сознании сосуществуют системы двух языков. При этом закономерности русского языка ученики воспринимают через

Слайд 5Эти трудности обусловлены расхождениями в системах родного и русского языков, отсутствием

некоторых грамматических категорий русского языка в родном языке учащихся, несовпадением их функций в родном и русском языках, расхождениями в способах выражения тех или иных грамматических значений. А кроме того, нерегулярностью языковых явлений в самом русском языке: чем больше в языке исключений из правил, тем труднее он усваивается.
Эти трудности обусловлены расхождениями в системах родного и русского языков, отсутствием некоторых грамматических категорий русского языка в

Слайд 6Для всех изучающих русский язык как неродной особую трудность представляют:
категория рода


категория одушевленности/ неодушевленности
предложно-падежная и видовременная системы.

Степень трудности в этом случае может быть разной, в зависимости от степени близости родного и русского языков.
Для всех изучающих русский язык как неродной особую трудность представляют:категория рода категория одушевленности/ неодушевленностипредложно-падежная и видовременная системы.

Слайд 7Русская категория рода охватывает имена существительные, прилагательные, местоимения, глагольные формы (

прошедшее время, условное наклонение, причастия), поэтому правильное усвоение многих явлений грамматики русского языка( склонение существительных, согласование прилагательных, порядковых числительных и т.п) зависит от правильного определения рода.

В казахском языке отсутствует категория рода.

Русская категория рода охватывает имена существительные, прилагательные, местоимения, глагольные формы ( прошедшее время, условное наклонение, причастия), поэтому

Слайд 8Большое количество ошибок в согласовании по родам вызвано немотивированностью категории рода

в русском языке.

Все это приводит к ошибкам типа:
мой парта, красивый сумка, горячий вода, большой комната, мама сказал, одна газет, моя папа умная и т.п.

Большое количество ошибок в согласовании по родам вызвано немотивированностью категории рода в русском языке.Все это приводит к

Слайд 9Мне важно было видеть трудности изучаемой единицы в комплексе: фонетические, лексические,

грамматические, чтобы определить последовательность работы с ними. Например, в простых предложениях: Книга лежит в столе. Папа работал на заводе. учитель должен предусмотреть: 1. фонетические трудности( слитное произношение предлога с существительным); 2. трудности усвоения падежной формы( различение предлогов в и на, различное оформление существительных в предложном падеже: на заводе, но в санатории, в лаборатории); 3. трудности усвоении глагольного управления(работает где? доволен чем? удивляется чему?); 4. трудности усвоения согласования подлежащего со сказуемым в роде, числе ( папа работал, книга лежит).
Мне важно было видеть трудности изучаемой единицы в комплексе: фонетические, лексические, грамматические, чтобы определить последовательность работы с

Слайд 10Есть целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любой науке,

изучаемой в школе. Нужно чаще вспоминать слова Л.Н.Толстого: « Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». В основе этой работы лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают его одним из самых выразительных и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной кропотливой работы на каждом уроке, цель которой - пробудить интерес к слову.
Есть целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любой науке, изучаемой в школе. Нужно чаще вспоминать

Слайд 11Так, изучая в 5 классе согласные звуки, учащиеся читают вслух высказывания

писателей о русском языке, записанных на интерактивной доске:

« Язык – это история народа. Язык –путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»
(А.И.Куприн)

« Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
(И.С.Тургенев)

Так, изучая в 5 классе согласные звуки, учащиеся читают вслух высказывания писателей о русском языке, записанных на

Слайд 12Ученики объясняют значение слов праздным, насущным, опора. Затем сравнивают высказывания А.И.Куприна

и И.С.Тургенева и решают, что общего в их оценках русского языка. Оба писателя говорят о силе и красоте русского языка. Далее в процессе беседы, учащиеся узнают, что благозвучие русского языка обусловлено соотношением в нем гласных и согласных звуков. В нашей речи преобладают мелодичные звуки (75%); гласные и звонкие согласные. Остальные звуки немузыкальные, т.е. шумные, глухие. Ученики получают задание выделить гласные и согласные звуки слов. Звучит вопрос: «По каким звукам легче узнать эти слова?» (по согласным). Ученики еще раз убеждаются, что смыслоразличительная способность согласных звуков сильнее, чем у гласных. Программа 5 класса показывает структуру всего здания русского языка, в фундаменте которого лежат звуки речи и слоги. Далее мы должны показать уровень слова с его лексическим значением, многозначностью, синонимами, антонимами.
Ученики объясняют значение слов праздным, насущным, опора.  Затем сравнивают высказывания А.И.Куприна и И.С.Тургенева и решают, что

Слайд 13Чтобы вызвать интерес к вопросу о прямом и переносном значении слов,

можно зачитать несколько примеров детской речи, записанных К.Чуковским. Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой. - Почему ты не повесил ее сушить? – спросила мать. - Я не достал до солнышка, - ответил Петя. Мальчика спрашивают о сестре: - Что же твоя Иришка с петухами ложится? - Она с петухами не ложится – они клюются: она одна в свою кроватку ложится.
Чтобы вызвать интерес к вопросу о прямом и переносном значении слов, можно зачитать несколько примеров детской речи,

Слайд 14При изучении лексики начинается систематическая работа со словарями. На интерактивную доску

можно вывести любой отрывок из стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева и др. Чтобы понять содержание данного отрывка художественного текста, ученики под руководством учителя, используя толковые словари, составляют тематический словарик к приведенному отрывку. Эта занимательная и увлекательная работа помогает учащимся в пополнении словарного запаса.
При изучении лексики начинается систематическая работа со словарями. На интерактивную доску можно вывести любой отрывок из стихотворений

Слайд 15 На уроках использую занимательные наглядные, словесные игры, различные виды карточек

как для индивидуальной работы, так и для групповой, загадки, ребусы, кроссворды и т.д. Занимательные игры оживляют уроки, делают их более интересными и разнообразными.
На уроках использую занимательные наглядные, словесные игры, различные виды карточек как для индивидуальной работы, так и

Слайд 16“Загадочный квадрат”
Дописать слова, употребляя
сочетания жи-ши, ча-ша, чу-щу
“Необычное колесо”
Прочитать в данной фигуре

как можно больше слов
“Загадочный квадрат”Дописать слова, употребляясочетания жи-ши, ча-ша, чу-щу“Необычное колесо”Прочитать в данной фигуре как  можно больше слов

Слайд 17“Кто быстрее?”
Чтение букв в алфавитном порядке

“Кто быстрее?”Чтение букв в алфавитном порядке

Слайд 18Немаловажное значение в обучении русскому языку имеет и внеклассная работа. Чтобы

учащиеся овладевали русским языком одними уроками русского языка ограничиваться нельзя. Многолетняя практика преподавания русского языка показывает, что полноценное усвоение программного материала и совершенное владение русским языком возможно лишь при условии, если обучающимся будет предоставлена возможность говорить, слушать, читать и писать на русском языке, по крайней мере, 5-6 часов в день. Учебным планом и школьными программами это предусмотреть невозможно. Следовательно, решать эти задачи необходимо не только на уроке, но и в процессе внеклассной работы с учащимися.благодаря этой работе, которая проводится целенаправленно, систематически развивается интерес к изучению русского языка.
Немаловажное значение в обучении русскому языку имеет и внеклассная работа. Чтобы учащиеся овладевали русским языком одними уроками

Слайд 19“Тебя, родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу”
(неделя ко Дню Независимости РК)
Открытие


недели

Конкурс
чтецов

“Тебя, родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу”(неделя ко Дню Независимости РК)Открытие неделиКонкурс чтецов

Слайд 20“ Что за прелесть
эти сказки!”

“ Что за прелесть эти сказки!”

Слайд 21Ежегодно в стенах нашей школы проводятся Месячники языков народов Казахстана, Декады

ко Дню Независимости РК, на которых проводятся конкурсы, диспуты, викторины, конкурсы на лучшего чтеца и лучшее сочинение.
Ежегодно в стенах нашей школы проводятся Месячники языков народов Казахстана, Декады ко Дню Независимости РК, на которых

Слайд 22Основной задачей уроков русского языка в классах с казахским языком обучения

является вовлечение детей в процесс овладения живым русским словом. Для этого нужно предоставлять им больше простора для речевой практики.
Основной задачей уроков русского языка в классах с казахским языком обучения является вовлечение детей в процесс овладения

Слайд 23Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть