Слайд 1Тема доклада:
«Особенности преподавания русского языка в классах с казахским языком обучения»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы Макаровской СОШ Лоскутова.С.А.
Западно Казахстанская область
Зеленовский район
Слайд 2Республика Казахстан – многонациональное государство. В силу исторически сложившейся необходимости на
территории республики русский язык используется в качестве языка межнационального общения.
Слайд 3Основной задачей уроков русского языка в классах с казахским языком обучения
– это целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.
Значит, ведущими идеями будут следующие:
1. Прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его в школе;
2. Приучать слух детей к звукам, словам русской речи;
3. Создавать у детей запас наиболее употребительных слов, вырабатывать умение пользоваться ими в разговорной речи;
4. Научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.
Слайд 4У большинства детей в сознании сосуществуют системы двух языков. При этом
закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Главной задачей я считала предупреждение интерференционных ошибок в русской речи. Но для этого, прежде всего, нужно видеть языковой материал глазами детей, реально оценивать те трудности, которые должен
преодолеть
ученик.
Слайд 5Эти трудности обусловлены расхождениями в системах родного и русского языков, отсутствием
некоторых грамматических категорий русского языка в родном языке учащихся, несовпадением их функций в родном и русском языках, расхождениями в способах выражения тех или иных грамматических значений. А кроме того, нерегулярностью языковых явлений в самом русском языке: чем больше в языке исключений из правил, тем труднее он усваивается.
Слайд 6Для всех изучающих русский язык как неродной особую трудность представляют:
категория рода
категория одушевленности/ неодушевленности
предложно-падежная и видовременная системы.
Степень трудности в этом случае может быть разной, в зависимости от степени близости родного и русского языков.
Слайд 7Русская категория рода охватывает имена существительные, прилагательные, местоимения, глагольные формы (
прошедшее время, условное наклонение, причастия), поэтому правильное усвоение многих явлений грамматики русского языка( склонение существительных, согласование прилагательных, порядковых числительных и т.п) зависит от правильного определения рода.
В казахском языке отсутствует категория рода.
Слайд 8Большое количество ошибок в согласовании по родам вызвано немотивированностью категории рода
в русском языке.
Все это приводит к ошибкам типа:
мой парта, красивый сумка, горячий вода, большой комната, мама сказал, одна газет, моя папа умная и т.п.
Слайд 9Мне важно было видеть трудности изучаемой единицы в комплексе: фонетические, лексические,
грамматические, чтобы определить последовательность работы с ними.
Например, в простых предложениях: Книга лежит в столе. Папа работал на заводе. учитель должен предусмотреть:
1. фонетические трудности( слитное произношение предлога с существительным);
2. трудности усвоения падежной формы( различение предлогов в и на, различное оформление существительных в предложном падеже: на заводе, но в санатории, в лаборатории);
3. трудности усвоении глагольного управления(работает где? доволен чем? удивляется чему?);
4. трудности усвоения согласования подлежащего со сказуемым в роде, числе ( папа работал, книга лежит).
Слайд 10Есть целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любой науке,
изучаемой в школе. Нужно чаще вспоминать слова Л.Н.Толстого: « Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». В основе этой работы лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают его одним из самых выразительных и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной кропотливой работы на каждом уроке, цель которой - пробудить интерес к слову.
Слайд 11Так, изучая в 5 классе согласные звуки, учащиеся читают вслух высказывания
писателей о русском языке, записанных на интерактивной доске:
« Язык – это история народа. Язык –путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»
(А.И.Куприн)
« Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
(И.С.Тургенев)
Слайд 12Ученики объясняют значение слов праздным, насущным, опора.
Затем сравнивают высказывания А.И.Куприна
и И.С.Тургенева и решают, что общего в их оценках русского языка. Оба писателя говорят о силе и красоте русского языка. Далее в процессе беседы, учащиеся узнают, что благозвучие русского языка обусловлено соотношением в нем гласных и согласных звуков. В нашей речи преобладают мелодичные звуки (75%); гласные и звонкие согласные. Остальные звуки немузыкальные, т.е. шумные, глухие. Ученики получают задание выделить гласные и согласные звуки слов. Звучит вопрос: «По каким звукам легче узнать эти слова?» (по согласным).
Ученики еще раз убеждаются, что смыслоразличительная способность согласных звуков сильнее, чем у гласных.
Программа 5 класса показывает структуру всего здания русского языка, в фундаменте которого лежат звуки речи и слоги. Далее мы должны показать уровень слова с его лексическим значением, многозначностью, синонимами, антонимами.
Слайд 13Чтобы вызвать интерес к вопросу о прямом и переносном значении слов,
можно зачитать несколько примеров детской речи, записанных К.Чуковским.
Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
- Почему ты не повесил ее сушить? – спросила мать.
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.
Мальчика спрашивают о сестре:
- Что же твоя Иришка с петухами ложится?
- Она с петухами не ложится – они клюются: она одна в свою кроватку ложится.
Слайд 14При изучении лексики начинается систематическая работа со словарями. На интерактивную доску
можно вывести любой отрывок из стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева и др. Чтобы понять содержание данного отрывка художественного текста, ученики под руководством учителя, используя толковые словари, составляют тематический словарик к приведенному отрывку. Эта занимательная и увлекательная работа помогает учащимся в пополнении словарного запаса.
Слайд 15 На уроках использую занимательные наглядные, словесные игры, различные виды карточек
как для индивидуальной работы, так и для групповой, загадки, ребусы, кроссворды и т.д.
Занимательные игры оживляют уроки, делают их более интересными и разнообразными.
Слайд 16“Загадочный квадрат”
Дописать слова, употребляя
сочетания жи-ши, ча-ша, чу-щу
“Необычное колесо”
Прочитать в данной фигуре
как
можно больше слов
Слайд 17“Кто быстрее?”
Чтение букв в алфавитном порядке
Слайд 18Немаловажное значение в обучении русскому языку имеет и внеклассная работа. Чтобы
учащиеся овладевали русским языком одними уроками русского языка ограничиваться нельзя. Многолетняя практика преподавания русского языка показывает, что полноценное усвоение программного материала и совершенное владение русским языком возможно лишь при условии, если обучающимся будет предоставлена возможность говорить, слушать, читать и писать на русском языке, по крайней мере, 5-6 часов в день. Учебным планом и школьными программами это предусмотреть невозможно. Следовательно, решать эти задачи необходимо не только на уроке, но и в процессе внеклассной работы с учащимися.благодаря этой работе, которая проводится целенаправленно, систематически развивается интерес к изучению русского языка.
Слайд 19“Тебя, родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу”
(неделя ко Дню Независимости РК)
Открытие
Слайд 21Ежегодно в стенах нашей школы проводятся Месячники языков народов Казахстана, Декады
ко Дню Независимости РК, на которых проводятся конкурсы, диспуты, викторины, конкурсы на лучшего чтеца и лучшее сочинение.
Слайд 22Основной задачей уроков русского языка в классах с казахским языком обучения
является вовлечение детей в процесс овладения живым русским словом. Для этого нужно предоставлять им больше простора для речевой практики.