Думаю, удивлю многих, озвучив славное имя автора этих строк. Получается, что духовное и нравственное воспитание претерпевало кризис не только в наше время, если так о молодёжи высказывался древнегреческий философ Сократ. Актуально и значимо звучат, сегодня мысли великих педагогов о воспитании. По мнению Д.Локка, «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, — добрыми и злыми, полезными и бесполезными — благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми».
Влияя на внутренний мир студента, я должна стремиться воспитывать такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют уроки, построенные на примерах классической и современной литературы. Использование материала таких уроков в духовно-нравственном воспитании обучающихся возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности.
Специфика нравственного воздействия литературы заключается в том, что читатель —подросток имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателя, осмысляя его подход к миру и человеку. Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших студентов просто так отсиживает положенное время и отвечает автоматически. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы обучающиеся сопереживали, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь подростку разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо. Таким образом, осуществляя процесс самопознания через познание других.
Многие произведения авторов, включенные в программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?
Проблема нравственного выбора и поиск правды в прозе М.Шолохова: однозначны ли в своей человеческой сути Григорий Мелехов, Семен Давыдов, Макар Нагульнов, дед Щукарь, Андрей Соколов?
* Возможен ли «земной рай», созданный ценой крови и насилия (А.Платонов «Чевенгур»), «…будет ли этот «рай» раем, если за него придется заплатить, хотя бы одной слезинкой ребенка» (Ф.М.Достоевский)? И так далее…….
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть