Слайд 1Словарная работа
на уроках русского языка с использованием ИКТ
Учитель начальных классов:
Ан Анна Петровна
Слайд 2Введение
Русский язык в школе является не только предметом, дающим знания, необходимым
для практической деятельности, но и предметом, формирующим ребёнка как Человека.
Всем известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем грамотнее и красивее его речь. Однако дети, приходя в первый класс, особенно с неродным русским языком имеют маленький словарный запас, не знают лексического значения простейших слов. Как учитель я для себя сделала вывод, что в работе по обучению словам с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает поиск и использование эффективных методов обучения.
Слайд 3Я считаю, что только при правильной организации словарной работы с использованием
ИКТ, во взаимосвязи орфографических, грамматических и лексических целей, работа становится содержательной, интересной и более эффективной для учащихся. Всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова, как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.
Слайд 4Цель – создать систему словарной работы в начальной ступени обучения.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1.Определить содержание и условия словарной работы на уроках русского языка.
2. изучить методику организации комплексной работы.
3. Раскрыть основные приемы формирования орфографического навыка у учащихся в процессе работы над "трудными" словами.
4. Показать пути совершенствования речевого потенциала учащихся через обогащение их лексическими средствами.
5. Создать систему изучения "трудных" слов.
6. Использовать ИКТ для эффективного достижения поставленной цели.
Слайд 5Использование в обучении ИКТ
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет
мне:
· развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности,
творческие способности;
· усилить мотивацию учения;
· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить
коммуникативные способности;
· активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
· качественно осуществлять контроль усвоения слов.
Слайд 6Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним
из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию орфографической зоркости учащихся.
Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами я провожу планомерную словарно-орфографическую работу.. Каждая группа слов изучается в течение недели.
Группы слов расположены в порядке проведения словарной работы по учебнику русского языка в течение года.
Слайд 7Для поставленных целей я использовала систему работ: Рослановой Ольги Владимировны «Работа
со словарными словами», Натальи Викторовны Лободиной «Словарно-орфографическая работа» и О.В.Узоровой, Е.А. Нефёдовой «Словарные слова» 1-2 классы.
Слайд 10
Основные этапы в работе со словарным словом с применением ИКТ.
I
этап. Знакомство с новым словарным словом. (в виде презентации в каждом по 5 словарных слов. И так все слова, которые даны по программе.)
Способы предъявления нового слова:
а)Чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
б) рассматривание предметной картинки;
Слайд 11II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.
Учащиеся проговаривают слово орфоэпически
правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу. Если младшие школьники умеют определять слабую позицию в слове до начала письма, то процесс письма для них становится более осознанным.
Слайд 12III этап. Слово с «окошком».
Специфическая форма записи слова с пропуском «опасного»
места (с «окном») – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи.
Далее учащиеся пытаются подобрать к новому словарному слову проверочное и определить, какую же букву следует написать. Потом вставляется буква в окошко.
Слайд 13IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова.
Одним из средств, обеспечивающих
осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте – этимологическая справка.
Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу. Следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.
Слайд 14V этап. Запись слова в словарик.
1 задание. Написать слово три раза,
проговаривая его по слогам, выделить орфограмму. Поставить знак ударения и разделить на слоги.
2 задание.придумать и записать предложение с этим словом.
3 задание.Дописать или вставить пропущенную букву. Например: д. журить, д . журство, отд . -журить, под . журить.
4.задание. Записать слово в начале словарика.
Слайд 15Работа над закреплением словарного слова
При помощи упражнений не только закрепляются, но
и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
Слайд 16Более рациональной является такая методика словарно- орфографической работы, когда в процессе
изучения правописания слов данной категории детям предлагаются задания, которые наряду с орфографическими задачами преследуют и лексические цели, то есть будут направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на активизацию словарного запаса.
Только в этом случае словарно-орфографическая работа станет и содержательной, и интересной для учащихся, а стало быть, и более эффективной, ибо всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.
Слайд 17Для обогащения словарного запаса учащихся, развития речи и эффективного запоминания графического
облика словарного слова можно включать в работу тренировочные упражнения:
1.орфографические упражнения со словарными словами.
2.стихи-опоры и рифмы-подсказки.
3.задания на замену развернутого определения одним словом.
Слайд 184.фонетические упражнения.
5.словообразовательные упражнения.
6.морфологические упражнения.
7.синтаксические упражнения.
8.лексические упражнения.
9.подбор синонимов, антонимов.
10.Наблюдения над фразеологизмами.
11.использование пословиц
, поговорок.
Слайд 19С целью выяснения запоминания и выработки прочных навыков правописания изученных слов
можно проводить различные виды диктантов.
Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.
зрительный ( с предварительным образом);
картинный (запись слова по картинке);
выборочный ( с конкретным заданием);
с использованием загадок;
по памяти ( запись слов по темам);
с комментированием;
творческий.
Слайд 20При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения:
словесные
игры, кроссворды, ребусы;
составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок;
проведение викторин, конкурсов: «кто знает больше словарных слов на букву «а»
(«м» и т.д.)?»
Проведение тестирования.
Слайд 21Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе
большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.
Слайд 22Успех словарно-орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из
которых являются следующие:
Четкое планирование слов, подлежащих изучению
( охват всех слов, ритмичность их повторения).
Сочетание словарно-орфографической работы с изучением основных программных тем.
Необходимы тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, двигательные, слухоартикуляционные восприятия. Использование приема создания ассоциативного образа к словарному слову.
Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарем.
Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.
Слайд 23Выводы.
Таким образом, при правильной организации словарной работы с использованием ИКТ,
во взаимосвязи орфографических, грамматических и лексических целей, работа становится содержательной, интересной и более эффективной для учащихся.
Применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.
Повышает уровень использования наглядности на уроке, повышает производительность урока.
Слайд 24Уровень усвоения словарных слов.