Слайд 1Использование элементов и приёмов исследовательской работы на уроках русского (официального) языка
и литературы
IV РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«Управление качеством образования в современных условиях»
Е.П. Крондева
МОУ «Бендерская гимназия №3 им. И.П. Котляревского»
Учитель русского языка и литературы
Слайд 2 Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите
его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь.
Китайская пословица
Слайд 3Современное общество остро нуждается в выпускниках средних школ, которым присущи следующие
качества: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Эти качества формируются и развиваются при вовлечении учащихся в творческую, исследовательскую деятельность. Одним из основных направлений образования становится развитие способности обучающихся к исследовательской деятельности. В этом и заключается актуальность данной темы.
Слайд 4Исследовательское обучение имеет давнюю историю
Слайд 5Что же такое исследование, исследовательский метод обучения?
Исследование («следование изнутри») в широком
смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.
Исследовательский метод обучения – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.
Слайд 6Организация исследовательской деятельности учащихся реализует целый ряд задач:
Учатся умению добывать самостоятельно
знания;
Испытывают потребность в непрерывном образовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
Развивают навыки самооргани- зации;
Формируют адекватную самооценку.
Слайд 7Чтобы лучше подготовить учащихся к исследовательской деятельности в рамках урока использую:
проблемное
введение в тему урока;
постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
групповую работу на уроке;
выдвижение идеи (мозговой штурм);
постановку вопроса (поиск гипотезы);
формулировку предположения (гипотезы);
обоснованный выбор способа выполнения задания;
поиск дополнительной литературы;
подготовку доклада, сообщения;
самоанализ и самооценку.
Слайд 8Роль учителя
Мотивировать!
Обучать!
Стимулировать!
Слайд 9План-схема («шаги») исследования «Энциклопедия одного слова»:
1. Лексическое значение слова.
2. Этимология слова.
3.
Синонимы к слову.
4. Антонимы к слову.
5. Пословицы и поговорки со словом.
6. Слово в пословицах народов мира.
7. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения.
8. Считалки.
9. Фразеологизмы.
Слайд 10Изучая творчество А.С. Пушкина:
1-я группа работает над проблемой: что способствовало написанию
сказок?
2-я группа получает следующее задание: какие русские народные сказки легли в основу пушкинских сказок?
Перед 3-ей группой задача: найти незнакомые слова в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», объяснить их значение, пользуясь толковым словарём.
Слайд 11Изучая тему «Фразеологизмы» и «Двенадцать подвигов Геракла»:
Составляют личный словарик крылатых выражений.
Проводят
викторину «Из какого мифа крылатое выражение?».
Пишут сочинение-миниатюру, используя наиболее понравившиеся фразеологизмы.
Слайд 12К.Г. Паустовский.
Сказка-быль «Тёплый хлеб»
Почему автор назвал своё произведение сказкой?
Всё
ли в нём похоже на сказку?
Слайд 16Результативность участия моих учеников:
участие и призовые места в Международном конкурсе-игре
«Русский медвежонок. Языкознание для всех» (2013-2018 гг.),
участие и призовые места в Международной олимпиаде по русскому языку «Кириллица» (2014-2018 гг.),
участие и призовые места в муниципальном туре олимпиад: 2017-2018 учебный год: первое место – Романюк Н. (8 класс), 2018-2019 учебный год: первое место – Бойко А., второе место – Дзык В. (9 класс).
Слайд 17Вывод:
Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской
деятельности дала возможность достичь положительных результатов.
Выполняя исследовательскую работу, ребята переходят на другой уровень общения, получают положительные эмоции, ощущают себя в качестве первооткрывателя, исследователя. Это даёт возможность развивать им свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике, ощущать взаимосвязь разных наук, а также воспитывает самостоятельность и иное отношение к своему труду.