Слайд 1Дмитрий Пригов – ярчайший представитель концептуализма. Мастер иронического стиха … и
только?!!
Информационная презентация по теме : «Современная
русская литература» ( 11 класс ).
Анисимова О.Н., Невструева О.Д., учителя высшей категории МБОУ «СОШ № 12 города Выборга» Ленинградской области.
Слайд 2Эпиграф к теме…
Я всю жизнь свою провел в мытье посуды
И в сложении возвышенных стихов
Мудрость жизненная вся моя отсюда
Оттого и нрав мой тверд и несуров
Вот течет вода -- ее я постигаю
За окном внизу -- народ и власть
Что не нравится -- я просто отменяю
А что нравится -- оно вокруг и есть
Слайд 3Немного о постмодернизме…
Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в
мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, допостмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи..
Слайд 4Из истории термина…
Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р.
Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.
Слайд 5 Концептуализм = соцарт ?
Концептуализм
(соцарт) – стилевое течение в русской поэзии 1970-х–начала 1990-х годов, с началом "перестроечной" эпохи переставшее быть "подпольным". Его относили к андеграунду – "подземным", "подпольным", неофициальным явлениям в искусстве и литературе в доперестроечную эпоху. Со второй половины 1980-х годов его статус, естественно, изменился. Авторы: Дмитрий Пригов, Тимур Кибиров, Игорь Иртеньев и др.
Слайд 6Наиболее яркие представители концептуализма.
Виктор Кривулин
Дмитрий Пригов
Слайд 7Наиболее яркие представители концептуализма.
Лев Рубинштейн
Тимур Кибиров
Слайд 8Дмитрий Пригов , художник, скульптор, поэт, прозаик, драматург, эссеист, музыкант, артист,
оригинальный мыслитель, «неканонический классик»…
Дмитрий Александрович Пригов родился в Москве 5 ноября 1940 года.
Слайд 9Дмитрий Пригов
После средней школы два года работал на заводе,
затем поступил в Строгановское училище на скульптурное отделение, откуда на один год был исключен – "за формализм".
Слайд 10Дмитрий Пригов
1966-1974 годах
работал архитектором в
Главном архитектурном
управлении Москвы
(по другим
сведениям –
инспектором
по проверке
покраски зданий).
Слайд 11Дмитрий Пригов
Стихи начал писать в 1956 году, а первые
публикации появились во второй половине 1970-х в эмигрантских и славистских журналах. Одновременно работал скульптором и был дружен со многими деятелями московского андерграунда, в том числе с Львом Рубинштейном и Франциско Инфанте (художник).
Слайд 12Франциско Инфанте и Нонна Горюнова
Выставка «Ре-конструкции» (артефакты
с 1977 по 2013 гг.)
Слайд 13Дмитрий Пригов
Несколько стихотворений Пригова в 1980 году были опубликованы
в неофициальном альманахе "Каталог".
В 1986 году Пригова, придумавшего уличную акцию – раздавать поэтические тексты прохожим - направили на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу но после протестов общественности он был выпущен.
Слайд 14Дмитрий Пригов
С 1987 года начал официально публиковаться и выставляться,
а в 1991 году стал членом Союза писателей (членом Союза художников он был с 1975 года). Winter russische reise, 1984
Слайд 15Дмитрий Пригов
В 1988 году у него состоялась первая персональная
выставка в США – в чикагской галерее Струве. Впоследствии его работы многократно показывались в России и за ее пределами, в частности, в Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии.
Слайд 16Дмитрий Пригов
Первый поэтический сборник Пригова – "Слезы геральдической души"
- вышел в 1990 году в издательстве "Московский рабочий". В дальнейшем Пригов опубликовал книги стихов "Пятьдесят капелек крови", "Явление стиха после его смерти" и прозы – "Только моя Япония", "Живите в Москве», «Катя китайская».
Слайд 17Дмитрий Пригов
Впервые Пригов участвовал в выставке в СССР в
1987 году: его работы были представлены в рамках проектов "Неофициальное искусство" (Выставочный зал Красногвардейского района, Москва) и "Современное искусство" (Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва).
Слайд 18Дмитрий Пригов еще и актер!!!
Пригов принимал участие в нескольких
проектах в качестве актера и вокалиста, в том числе на фестивале композитора Владимира Мартынова , снимался в кино в эпизодических ролях (в частности, в 1990-м – в "Такси-блюз" Павла Лунгина, а в 1998 – в "Хрусталев, машину!" Алексея Германа).
Слайд 19Издания произведений Дмитрия Пригова
Слайд 20Замечательный собеседник
Пригов был грандиозным собеседником. Поражала не просто его
незаурядная эрудиция (которая, кстати, никогда явно не демонстрировалась, она как бы проступала сквозь ткань разговора), Дмитрий Александрович покорял изощренностью ума, способностью включиться в только что возникшую тему и не произносить при этом банальностей.
Сергей Шаповал
Слайд 21Д.Пригов о своем творчестве
Мне кажется, что своим способом в
жизни, в искусстве я и учу. Я учу двум вещам. Во-первых, принимать все языковые и поведенческие модели как языковые, а не как метафизические. Во-вторых, я являю то, что искусство и должно являть – свободу…Я думаю, что человек должен видеть ее перед собой и реализовать в своей частной жизни…
Слайд 22Раннее творчество
Самый популярный цикл стихотворений – «Милицанер». В
нем мы можем увидеть продолжение традиций Козьмы Пруткова – игру с речевыми штампами.
Когда здесь на посту стоит Милицанер
Ему до Внукова простор весь открывается
На Запад и Восток глядит Милицанер
И пустота за ними открывается
И Центр, где стоит Милицанер –
Взгляд на него отовсюду открывается
Отовсюду виден Милиционер
С Востока виден Милиционер
С Юга виден Милиционер
И с моря виден Милиционер
И с неба виден Милиционер
Ис-под земли…
Да он и не скрывается.
Слайд 2390-е
С перестройкой Пригов из полуподвального поэта превратился в
широко печатающегося автора. Но тогда же его стихи стали терять остроту. Над милицией и над властью не смеялся только ленивый. Пригов ищет новые темы. На смену «милиционеру» приходит рекетир.
Мен крутой лежит, не дышит
Только что он был живой
Господи!
Возле раны ножевой
Крылышками лишь колышит
Оса
В отдалении враги хлопнув дверью «Мерседеса»
Отъезжают, а могли бы
С белою очей завесой
Лежать так же бездыханно
В районе Малаховки.
Слайд 24Образ «маленького человека» в поэзии Д.Пригова
Поэт Лев Рубинштейн заметил:
«Мой друг, Дмитрий Александрович Пригов,–…человек имиджа в большей степени, чем человек текста». Для создания имиджа Дмитрия Александровича Пригова поэт использует два важнейших в русской литературе образа, которые и в советской культуре остаются авторитетными, сакральными – это образы «маленького человека» и «великого русского поэта». Великий русский поэт у него становится маленьким человеком, а маленький человек – великим русским поэтом. В этом и состоит парадоксальность поэзии Пригова.
Слайд 25«Маленький человек» неприхотлив, обыкновенный обыватель. Он видит все недостатки современного общества.
Хаос окружает «маленького человека» повсюду. Даже в домашнем быту он пытается с ним бороться.
Слайд 26Я с домашней борюсь энтропией…
Я с домашней борюсь энтропией
Как
источник энергьи божественной
Незаметные силы слепые
Побеждаю в борьбе неторжественной
В день посуду помою я трижды
Пол помою-протру повсеместно
Мира смысл и структуру я зиждю
На пустом вот казалось бы месте.
Слайд 27 В этом стихотворении автор сближает хлопоты «маленького человека»
с миссией Поэта, способного сотворить из хаоса гармонию, смысл, порядок.
«Великий русский поэт» – это современный Пушкин, то есть Д.А.Пригов. но его поэт является в образе «маленького человека». Он предлагает уничтожить пушкинские стихи.
«Великий русский поэт» пытается создать новую реальность, где царят чистые идеи.
Итак, поэт хочет создать «новый» мир, новую реальность, где имеют место чистые идеи, где сама жизнь – идея, а центром являются «нехитрые житейские ценности».
Слайд 28Поэзия Дмитрия Пригова
Творчество Д.А. Пригова в эволюции проходит два мира:
это мир иронии над реальностью и «новый мир» иронии над самим собой. Поэтому, читая стихотворения Пригова, мы смеемся над искаженным недостатками миром и в то же время смеемся над своими собственными недостатками. А значит, пытаемся изменить этот мир и себя к лучшему.
Слайд 29Дмитрий Пригов и его стихограммы
Стихограммы Д.Пригова – яркий пример
визуальной поэзии.
Слайд 30Проза Д.А.Пригова
Впервые опубликованный в 2000 году в "Новом
литературном обозрении" роман "Живите в Москве" открывает своего рода трилогию Д.А. Пригова ("Моя Япония", НЛО, 2001; "Катя китайская", НЛО, 2007).
Слайд 31Дмитрий Александрович Пригов завоевывает Эрмитаж
Год назад Эрмитаж объявил о
реализации грандиозного проекта «Эрмитаж 20/21». По словам директора музея М. Б. Пиотровского: «Задачи этого проекта - собирать, выставлять и изучать искусство XX-XXI веков. Мы хотим создать коллекцию произведений, которые завтра войдут в историю... Актуальное искусство можно назвать зеркалом современной культуры...».
Слайд 32Д. Пригов. Инсталляция "Плачущий глаз (Для бедной уборщицы)"
Слайд 34Д. Пригов «Серия с черными лентами»
Слайд 36Д. Пригов Кабаков. Серия «Бестиарий». 1996 г.
Слайд 37Д. Пригов «MALEVICH». Авторская маркировка П2-52. Русская живопись с именами художников
авангарда. 1990-2000-е.
Слайд 38Дмитрий Пригов. Композиция из серии «Скважины», 1974
Слайд 39Д. Пригов Из серии «Фантомные инсталляции». Лист 2
Слайд 40Д. Пригов и перфоманс
Пригов занимался перформансом на протяжении всей
своей жизни, и многие из них не были задокументированы. В 2002 году сын художника Андрей и его жена Наталья Мали пригласили Пригова работать совместно. Так была создана группа «ПМП» (Пригов–Мали–Пригов), или Prigov Family Group, — еще один важный эпизод экспансии поэта в пространство современного искусства.
Слайд 43Лев Рубинштейн
Когда-то он (Пригов) мне объяснил главную причину его
многописания и неумения остановиться передохнуть. «Дело в том, — сказал он, — что я не могу избавиться от ощущения, будто я еду на велосипеде по краю пропасти. Если я перестану крутить педали, то я свалюсь в пропасть».
Он не умер ни через полтора, ни через два дня. Он жил еще целых восемь дней. И я знаю — почему. Он из последних оставшихся сил нажимал на педали».
Слайд 44Куратор Эрмитажа Дмитрий Озерков
В современной культуре нет
ничего однозначного, главного, исключительного, она занимается предпоследними истинами, последними — вероучители…