Слайд 1Для чего нужна пунктуация?
( урок- подготовка к сочинению – рассуждению
на лингвистическую тему).
Ширина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы.
МОУСОШ № 12
Слайд 2
Цель урока: 1).Показать важную роль знаков препинания на письме. 2).Развивать лингвистическое
чутьё и коммуникативные способности. 3).Научить рассуждению по данной теме
Слайд 3Для чего нужна пунктуация?
Знаки ставятся по
силе разума.
. М.В. Ломоносов
Слайд 4Пунктуация (от лат. «пунктум» -точка) – это 1).Система знаков препинания и
2).Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила употребления их на письме.
Слайд 5Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ
смысловых отрезков, значение которых подчёркивается пишущим.
Слайд 6В школе изучается 10 знаков препинания: точка (.), вопросительный и восклицательный
знаки (? !), многоточие (…), запятая (,), точка с запятой (; ), двоеточие (:), тире (-), скобки круглые ( ), кавычки (« …»)
Слайд 7Функции знаков препинания
Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга,
для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении.
Слайд 8Внимание! На какие три группы делятся знаки препинания?
Слайд 9Отделительные знаки препинания
Слайд 12Тире и два тире
Обобщающее слово после однородных членов.
Вводное предложение
Приложение
Шум, веселье, смех-всё
смешалось.
Мой приход- я это смог заметить- смутил гостей
Подростки-девочки и мальчики- поливали сад.
Слайд 13Восклицательный знак
Обращение
Междометие
Ребята! Давайте жить дружно.
Эх! Хорошо на свете жить.
Слайд 14Скобки двойные.
Кавычки двойные.
Вставное предложение.
Прямая речь
Село Новосельское(мы говорим о Новокубанском районе) расположено
среди распаханных полей.
Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи».
Слайд 15Двоеточие. Двоеточие и тире.
Обобщающее слово перед однородными членами.
Обобщающее слово при при
однородных членах.
Вокруг одно и тоже: небо, равнина, холмы.
И всё это: и река, и прибрежные вербы, и этот мальчишка-напоминали мне далёкие годы.
Слайд 16Задание 1. Прочтите выразительно. Докажите, что знаки препинания зависят от смысла
высказывания.
1).Как он ответил? – Как, он ответил? –Как он ответил!
2). У нас один путь к победе.
- У нас один путь- к победе!
Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного.
Слайд 17Отсутствие знаков препинания или неправильно выбранные знаки не только затрудняют чтение
текста, но иногда делают предложение противоположным по смыслу.
Задание2…Один преступник, осуждённый на смертную казнь, подал королю прошение о помиловании. Великодушный король наложил на прошение резолюцию: «Помиловать, нельзя казнить» Но секретарь по ошибке переставил запятую, и резолюция получилась такая:»Помиловать нельзя, казнить.»
Слайд 18 Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы
выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.
Задание3. Прочитайте. Объясните необходимость знаков препинания.
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Слайд 19Знаки препинания – как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и
не дают ему рассыпаться.
Задание4. Расставить и объяснить знаки препинания.
И однажды пушкинские строки На моём на русском языке Прочитал в Гайд-парке хмурый докер
Силу потерявший на войне . Строки шли как волны выше круче Слушал парк дыханье затая Сиянье пушкинских созвучий В городе чужом узнала я.
Сколько пунктограмм отражено в тексте?
Слайд 20Проверьте. Сколько пунктограмм отражено в тексте?
И однажды пушкинские строки На моём,
на русском языке , Прочитал в Гайд-парке хмурый докер ,
Силу потерявший на войне. Строки шли,как волны ,выше , круче . Слушал парк, дыханье затая,
И сиянье пушкинских созвучий В городе чужом узнала я.
Слайд 21Вспомним шуточное стихотворение С. Маршака «Знаки препинания».
У последней
Точки На последней строчке Собралась компания Знаков препинания.
Слайд 22Восклицательный знак!
Прибежал
Чудак-
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
-Ура!
Долой!
Караул!
Разбой!
Слайд 23Вопросительный знак?
Притащился кривоносый
Вопросительный знак:
-Кто?
Кого?
Откуда?
Как?
Слайд 24
Запятые,
Явились запятые,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Слайд 25Двоеточие. Многоточие.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие,
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Слайд 26Заявили запятые:
- Мы – особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни
рассказ.
Отозвались с той же строчки
тётя точка с запятой:
-Если нет над вами точки,
Запятая- знак пустой!
Слайд 27Двоеточие, мигая,
Закричало:
-Нет, постой,
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я
в два раза
Больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Слайд 28Но сказало многоточие,
Еле глазками ворочая:
-Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие,
Там,
где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Слайд 29Вопросительный знак
Удивился:
-То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился:
-То есть как!
И сказала точка,
Точка-одиночка:
-Мной кончается рассказ,
Значит,
я важнее вас.
Слайд 30А вы как считаете?
Какой знак препинания самый важный?
Попробуйте высказать свою точку зрения.
Слайд 31О пользе знаков препинания.
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал
фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Слайд 32 Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с
одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Слайд 33 Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие
события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили- в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Слайд 34Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям
свои поступки.
Слайд 35К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал
ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки.
Берегите знаки препинания!
Слайд 36Исходя из данного текста, ответьте на вопрос: «Какую роль играет пунктуация
в жизни человека?»
Аргументируйте свой ответ.
Слайд 37
С2. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в
письменной речи.
Помогите Антону доказать свою точку зрения.
Напишите
сочинение- рассуждение
на тему: «Зачем нужна пунктуация?»
Слайд 38Пишите сочинение, следуя плану:
1.Толкование ключевого слова, темы.
2. Комментарии по теме.
3. Тезисы.
4.
Аргументы.
5. 2-3 примера.
6. Вывод.
Слайд 39Обдумывая теоретические положения своей работы, найдите необходимые примеры использования знаков препинания,
аргументируйте ваши мысли.
Сочинение-рассуждение: «Зачем нужна пунктуация?»
Слайд 40Сочинение – рассуждение.
Для чего нужна пунктуация?
План.
1. Толкование ключевого слова, темы.
2. Комментарии по теме.
3. Тезисы.
4. Аргументы.
5. 2-3 примера.
6. Вывод.
Слайд 42 Литература.
1. М. Т. Баранова Русский яэык. Справочные материалы. М.
«Просвещение»,2005г.
2.Т. Ю Угреватова. Подсказки на каждый день. Калининград,1994г.
3. С. Маршак. Знаки препинания.
4.А. Каневский. О пользе знаков препинания.
5.Демонстрационный вариант 2008г. Для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса