Презентация, доклад на тему Для чего нужна пунктуация? ( урок- подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему)

Содержание

Цель урока: 1).Показать важную роль знаков препинания на письме. 2).Развивать лингвистическое чутьё и коммуникативные способности. 3).Научить рассуждению по данной теме

Слайд 1Для чего нужна пунктуация? ( урок- подготовка к сочинению – рассуждению

на лингвистическую тему).

Ширина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы.
МОУСОШ № 12

Для чего нужна пунктуация?  ( урок- подготовка к сочинению – рассуждению на	 лингвистическую тему).

Слайд 2
Цель урока: 1).Показать важную роль знаков препинания на письме. 2).Развивать лингвистическое

чутьё и коммуникативные способности. 3).Научить рассуждению по данной теме
Цель урока: 1).Показать важную роль знаков препинания на письме. 2).Развивать лингвистическое чутьё и коммуникативные способности. 3).Научить рассуждению

Слайд 3Для чего нужна пунктуация? Знаки ставятся по

силе разума. . М.В. Ломоносов
Для чего нужна пунктуация? 		   	  Знаки ставятся по 						силе разума. .

Слайд 4Пунктуация (от лат. «пунктум» -точка) – это 1).Система знаков препинания и

2).Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила употребления их на письме.
Пунктуация (от лат. «пунктум» -точка) – это 1).Система знаков препинания и 2).Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и

Слайд 5Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ

смысловых отрезков, значение которых подчёркивается пишущим.
Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых подчёркивается пишущим.

Слайд 6В школе изучается 10 знаков препинания: точка (.), вопросительный и восклицательный

знаки (? !), многоточие (…), запятая (,), точка с запятой (; ), двоеточие (:), тире (-), скобки круглые ( ), кавычки (« …»)
В школе изучается 10 знаков препинания: точка (.), вопросительный и восклицательный знаки (? !), многоточие (…), запятая

Слайд 7Функции знаков препинания
Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга,

для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении.
Функции знаков препинанияЗнаки препинания служат для отделения предложений друг от друга, для разделения и выделения смысловых отрезков

Слайд 8Внимание! На какие три группы делятся знаки препинания?

Внимание! На какие три группы делятся знаки препинания?

Слайд 9Отделительные знаки препинания


Отделительные знаки препинания

Слайд 10Разделительные знаки препинания


Разделительные знаки препинания

Слайд 11Выделительные знаки препинания


Выделительные знаки препинания

Слайд 12Тире и два тире
Обобщающее слово после однородных членов.
Вводное предложение

Приложение









Шум, веселье, смех-всё

смешалось.
Мой приход- я это смог заметить- смутил гостей
Подростки-девочки и мальчики- поливали сад.

Тире и два тиреОбобщающее слово после однородных членов.Вводное предложениеПриложение				Шум, веселье, смех-всё смешалось.Мой приход- я это смог заметить-

Слайд 13Восклицательный знак
Обращение

Междометие
Ребята! Давайте жить дружно.
Эх! Хорошо на свете жить.

Восклицательный знакОбращениеМеждометиеРебята! Давайте жить дружно.Эх! Хорошо на свете жить.

Слайд 14Скобки двойные. Кавычки двойные.
Вставное предложение.

Прямая речь
Село Новосельское(мы говорим о Новокубанском районе) расположено

среди распаханных полей.
Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи».
Скобки двойные. Кавычки двойные.Вставное предложение.Прямая речьСело Новосельское(мы говорим о Новокубанском районе) расположено среди распаханных полей.Повсюду стали слышны

Слайд 15Двоеточие. Двоеточие и тире.
Обобщающее слово перед однородными членами.
Обобщающее слово при при

однородных членах.

Вокруг одно и тоже: небо, равнина, холмы.
И всё это: и река, и прибрежные вербы, и этот мальчишка-напоминали мне далёкие годы.

Двоеточие. Двоеточие и тире.Обобщающее слово перед однородными членами.Обобщающее слово при при однородных членах.Вокруг одно и тоже: небо,

Слайд 16Задание 1. Прочтите выразительно. Докажите, что знаки препинания зависят от смысла

высказывания.
1).Как он ответил? – Как, он ответил? –Как он ответил!


2). У нас один путь к победе.
- У нас один путь- к победе!

Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного.


Задание 1. Прочтите выразительно. Докажите, что знаки препинания зависят от смысла высказывания.1).Как он ответил? – Как, он

Слайд 17Отсутствие знаков препинания или неправильно выбранные знаки не только затрудняют чтение

текста, но иногда делают предложение противоположным по смыслу. Задание2…Один преступник, осуждённый на смертную казнь, подал королю прошение о помиловании. Великодушный король наложил на прошение резолюцию: «Помиловать, нельзя казнить» Но секретарь по ошибке переставил запятую, и резолюция получилась такая:»Помиловать нельзя, казнить.»
Отсутствие знаков препинания или неправильно выбранные знаки не только затрудняют чтение текста, но иногда делают предложение противоположным

Слайд 18 Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы

выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.

Задание3. Прочитайте. Объясните необходимость знаков препинания.
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!


Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное

Слайд 19Знаки препинания – как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и

не дают ему рассыпаться.

Задание4. Расставить и объяснить знаки препинания.
И однажды пушкинские строки На моём на русском языке Прочитал в Гайд-парке хмурый докер
Силу потерявший на войне . Строки шли как волны выше круче Слушал парк дыханье затая Сиянье пушкинских созвучий В городе чужом узнала я.
Сколько пунктограмм отражено в тексте?


Знаки препинания – как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.Задание4. Расставить и

Слайд 20Проверьте. Сколько пунктограмм отражено в тексте?

И однажды пушкинские строки На моём,

на русском языке , Прочитал в Гайд-парке хмурый докер ,
Силу потерявший на войне. Строки шли,как волны ,выше , круче . Слушал парк, дыханье затая,
И сиянье пушкинских созвучий В городе чужом узнала я.
Проверьте. Сколько пунктограмм отражено в тексте?И однажды пушкинские строки На моём, на русском языке ,

Слайд 21Вспомним шуточное стихотворение С. Маршака «Знаки препинания».
У последней

Точки На последней строчке Собралась компания Знаков препинания.


Вспомним шуточное стихотворение С. Маршака «Знаки препинания».У последней

Слайд 22Восклицательный знак!
Прибежал
Чудак-
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
-Ура!
Долой!
Караул!
Разбой!

Восклицательный знак!ПрибежалЧудак-Восклицательный знак.Никогда он не молчит,Оглушительно кричит:-Ура!Долой!Караул!Разбой!

Слайд 23Вопросительный знак?
Притащился кривоносый
Вопросительный знак:
-Кто?
Кого?
Откуда?
Как?

Вопросительный знак?Притащился кривоносыйВопросительный знак:-Кто?Кого?Откуда?Как?

Слайд 24 Запятые,
Явились запятые,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.


Запятые, Явились запятые,Девицы завитые,Живут они в диктовке На каждой остановке.

Слайд 25Двоеточие. Многоточие.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие,
И прочие,
И прочие,
И прочие…

Двоеточие. Многоточие.Прискакало двоеточие,Прикатило многоточие,И прочие,И прочие, И прочие…

Слайд 26Заявили запятые: - Мы – особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни

рассказ. Отозвались с той же строчки тётя точка с запятой: -Если нет над вами точки, Запятая- знак пустой!
Заявили запятые: - Мы – особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ.  Отозвались

Слайд 27Двоеточие, мигая, Закричало: -Нет, постой, Я важней, чем запятая Или точка с запятой, Потому что я

в два раза Больше точки одноглазой, В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу.
Двоеточие, мигая, Закричало: -Нет, постой, Я важней, чем запятая Или точка с запятой, Потому что я в

Слайд 28Но сказало многоточие, Еле глазками ворочая: -Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие, Там,

где нечего сказать, Ставят многоточие…
Но сказало многоточие, Еле глазками ворочая: -Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие, Там, где нечего

Слайд 29Вопросительный знак Удивился: -То есть как? Восклицательный знак Возмутился: -То есть как! И сказала точка, Точка-одиночка: -Мной кончается рассказ, Значит,

я важнее вас.
Вопросительный знак Удивился: -То есть как?  Восклицательный знак Возмутился: -То есть как! И сказала точка, Точка-одиночка:

Слайд 30А вы как считаете?

Какой знак препинания самый важный? Попробуйте высказать свою точку зрения.
А вы как считаете?

Слайд 31О пользе знаков препинания. Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал

фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
О пользе знаков препинания. Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами

Слайд 32 Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с

одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не

Слайд 33 Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие

события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили- в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где

Слайд 34Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям

свои поступки.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

Слайд 35К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал

ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!
К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё

Слайд 36Исходя из данного текста, ответьте на вопрос: «Какую роль играет пунктуация

в жизни человека?» Аргументируйте свой ответ.



Исходя из данного текста, ответьте на вопрос: «Какую роль играет пунктуация в жизни человека?» Аргументируйте свой ответ.

Слайд 37
С2. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в

письменной речи.

Помогите Антону доказать свою точку зрения.
Напишите
сочинение- рассуждение
на тему: «Зачем нужна пунктуация?»


С2. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи.Помогите Антону доказать свою точку

Слайд 38Пишите сочинение, следуя плану:
1.Толкование ключевого слова, темы.
2. Комментарии по теме.
3. Тезисы.
4.

Аргументы.
5. 2-3 примера.
6. Вывод.


Пишите сочинение, следуя плану:1.Толкование ключевого слова, темы.2. Комментарии по теме.3. Тезисы.4. Аргументы.5. 2-3 примера.6. Вывод.

Слайд 39Обдумывая теоретические положения своей работы, найдите необходимые примеры использования знаков препинания,

аргументируйте ваши мысли.

Сочинение-рассуждение: «Зачем нужна пунктуация?»


Обдумывая теоретические положения своей работы, найдите необходимые примеры использования знаков препинания, аргументируйте ваши мысли.Сочинение-рассуждение: «Зачем нужна пунктуация?»

Слайд 40Сочинение – рассуждение. Для чего нужна пунктуация?

План.

1. Толкование ключевого слова, темы.
2. Комментарии по теме.
3. Тезисы.
4. Аргументы.
5. 2-3 примера.
6. Вывод.

Сочинение – рассуждение.  Для чего нужна пунктуация?

Слайд 41Желаем успеха!


Желаем успеха!

Слайд 42 Литература. 1. М. Т. Баранова Русский яэык. Справочные материалы. М.

«Просвещение»,2005г. 2.Т. Ю Угреватова. Подсказки на каждый день. Калининград,1994г. 3. С. Маршак. Знаки препинания. 4.А. Каневский. О пользе знаков препинания. 5.Демонстрационный вариант 2008г. Для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса
Литература.	 1. М. Т. Баранова Русский яэык. Справочные материалы. М.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть