Сколько цветов на лугу,
И каждый красив по- своему...
В этом подвиг цветка!
Мацуо Басе
Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка и литературы.
Слайд 2Цель работы над проблемой:
прививая интерес к предмету, научить учащихся добывать
знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях.
Слайд 3Задачи, позволяющие достичь поставленной цели:
развивать и укреплять интерес к
предмету, сделать процесс познания привлекательным;
использовать новые педагогические технологии, учитывающие особенности психофизиологического профиля и образовательные потребности учащихся;
раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика.
Слайд 4Основные направления образовательной деятельности:
Повышение познавательной и учебной мотивации учащихся
Развитие мышления,
внимания, творческих способностей обучающихся.
Использование инновационных технологий, методов, приемов, позволяющих разнообразить процесс обучения.
Слайд 5
Сущность дифференциации обучения - это создание и дальнейшее развитие
индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей, содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.
Слайд 6Каждый класс можно разделить на группы
A
B
C
Слайд 7Критерии деления учащихся на группы:
• объем имеющихся знаний;
• культура умственного труда;
•
уровень познавательной активности;
• способность к абстрактному мышлению;
• умение анализировать и обобщать;
• утомляемость от интеллектуальной деятельности;
• уровень самостоятельности
(желание самостоятельно учиться).
Все эти критерии взаимосвязаны.
Слайд 8Характеристика групп
С
♦ Имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности,
способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
♦ Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного труда.
♦ Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны.
Слайд 9Задания для группы С
Например:
1) составление текстов диктантов;
2) составление карточек-заданий по изученному
материалу;
3) сочинение лингвистических сказок;
4) работа с дополнительной литературой;
5) выполнение обязанностей консультанта;
6) работа «учителем» (фрагменты урока).
Слайд 10Характеристика групп
B
♦ Имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности.
♦ У
них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
Слайд 11Задача педагога:
1. Главное внимание нужно уделить развитию познавательной активности учащихся, воспитанию
самостоятельности и уверенности в своих силах.
2. Таким учащимся необходимо создавать условия для развития.
Слайд 12Характеристика групп
А
♦ Отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии.
♦
Плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации.
♦ Затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации.
♦ Не могут долго удерживать внимание.
♦ Слабо знают ранее изученный материал.
♦ Имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.
Слайд 13Задача педагога:
1. Проблема преодоления неуспеваемости – это и психологическая проблема. Ребенок,
испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы.
2. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы, стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме.
3. На партах – словари и «папка – помощница».
Слайд 14Задача педагога:
4. Посильные проверочные задания.
5. Опорные карточки во время объяснения и
закрепления материала.
6. Зрительно – текстовая опора и индивидуальный темп работы.
7. Тот же диктант (С, B), но с пропущенными орфограммами.
Задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся.
Слайд 15Примерная схема урока дифференцированного обучения
1. Совместная постановка задачи.
2. Дифференцированное повторение необходимого
материала.
3. Совместное изучение нового материала.
( Для учащихся гр. A - повторение в облегченном варианте с учителем;
гр. B. C. - работа по учебнику, если материал уже знаком.)
Слайд 16Примерная схема урока дифференцированного обучения
4. Дифференцированное закрепление.
5. Проверка работы каждой группы
с участием остальных учеников.
6. Общая проверка усвоения материала.
7. Дифференцированное домашнее задание.
Слайд 17Дифференцированный подход на этапах урока
Слайд 18Дифференцированный подход на этапах урока
Слайд 19
Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь
в процессе повседневной и кропотливой работы, цель которой - пробудить интерес к слову.
Слайд 20 2010-2011 учебный год. Результаты ЕГЭ по русскому языку.
Все выпускники
успешно сдали экзамен.
Средний балл по школе - 55,83; по району - 51,74.
Учащийся 11Б класса Гридин Олег набрал наибольшее количество баллов среди выпускников района – 79.
Слайд 21 2013 - 2014 учебный год.
Результаты ГИА по русскому языку.
В классе 18 учащихся.
На «4» и «5» сдали экзамен 12 учащихся;
на «3» – 6 учащихся.
Слайд 24Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.
Слайд 25 Всероссийский конкурс
«Русский медвежонок».
Слайд 26Всероссийский конкурс по литературе «Пегас»
Слайд 27Всероссийская олимпиада школьников «Олимпус» по русскому языку.
2013-2014 учебный год
Лауреаты в регионе:
Стерликова Виктория-9 место
Шимко Виктория – 9 место
Пекная Анастасия – 10 место
Слайд 28Дифференцированный подход даёт положительные результаты:
- решается проблема неуспеваемости, в классе улучшается
психологический климат;
- становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума;
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
-- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.
А интерес – это основа для получения прочных знаний.