Слайд 1Дифференциация обучения литературе
в 7-8 классах
Слайд 21. Как определить начитанность, читательские
интересы и литературный кругозор школьников?
В 5-м
классе проверку начитанности нужно начать с выявления связи названий книг с их авторами.
В 6-м классе важно проверить знания об авторах, сюжетах, героях и жанрах и умение определять их разновидности (например, сказка – литературная сказка).
В 7-м классе нужно уметь обосновать свои читательские предпочтения и разбираться в понятиях: автор, произведение, сюжет, герои и т. п.
В 8–9 классах при узнавании автора по фрагменту портрета или пейзажа можно проверить умение выявлять их функции и авторскую позицию
К началу 9 класса надо определять особенности родов и жанров, а к окончанию – специфику литературного направления (сентиментализм, классицизм, романтизм).
Слайд 3Критерии диагностики начитанности, читательских интересов и литературного кругозора
5–6 классы. Может ли
ученик:
перечислить более трех любимых писателей, включая русских классиков;
назвать их имена и отчества, соотнести авторов и названия произведений;
указать главных и второстепенных героев (имена, фамилии, род занятий);
определить жанр (его разновидности);
назвать писателей, не входящих в школьную программу?
7–9 классы. Способен ли учащийся:
узнать произведение школьного курса по фрагменту;
определить композиционный прием в данном отрывке;
аргументированно охарактеризовать авторскую позицию;
назвать произведения разных родов и направлений?
Слайд 42. Какими способами определяется уровень читательского восприятия?
5–6 классы – репродуктивный (пересказ);
7–8 классы – аналитический (умение определять взаимосвязи героев и событий, задавать вопросы, рассуждать о прочитанном);
9–11 классы – синтезирующий (умение осмысливать форму на уровне детали и композиции, определять концепцию произведения в целом).
Слайд 5Задания для диагностики уровня читательского восприятия
Слайд 6Критерии диагностики уровня читательского восприятия
5–6 классы. Умеет ли учащийся:
определить настроение текста
и авторские эмоции;
объяснить свои чувства, возникшие при чтении;
назвать основные детали созданной автором картины;
создать словесное описание на тему, определенную автором.
7–8 классы. Может ли ученик:
объяснить взаимосвязи событий и героев, проанализировав их поведение и поступки;
задать к тексту ключевые вопросы;
составить рассуждение о прочитанном
Слайд 7
3. Как проверить умение видеть в тексте актуальные социально-нравственные проблемы?
Задания
для диагностики умений актуализировать
социально-нравственную проблематику
Слайд 8Критерии диагностики умения актуализировать социально-нравственную проблематику
Умеет ли школьник выделять в тексте
социально-нравственные проблемы?
Насколько высока активность ученика в оценке прочитанного?
Слайд 94. Как выявляются навыки анализа произведения, его понимания и интерпретации?
Умения, связанные
с анализом литературного произведения, проверяют заданиями:
на выявление смены чувств в лирике, сюжета в эпосе, конфликта в драме;
на определение стилистического колорита текста;
на выявление авторской позиции;
на сопоставление героев и событий в одном и разных произведениях;
на сопоставление замысла и его воплощения;
на определение общего и различного в произведениях одного жанра.
Слайд 10Задания для диагностики навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации
Слайд 11Критерии диагностики навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации
5–6 классы. Умеет
ли ученик:
определить настроение стихотворений, выученных наизусть;
указать динамику чувств в лирике, элементы сюжета в эпосе и причину конфликта в драме;
назвать основные смысловые части произведения и их взаимосвязи.
7–8 классы. Может ли ученик:
прокомментировать авторскую позицию;
указать слова и выражения для определения стилистического колорита текста;
определить функции изобразительно-выразительных средств языка;
найти основания для сопоставления героев одного произведения.
Слайд 125. Как выявить объем теоретико-литературных знаний и умение применять их в
анализе произведения?
Вопросы и задания для диагностики объема теоретико-литературных знаний и умения применять их в анализе
Слайд 13Критерии диагностики теоретико-литературных знаний и умения применять их в анализе
Умеет ли
ученик:
определять сущность теоретико-литературных понятий в объеме программы данного класса;
применять знания по теории литературы в анализе и оценке прочитанного;
комментировать изобразительно-выразительные средства создания образов и определять их функции.
Слайд 146. Как проверить уровень развития речи и литературно-творческие способности школьников?
Задания для
диагностики уровня развития речи и литературно-творческих способностей
Слайд 15Критерии диагностики уровня развития речи и литературно-творческих способностей
5–6 классы. Может ли
ученик:
составить текст в жанре описания, используя образные выражения;
объяснить мысли и чувства, возникшие при чтении;
продемонстрировать богатство своего лексического запаса, умение употреблять синонимы и разнообразные речевые конструкции.
7–8 классы. Умеет ли ученик:
ответить точно на поставленный вопрос, ясно и последовательно выражать мысли;
словесно описать обстановку действия и облик героев; составить инсценировку, описать кадры киносценария;
сравнить эпизод с иллюстрацией, экранизацией.
Для выявления динамики литературного развития учащихся и сопоставления результатов диагностики (в баллах) используется таблица.
Слайд 167. Выявление динамики литературного развития учащихся на основе диагностики
.
Слайд 17Наиболее объективно уровень литературного развития проверяется в письменной диагностической работе, которая
проводится, например, во второй половине урока
Слайд 18
Начитанность учащихся можно проверить по
распознаванию знакомых текстов (детали портретов, пейзажей, интерьеров, имена и географические названия и т. п.), а дополнительными вопросами выявить авторскую позицию, функции композиционных приемов, родо-жанровую специфику и т. п. (критерии диагностики см. выше)
В начале 9 класса важно проверить и уровень понимания произведений, изученных в основной школе, которые обычно включают в выпускной экзамен и программы для поступающих в вузы. Это «Капитанская дочка» Пушкина, «Мцыри» Лермонтова, «Ревизор» Гоголя, сказки Салтыкова-Щедрина и др
Слайд 19С повторением этих произведений можно связать диагностическое домашнее задание, где требуется
письменно ответить на один из вопросов:
1) Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» Пушкина?
2) Какие нравственные ценности утверждает поэма Лермонтова «Мцыри»?
3) Что «дурное в России» высмеивают Гоголь в «Ревизоре» и Салтыков-Щедрин в сказках?
Слайд 21Контроль
Для выявления уровня литературного развития учащихся 5–8
классов в конце года можно провести устную или письменную зачётную работу. Можно также организовать итоговый контроль в форме игры «Путешествие в Литературный город», которая позволит выявить уровень литературной подготовки учеников в менее жёсткой психологической форме, чем контрольная работа.
Слайд 22 В методике проведения учебной игры используются элементы внеклассной работы
по литературе. Учащиеся разделяются на группы по 4–6 человек и поочередно подходят к определённым «станциям», где их ждёт несколько «экспертов». Это могут быть учителя-словесники, старшеклассники или даже специально подготовленные одноклассники с высоким уровнем подготовки. На каждой из «станций» учащиеся берут один из билетов и выполняют предложенные задания, а затем отправляются к следующей «станции». Примерные названия «станций» для пятиклассников могут быть такими:
Улица Выразительного чтения.
Площадь Чтения наизусть.
Проспект Монологов.
Башня Теории литературы.
Сад Нравственных категорий.
Для школьников других классов названия «станций» можно изменить.
Слайд 23 7 класс
Вопросы и задания для проверки навыков выразительного чтения
Прочитайте выразительно
отрывок из русской былины. Как в былинах воплощены нравственные законы русского народа?
Прочитайте выразительно отрывок из «Повести о Петре и Февронии Муромских». Что в ней вызывает интерес современного читателя?
Прочитайте выразительно эпизод приезда Самсона Вырина к Минскому. Почему Вырин отказался взять деньги?
Прочитайте выразительно речь Тараса Бульбы из повести Н. В. Гоголя. Дайте оценку убеждениям, высказанным в ней.
Прочитайте выразительно эпизод встречи Бирюка и мужика из рассказа И. С. Тургенева «Бирюк». Каково отношение автора к бесправным и обездоленным?
Прочитайте выразительно отрывок из сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Почему писатель смеётся не только над генералами, но и над мужиком?
Прочитайте выразительно отрывок из рассказа А. П. Чехова «Хамелеон». Как в диалоге на базарной площади выражаются нравственные качества героев?
Прочитайте выразительно эпизод пляски Цыганка из повести М. Горького «Детство». Как в отрывке проявляются творческие способности русского человека?
Прочитайте выразительно отрывок из рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро». Какое отношение к окружающим людям автор считает правильным?
Прочитайте выразительно отрывок из рассказа О. Генри «Дары волхвов». Какое человеческое чувство автор считает самым главным в жизни? Подтвердите свою позицию примерами.
Вопросы и задания для проверки навыков пересказа текста
Перескажите кратко сюжет одной из русских былин. Какие черты русского народа отразились в былинах?
Перескажите подробно эпизод посещения Дуней могилы отца из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Каково авторское отношение к рассказанной истории?
Перескажите сцену гибели Остапа из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Почему в повести противопоставлены сыновья Тараса?
Перескажите подробно описание грозы из рассказа И. С. Тургенева «Бирюк». В чём проявляется мастерство писателя в описании картин природы?
Перескажите кратко сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Что высмеивает в ней писатель?
Перескажите выборочно историю главного героя повести Л. Н. Толстого «Детство». Что заставляло его критически оценивать собственные поступки?
Перескажите кратко разговор крестьянина и следователя из рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник». Почему герои не понимают друг друга?
Перескажите выборочно историю Алёши Пешкова из повести М. Горького «Детство». Кто помогал Алёше преодолеть «свинцовые мерзости» жизни?
Перескажите подробно легенду о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». В чём символический смысл этой истории?
Перескажите сюжет одного из рассказов Р. Брэдбери. Почему их называют рассказами-предупреждениями?
Вопросы и задания для проверки навыков монологической речи
Расскажите, как Феврония завоевала расположение Петра. Как в повести проявляются нравственные заветы Древней Руси?
Расскажите о жизни запорожцев в Сечи из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Какие поступки людей автор осуждает? Почему?
Расскажите о жизни Бирюка и его дочери. Что в изображении быта крестьян вызывает ваше сочувствие?
Расскажите, как мужик помог генералам выбраться с необитаемого острова. В чём аллегорический смысл этой сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина?
Расскажите о взаимоотношениях детей и взрослых в повести Л. Н. Толстого «Детство». Какие чувства Николеньки близки и понятны современным читателям?
Расскажите о поступке крестьянина из рассказа И. А. Бунина «Лапти». Объясните и оцените его поступок.
Расскажите историю Кусаки из рассказа Л. Н. Андреева. В чём гуманистический пафос этого произведения?
Расскажите историю Юшки из рассказа А. П. Платонова. Почему Юшка считал, что его любит народ?
На примере одного из рассказов конца ХХ века расскажите об экологических проблемах современности. В чём нравственный смысл этих проблем?
Расскажите один из сюжетов зарубежной литературы, изученной в 7 классе. Докажите, что любовь и ответственность за судьбу близких необходимы каждому человеку.
Слайд 26Вопросы и задания для проверки знания наизусть и навыков выразительного чтения
Прочитайте
наизусть отрывок из поэзии М. В. Ломоносова. Почему Ломоносов считает деяния на благо Родины важнейшей чертой гражданина?
Прочитайте наизусть отрывок из поэмы А. С. Пушкина. Как в нем выражаются чувства поэта к Родине?
Прочитайте наизусть «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина. Как в творчестве поэта проявилась его любовь в истории России?
Прочитайте наизусть отрывок из «Песни про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова. Чем эта поэма сходна с произведениями фольклора?
Прочитайте наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова. Какие чувства характерны для его поэзии?
Прочитайте наизусть стихотворение в прозе И. С. Тургенева. Какие проблемы поднимает в нем автор?
Прочитайте наизусть отрывок из поэзии Н. А. Некрасова. Что в его стихах может привлекать современного читателя?
Прочитайте наизусть стихотворение русского поэта о человеке и природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин и др.) Как в них передаётся мироощущение лирического «я»?
Прочитайте наизусть стихотворение В. В. Маяковского. В чём особенности его поэзии?
Прочитайте наизусть стихотворение А. Т. Твардовского. Докажите, что в нем поэт размышляет о связях человека с судьбой народа.
Слайд 27Вопросы и задания для проверки уровня усвоения теоретико-литературных понятий
Расскажите о жанровых
особенностях русских былин.
Расскажите о собирателях пословиц и особенностях этого жанра литературы.
Что такое поучение как литературный жанр? Приведите примеры.
Охарактеризуйте жанр оды. Приведите примеры из од М. В. Ломоносова.
Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина – это баллада.
Дайте характеристику стихотворениям в прозе. Приведите примеры.
Докажите, что «Русские женщины» Н. А. Некрасова – это поэма.
Расскажите о юморе и сатире на примере произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина и А. П. Чехова. Что такое гротеск?
Покажите, чем отличаются понятия «литературный герой» и «лирический герой».
Чем художественная литература отличается от публицистики? Приведите примеры.