Презентация, доклад на тему Дидактический материал: Комплексная работа с текстом в старших классах

Содержание

Дидактический материал: «Комплексная работа с текстом в старших классах»

Слайд 1Монастырская Валентина Николаевна - учитель русского языка и литературы
МБОУ «Старополтавская СОШ» -

высшая квалификационная категория - стаж работы 29 лет - классный руководитель 9 «В»класса - член экспертной группы Старополтавского района по аттестации учителей русского языка и литературы

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»
Б. Шоу

Монастырская Валентина Николаевна - учитель русского языка и литературы МБОУ «Старополтавская СОШ» - высшая квалификационная категория -

Слайд 2 Дидактический материал: «Комплексная работа с текстом в старших классах»

Дидактический материал: «Комплексная работа с текстом в старших классах»

Слайд 3 Комплексный анализ текста – это не только интересный, но

и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи.
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при

Слайд 4 Цели и задачи комплексного анализа текста:


обучение способам комплексного анализа

текста, основанным на знании всех разделах языковедения школьного курса.

формирование связной речи, в составе которой гармонично сочетаются знания законов грамматики и речеведческих понятий построения текста: его композиция, выявление способов связи предложений, определение частей текста по цели высказывания, роли знаков препинания как интонационной структуры, значение микротем в раскрытии темы и идеи текста.
Цели и задачи комплексного анализа текста:обучение способам комплексного анализа текста, основанным на знании всех разделах

Слайд 5Задачи :
Познакомиться с основами строения текста (его синтаксической структуры) на образцах произведений

классической литературы;
Научиться приемам комплексного анализа текста;
Ознакомиться с законами построения композиции речи;
Освоить все методы структурного анализа: темы, идеи, авторской позиции;
Совершенствовать навыки в изучении интонационной структуры текста;
Расширить представление обучаемых о взаимодействии всех компонентов анализа;
Помочь в определении связи предложений в тексте;
Совершенствовать навыки в освоении синтаксической структуры текста;
Проводить синтаксический анализ фрагментов из произведений русской классической литературы;
Применять метод сравнительного анализа текстов мастеров отечественной словесности с целью выявления отличительных особенностей синтаксиса родной речи;
Проводить синтаксический анализ поэтических текстов.
Задачи :Познакомиться с основами строения текста (его синтаксической структуры) на образцах произведений классической литературы;Научиться приемам комплексного анализа текста;Ознакомиться

Слайд 6 Ведущие формы и методы работы:

Чтение

и поэтапный анализ текста;

Морфологический аспект фрагмента текста;

Взаимодействие морфологии и синтаксиса;

Работа в группах с целью формирования целостного анализа синтаксической структуры текста;

Выразительное чтение отрывков из произведений художественной литературы;

Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации в избранном эпизоде.
Ведущие формы и методы работы:Чтение и поэтапный анализ текста;Морфологический аспект фрагмента

Слайд 7Учащиеся должны научиться:
Различать особенности в построении текстов из произведений художественной

литературы;
Проводить синтаксический анализ текстов;
Поэтапно проводить комплексный анализ текстов;
Выразительно читать текст, соблюдая интонационно-смысловую структуру фрагмента;
«видеть» акцентное слово, фразу, понимать смысл их;
  Различать прямой и обратный порядок слов в предложениях;
Осмысливать роль предикативной части предложений и значение второстепенных членов;
Применять изобразительные средства языка в создании собственных текстов;
  различать стилевые особенности речи: научной, публицистической, художественной, официально-деловой;
Понимать структуры разных типов речи и предложений по цели высказываний;
Овладеть приемам сочетания абзацев различной типовой структуры в собственных синтаксических конструкциях
Осмыслить роль связи предложений (цепная и параллельная связи) в синтаксически едином тексте.
Учащиеся должны научиться: Различать особенности в построении текстов из произведений художественной литературы; Проводить синтаксический анализ текстов; Поэтапно

Слайд 8Приведу пример комплексного анализа текста
в 5-ом классе

Текст.


Самые мя..кие и трогательные ст..хи,

книги и к..ртины написаны рус..кими поэтами, п..сателями и художниками об осени Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года осент сн..мала с л..сов, с п..лей, со всей пр..роды густые цв..та, смывала д..ждями зелень рощ.. делались сквозными темные краски лета см..нялтсь ро..ким з..лотом, пурпуром и серебром изм..нялмс не только цвет земли, но и самый воздух он был чище, х..лоднее, и дали были гораздо глу..же, чем летом осень на к..ртинах Левитана очень разнообразна.
( К. Паустовский)
Приведу пример комплексного анализа текстав 5-ом классеТекст.Самые мя..кие и трогательные ст..хи, книги и к..ртины написаны рус..кими поэтами,

Слайд 91.  Прочитайте текст.

2.  Озаглавьте текст.

3.  Найдите границы предложений, поставьте нужные знаки

препинания. Вставьте пропущенные буквы. .

4.  Разделите текст на абзацы.

5. Определите тему текста.

6. Укажите основную мысль текста.

7.  Составьте план текста.

8.  В тексте обозначьте склонение имен существительных.

9.  Разберите по составу слова:
Темные, зелень, снимала
1.  Прочитайте текст.2.  Озаглавьте текст.3.  Найдите границы предложений, поставьте нужные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. . 4. 

Слайд 10План анализа текста:
1.  Прочитайте текст.
2.  Вспомните, что вы знаете об авторе.
3. 

К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?
4.  какого типа речи текст?
5.  Определите жанр текста.
6.  Определите тему текста.
7.  Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его.
8.  Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план.
9.  Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи ( повторяющиеся слова, синтаксические параллели)
10.  Как соотносятся начало и конец текста?
План анализа текста:1.  Прочитайте текст.2.  Вспомните, что вы знаете об авторе.3.  К какому функциональному стилю речи принадлежит

Слайд 1111.  На каком приеме построен текст? (сопоставление, противопоставление, быстрая смена событий).
12. 

Понаблюдайте над лексикой текста (контекстуальные синонимы, антонимы, многозначные слова, на употребление архаизмов, неологизмов, эмоционально-оценочные слова).
13.  Понаблюдайте над фонетическими средствами.
14.  Какими морфологическими средствами пользуется автор? ( Обилие глаголов или деепричастий для передачи действия, обилие прилагательных при описании пейзажа).
15.  Понаблюдайте над синтаксисом текста.(Употребление предложений определенной структуры: простых или сложных, назывных, употребление инверсий).
16.  Сформулируйте идею текста.
17.  Каково ваше впечатление от текста.
11.  На каком приеме построен текст? (сопоставление, противопоставление, быстрая смена событий).12.  Понаблюдайте над лексикой текста (контекстуальные синонимы,

Слайд 12Запишите текст. Объясните знаки препинания.
Ранней весной побывал я в тех местах,

где ровно 150 лет назад, проезжал из Москвы в Петербург, Александр Сергеевич Пушкин гостил у ПИ. Вульфа.
Я ловил здесь рыбу, на той самой речке Тьме, о которой Пушкин написал:
«…и речка подо льдом блестит», бродил по берегу, который он назвал «милым»:
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Еще ин одна травинка не пробилась на лугу, еще ни один лист не трепетал на прибрежных березах. Вода в речке была мутноватой после половодья, и рыба не клевала.
Должно быть, сами эти места, воспетые поэтом, позвали меня, и я погрузился в раздумья о его стихах. Оказалось, что я обращался к ним несчетное число раз, что я помню их с тех пор, как помню себя, что они всю жизнь были моими добрыми спутниками…
Вспоминал я о том, как еще до войны большая семья почти ежедневно собиралась по вечерам после ужина за столом и моя старшая сестра или один из братьев читали вслух сказки и стихи Пушкина. (Н. Старшинов. «На милом берегу Тьмы».)
 
 
Запишите текст. Объясните знаки препинания.Ранней весной побывал я в тех местах, где ровно 150 лет назад, проезжал

Слайд 13Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его.

2. Подберите синонимы к вводным

словам конечно, должно быть.

3. Подчеркните грамматические основы предложений.

4. Составьте схемы сложных предложений. Придумайте предложения соответствующие этим схемам.

6. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание частиц не и ни?

5. Подготовьтесь к изложению.

7. Дополните пересказ текста элементами сочинения ; вспомните о том, как у вас произошло знакомство с поэзией Пушкина; расскажите, чем она вам близка.
 
 
 
Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его.2. Подберите синонимы к вводным словам конечно, должно быть.3. Подчеркните грамматические

Слайд 14Запишите отрывки из очерка «Дорога к читателю», автором которого является Николай

Старшинов. Объясните смысл названия.
Общеизвестно, что не каждый читает и любит стихи. Круг читателей поэзии значительно уже круга зрителей прозы….
Лето 1943 г. на Смоленщине выдалось ненастное, дождливое. Дороги развезло, болота, и без того напитанные влагой, совсем размякли. Мокрые ботинки, обмотки, шинели, вещмешки стали вдвойне тяжелее. Идти — да еще в полной боевой выкладке — трудно. Во время длительных переходов и маршей для солдата каждая иголка — в обузу. А мой товарищ, Павлин Малинов, второй номер нашего пулеметного расчета (ему приходилось нести станок пулемета, в котором больше 30 килограммов), нашел в вещмешке место для книги. И читать-то ему приходилось от случая к случаю, может быть, раз в месяц, но книга постоянно была при нем, и расстался он с ней только после тяжелого ранения.
Это была книга рассказов Антона Павловича Чехова.
Когда я думаю о путях, ведущих поэзию к читателю , я вспоминаю чаще всего и в первую очередь стихи Сергея Есенина.
 
 
 
Запишите отрывки из очерка «Дорога к читателю», автором которого является Николай Старшинов. Объясните смысл названия.

Слайд 15Какой синоним к слову дорога используется в тексте? В каком значении

употребляется слово дорога в названии очерка? Понаблюдайте, как это ключевое слово используется в последнем предложении текста.

2. В каком значении слово дорога употребляется во втором абзаце?

3. Подчеркните грамматические основы предложений.

4. Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

5. Определите стиль текста. Докажите свое мнение
Какие средства выражения, оценки используются в тексте.
Какой синоним к слову дорога используется в тексте? В каком значении употребляется слово дорога в названии очерка?

Слайд 166.Какие способы цитирования применяет автор? Какова роль частичного цитирования?

7.Составьте схемы сложных

предложений.

8.Объясните орфограммы и пунктограммы.

9.Подготовьтесь писать изложение. Дополните пересказ текста своими размышлениями о том , какой путь должен пройти читатель. Ту часть вашего текста, которая будет являться сочинением, можно посвятить ответу на вопрос: ,, Чем дорог и близок А.С Пушкин моему поколению?”.

10.Словарный диктант.

Общеизвес..но, ненас..ное лето, пул..мётный рас..ёт, от случ..я к случ..ю, рас(..)таться, тяж..лое ранение, огромная пр..тягательная сила, непр..взойдённый ш..девр, благ..роднейший, пр..нзительно – п..чальный, ир..нически – бытовой, (не)зар..стёт, пр..вратившийся.
 
6.Какие способы цитирования применяет автор? Какова роль частичного цитирования?7.Составьте схемы сложных предложений.8.Объясните орфограммы и пунктограммы. 9.Подготовьтесь писать

Слайд 17 Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль. Может быть, именно

среди ученых - языковедов с наибольшей силой и наглядностью проявляется любовь к основному предмету изучения - к Слову. Разве не показательно, что сам термин “филология” прямо заявляет об этой любви ( греч . philo - “люблю”и logos - “слово”).Факт весьма примечательный и поучительный: любовь была возведена первыми “словесниками” в принцип познания избранного предмета, что налагало на них определенные нравственные обязательства: бережно относится к слову, к языку вообще, изучать замечательное слово непредвзято, ничего ему не навязывая, стремясь сохранить его живую ткань, самозабвенно и до конца отдаваясь своему увлечению ... Рыцарской верностью и преданностью Слову отличались Даль и Срезневский, Щерба и Виноградов, Пешковский и Винокур и многие-многие другие.(Г. В. Степанов ) 
Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль.  Может быть, именно среди ученых - языковедов

Слайд 18Объясните лексическое значение слов филология, филолог. Каково происхождение этих заимствованных слов?

К каким словарям можно обратиться за справками? Запишите несколько сложных слов, вторая часть которых - - логия, - лог. Объясните лексическое значение этих слов.

2. Как можно объяснить, почему в первом и последнем предложениях слово написано с заглавной буквы - Слово? Что этим выражает автор текста?

3. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

4. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) автор выражает свое отношение к языку, к Слову, к ученым-языковедам? 
Объясните лексическое значение слов филология, филолог. Каково происхождение этих заимствованных слов? К каким словарям можно обратиться за

Слайд 195. Запишите последнее предложение, объясните знаки препинания. Каких еще русских ученых

языковедов вы знаете? Подготовьте сообщение об одном из них, используя материалы учебников, справочников, “Энциклопедический словарь юного филолога “ и другую литературу.

6. Подберите синонимы к словам бережно, самозабвенно.

7. Найдите в тексте однокоренные слова, разберите их по составу. 

8. Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение орфографии и пунктуации. Выберите из текста материал для разных видов разбора.
 
5. Запишите последнее предложение, объясните знаки препинания. Каких еще русских ученых языковедов вы знаете? Подготовьте сообщение об

Слайд 20 Запишите текст. Определите его тему, основную мысль.

Мы часто обращаемся3

внутренним своим взором Пушкину. Он вместе все 1, чем живет человек, в пределы6 своей блистательной6 поэзии…
… Я хочу напомнить и себе и другим писателем тот пушкинский великий закон мастерства5, следование которому навеки2 соединят сердце писателя с сердцем его народа 4.Закон этот прост. Пушкин сказал:
…Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
( К. Паустовский).
Запишите текст. Определите его тему, основную мысль. Мы часто обращаемся3 внутренним своим взором Пушкину. Он вместе

Слайд 21Как вы понимаете слова: «… обращаемся внутренним своим взором к Пушкину»?

Подберите синоним к словосочетанию внутренний взор.

2. Прочитайте ряд синонимов: выдающийся, крупный, большой, замечательный, видный, незаурядный, недюжинный, блестящий, блистательный, яркий.
Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд? Какими из этих слов можно было бы заменить слово блистательный (во втором предложении)?

3.Считаете ли вы, что именно прилагательное блистательный особенно ярко характеризует поэзию Пушкина и выражает отношение к ней?

4. Придумайте несколько предложений со словами – синонимами к слову выдающийся на тему «Пушкин. Его поэзия». Можно включить несколько синонимов в одно предложение, в котором эти слова будут использоваться в качестве однородных членов, создавая градацию. Например: Это был замечательный, яркий, блистательный талант.
Как вы понимаете слова: «… обращаемся внутренним своим взором к Пушкину»? Подберите синоним к словосочетанию внутренний взор.2.

Слайд 225. Объясните знаки препинания, которые используются при цитировании поэтического текста. Подберите

синонимы (в том числе контекстуальные) к глаголу сказал.

6.Выучите пушкинские строки наизусть, напишите их по памяти.

7.Составьте схемы сложных предложений. Напишите изложение с элементами сочинения («… обращаемся внутренним своим взором к Пушкину»! )
 
 
5. Объясните знаки препинания, которые используются при цитировании поэтического текста. Подберите синонимы (в том числе контекстуальные) к

Слайд 23Группировка поэтических текстов :
Тексты, обучающие выразительному чтению.

II. Тексты с элементами анализа

художественно-изобразительных средств.

III. Тексты с элементами лексико-фонетического анализа.

IV. Тексты с элементами синтаксического анализа.

V. Тексты – сопоставления разных редакций стихотворения.

VI. Тексты – комментарии к стихотворениям.

VII. Сочинение по заданному началу.
Группировка поэтических текстов :Тексты, обучающие выразительному чтению.II. Тексты с элементами анализа художественно-изобразительных средств.III. Тексты с элементами лексико-фонетического

Слайд 24Прочитайте стихотворение-песню Булата Окуджавы. Определите тему, основную мысль этого поэтического текста.

В какой ситуации уместно прочитать наизусть, спеть эти строки?

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты-
ведь это все любви счастливые моменты.
 
Давайте горевать и плакать откровенно
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью-
поскольку грусть всегда соседствует
С любовью.
 
Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,-
тем более, что жизнь короткая такая.
Прочитайте стихотворение-песню Булата Окуджавы. Определите тему, основную мысль этого поэтического текста. В какой ситуации уместно прочитать наизусть,

Слайд 251. Объясните значение слов комплимент, высокопарный, злословье, потакать. В каком значении

эти слова употребляются в стихотворении Б. Окуджавы? Как влияет на изменение значения слова контекст?
Контекст - (книжн.) законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова и фразы. (От лат. Contextus - тесная связь, соединение.)

2. Запишите второе четверостишие, подчеркните наречие как члены предложения.
Наречия со значением состояния (слова состояния) всегда являются сказуемыми в безличных предложениях.

3. Выучите стихотворение наизусть, запишите по памяти. Проверьте свою запись. (Можно организовать взаимопроверку.)
 
 
1. Объясните значение слов комплимент, высокопарный, злословье, потакать. В каком значении эти слова употребляются в стихотворении Б.

Слайд 26 Прочитайте стихотворение Николая Рубцова, написанное в 1967 году.

Понаблюдайте за использованием в нем предложений, различных а) по цели высказывания б) по эмоциональной окраске в) по составу грамматической основы г) по числу грамматических основ.
Ночь на родине Высокий дуб, глубокая вода, Спокойные кругом ложатся тени, И тихо так, как будто никогда Природа здесь не знала потрясений. И тихо так, как будто никогда Здесь крыши сел не слыхивали грома. Не встрепенется ветер у пруда И на дворе не зашуршит солома.
Прочитайте стихотворение Николая Рубцова, написанное в 1967 году. Понаблюдайте за использованием в нем предложений,

Слайд 27И редок сонный коростеля крик. Вернулся я - былое не вернется. Продлится пусть

хотя бы этот миг, Ну, что же - пусть хоть это остается, Пока еще не ведома беда, И так спокойно двигаются тени, И тихо так, как будто никогда Уже не будет в жизни потрясений. И всей душой, которую не жаль Всю потопить в таинственном и милом, Овладевает тихая печаль, Как лунный свет овладевает миром.
 
 
 
 
 
И редок сонный коростеля крик. Вернулся я - былое не вернется. Продлится пусть хотя бы этот миг,

Слайд 281.Найдите в тексте ключевые слова. Обратите внимание на употребление повторяющихся слов,

оборотов, однокоренных слов, «тихо, как, как будто, никогда» 3 раза «Спокойные тени» «и так спокойно двигаются тени» «природа здесь не знала потрясений»- первая строфа, «уже не будет в жизни потрясений»- предпоследняя строфа; «овладевает светлая печаль», «лунный свет овладевает миром», «вернулся», «не вернётся»; «душа» - 2 раза; союз «и» -8 раз, «пусть» -2раза…

2.Какие слова употребляются в переносном значении?

3.С помощью каких языковых средств (фонетических, лексических, грамматических) создается образ тишины, покоя ( а так же противопоставленный ему образ. Который связан с такими словами, как гром, потрясение, крик, ветер, беда)?
1.Найдите в тексте ключевые слова. Обратите внимание на употребление повторяющихся слов, оборотов, однокоренных слов, «тихо, как, как

Слайд 294. Чтобы глубже понять стихотворение «Ночь на родине», попробуем «рассмотреть его

в более широком контексте», т.е. в сопоставлении, в сравнении с другими произведениями Н.Рубцова, с текстами других авторов. Перечитайте стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя Родина». Понаблюдайте за употреблением в нём повторяющихся ключевых слов тихая, тихо. Можем ли мы сделать вывод, что образы тишины, покоя, связанные с восприятием русской природы, родины, являются ключевыми во всей поэзии Рубцова (см., например стих. «Зимняя песня», «Душа хранит», «Над вечным покоем», «Что вспомню я», «Старый конь», «Деревенские ночи» и др.).

5. Подготовьтесь к письму по памяти.

6. Словарный диктант:
Н..когда, (не)знала, (не)слыхивали, (не)встрепенётся,(не)зашуршит, (не)вернётся, (не)трогает, (не)будет, (не)жаль, сон(?)ый, лун(?)ый, таинствен(?)ый,(как)будто, хотя(бы), что(же).
 
 
4. Чтобы глубже понять стихотворение «Ночь на родине», попробуем «рассмотреть его в более широком контексте», т.е. в

Слайд 30Сочинение по заданному началу

.
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Пушкин

присутствует и будет присутствовать в нашей жизн_, как весна... Помню, в каком зале говорил о «веселом им_ни Пушкин» невеселый Блок: это было в доме на улиц_, которая теперь называется Некрасовской. Блок читал стихи тогда так, как(будто) они давно написа(н, нн)ы или высече(н, нн)ы на камне, а он произносит уже прежде известное, но сохр_не(н, нн)ое. Он не во_вышал голоса, делал небольшую паузу перед моментом рифмы. Рифма ощущалась как подтверждение дикции.
(В. Шкловский)
Сочинение по заданному началу. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.Пушкин присутствует и будет присутствовать в нашей

Слайд 31 Напишите небольшое сочинение по данному началу. Началом — зачином

текста может быть предложение, в котором содержится цитирование высказывания В. Шкловского о Пушкине. Нетрудно заметить, что в этом предложении сформулирован тезис, и если вы будете создавать текст-рассуждение, то следует привести ряд доказательств, подтверждающих мысль, выраженную в начале текста.
Напишите небольшое сочинение по данному началу. Началом — зачином текста может быть предложение, в котором

Слайд 32Литература:
1.  А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова «Русский язык Грамматика. Текст.

Стиль речи». Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2002 г.
2.  А. И. Горшков «Русская словесность. 10 -11 классы. От слова к словесности». Учебник для общеобразовательных учреждений, «Дрофа», М., 2002 г.
3.  М. П. Вербовая, О. М. Головина, В. В. Урнова «Искусство речи», М., Искусство, 1977 г.
4.  С. И. Ожегов, Н. Ю. Щведова Толковый словарь русского языка, М., Азбуковник, 2003 г.
5.  Под ред. Молоткова Фразеологический словарь, М., Русский язык, 1978 г.
6.  А. С. Пушкин Сочинения в 3 томах, М, Художественная литература, 1985 г.
7.  Пушкин в воспоминаниях современников, С-Пб., академический проект, 1998 г.
8. Произведения поэтов.
Литература:1.  А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова «Русский язык Грамматика. Текст. Стиль речи». Учебник для 10 –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть