Презентация, доклад на тему Дидактический материал к уроку литературы в 6 классе Басня И.И.Дмитриева Муха

Содержание

Цель:помочь понять мораль и художественные особенности И.И.Дмитриева «Муха»; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях

Слайд 1Басня И.И.Дмитриева
«Муха»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ
Автор презентации:

Печказова Светлана Петровна,
учитель литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Басня И.И.Дмитриева «Муха»ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕАвтор презентации: Печказова Светлана Петровна,учитель литературы МБОУ «Лицей

Слайд 2Цель:
помочь понять мораль и художественные
особенности И.И.Дмитриева «Муха»;
подчеркнуть общечеловеческие нравственные


ценности, утверждаемые в баснях
Цель:помочь понять мораль и художественные особенности И.И.Дмитриева «Муха»; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях

Слайд 3Иван Иванович Дмитриев
(1760 - 1837)
10 сентября (21 н.с.) 1760 г.

родился в селе Богородское в Казанской (позднее Симбирской) губернии в старинной и богатой дворянской семье.

1760-1774 гг. получал домашнее образование, которое продолжил в частных пансионах Казани и Симбирска.

1774 г. отправлен родителями в Петербург на военную службу, определён в полковую школу Семеновского гвардейского полка.

1787-1796 гг. Служба в армии, участие в войне со Швецией, продвижение по карьерной лестнице.

1796 г. вышел в отставку в чине полковника.

1806 г. сенатор,
1810 г. министр юстиции, активно выступает против злоупотреблений при чинопроизводстве,
1816 г. председатель комиссии для пособия потерпевшим от нашествия неприятеля.

Последние годы жизни прожил в Москве, окруженный уважением общества, как один из лучших писателей своего времени и как заслуженный государственный деятель.

3 октября (15 н.с.) 1837 г. умер в Москве, похоронен на Донском кладбище .

Иван Иванович Дмитриев (1760 - 1837)10 сентября (21 н.с.) 1760 г. родился в селе Богородское в Казанской

Слайд 4Творческий путь
Н.И.Новиков
Н.М.Карамзин
И.И.Дмитриев
Дмитриев начал сочинять стихи в семнадцатилетнем возрасте и

тогда же начал печататься. Первые его поэтические опыты обратили на себя внимание крупнейшего просветителя XVIII века, видного журналиста и издателя Н.И.Новикова.
Ободрённый похвалой известного литератора, Дмитриев стал серьезно заниматься литературным творчеством, внимательно изучать поэзию своих предшественников, особенно М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, М.М.Хераскова, самостоятельно штудировать труды по теории литературы. Поэт несколько раз посылал в журнал Н.И.Новикова «Санкт-Петербургские Учёные Ведомости» свои стихи, но они не имели особого успеха, поэтому на время оставляет это занятие.
В 1790 г. Н.М.Карамзин начинает издавать «Московский журнал», и Дмитриев отдает туда всё написанное в последние годы. Его сказка «Модная жена» принесла ему литературную известность. Большой успех имело и стихотворение «Голубок». Карамзин писал: «Твои пьесы нравятся умным читателям».
Творческий путьН.И.Новиков Н.М.Карамзин И.И.ДмитриевДмитриев начал сочинять стихи в семнадцатилетнем возрасте и тогда же начал печататься. Первые его

Слайд 5Басни Дмитриева
Написал 80 басен:
Его басни стали новым словом в развитии

жанра русского басенного повествования. Рассуждая в них по поводу общечеловеческих недостатков, поэт призывает своих читателей довольствоваться тем, что они имеют и не роптать на судьбу

«Орёл и Змея», «Два Голубя», «Искатели Фортуны», «Желания», «Летучая рыба», «Кот, Ласточка и Кролик», «Лев и Комар», «Муха» и др.

Басни Дмитриева Написал 80 басен:Его басни стали новым словом в развитии жанра русского басенного повествования. Рассуждая в

Слайд 6Вспомним теорию литературы
литературный жанр; стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического

характера.

БАСНЯ –

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ БАСНИ:

Герои- обычно животные.
Построена как диалог.
Краткость (лаконизм).
Афористичность языка.
Использование просторечной речи.
Изобразительно- выразительные приёмы: аллегория, постоянные эпитеты, олицетворение.
Обязательная мораль.

краткое заключение, в котором разъяснена основная поучительная мысль басни (иногда она находится в начале басни).

МОРАЛЬ –

Вспомним теорию литературылитературный жанр; стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.БАСНЯ – ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ БАСНИ: Герои-

Слайд 7Басня И.И.Дмитриева «Муха»
Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха

у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — Мы пахали!»

От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
Басня И.И.Дмитриева «Муха»Бык с плугом на покой тащился по трудах;А Муха у него сидела на рогах,И Муху

Слайд 8Рассуждаем о прочитанном
Из чьей жизни взят сюжет для басни?
Что вам известно

о тяжёлом труде сельского пахаря?

Опишите главных героев басни. Каким читатель видит Быка?
Что делает Муха?

Благодаря каким словам мы узнаём, что трудился только Бык?

Какое выражение в басне является многозначным?

О каком человеке можно сказать «крылатые слова» мухи «Мы пахали»?

Как вы понимаете мораль этой басни?

Рассуждаем о прочитанномИз чьей жизни взят сюжет для басни?Что вам известно о тяжёлом труде сельского пахаря?Опишите главных

Слайд 9Рассуждаем о прочитанном
Муха представляется большой зазнайкой, которая рассуждает о том, как

она устала, при этом ничего не сделала.

Есть люди, подобные героине басни И.И.Дмитриева, которые не сделав ничего стоящего и полезного, рассуждают о том, сколько сил и времени они потратили.
Наблюдая за работой других, они верят, что сами работают и при этом очень устали.

Баснописец порицает людей, которые, будучи бездельниками, мнят себя великими тружениками.

Рассуждаем о прочитанномМуха представляется большой зазнайкой, которая рассуждает о том, как она устала, при этом ничего не

Слайд 10Рассуждаем о прочитанном

Рассуждаем о прочитанном

Слайд 11Басни Дмитриева и Крылова
Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера

двух различных школ.
Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею.
Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает..

П.А. Вяземский

И.И.Дмитриев

И.А.Крылов

Подчеркните те места в высказывании, которые характеризуют басни Дмитриева.

Подтвердите или опровергните мысль Вяземского о том,
что Дмитриев-художник.

Басни Дмитриева и Крылова Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью

Слайд 12ДА/НЕТ :
1) Мораль басни заключена в словах: «Мы пахали».
2) Дмитриев высмеивает

в басне бездельников, которые мнят себя великими тружениками

3) Бык и Муха повстречали на пути другого Быка.

4) Муха трудилась на поле вместе с Быком.

5) Бык - настоящий труженик, уставший в трудах и еле бредущий домой.

6) Дмитриеву не нравится , что Муха приписывает себе равные с Быком заслуги.

7) После своих слов Муха задумалась.

8) Муха искренне верит, что она трудилась.

9) Дмитриев даёт верную характеристику Мухе, считая её большой зазнайкой.

10) Баснописцу удалось убедить читателя в лживости пустых слов Мухи.

ДА/НЕТ :1) Мораль басни заключена в словах: «Мы пахали».2) Дмитриев высмеивает в басне бездельников, которые мнят себя

Слайд 135
Как вы оцениваете
свои знания?

5Как вы оцениваете свои знания?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть