Слайд 1Что такое причастие
Дидактический материал к урокам
Слайд 2 1) Объясните, что обозначает схема «прич. + сущ.». Как
найти определяемое слово, т. е. имя существительное, от которого зависит причастие?
2) Нужен ли для анализа причастия вопрос: от какого слова образовано?
3) Как определить глагол, от которого образовано причастие?
4) Приведите примеры причастий. Охарактеризуйте признаки прилагательного и глагола.
Повторим теорию
Слайд 3Найдите «лишнее» слово.
Разоблаченный, витринный, колючий, пережженный, безветренный, оснащенный.
Слайд 4Объяснить, чем отличаются словосочетания.
Кипящая вода — кипучая натура. Летящий лист
— летучий газ. Лежачий камень — лежащий человек. Висячий замок — висящий светильник. Горящий костер — горючие слезы.
Слайд 5Причастный оборот
В чем разница: освещенный дом; освещенный фонарем; ярко освещенный ?
К
любому причастию подберите зависимое слово и определяемое: выросшее, увиденный, сломанное.
Итак, причастный оборот — это причастие + зависимое слово.
На улице, ярко освещенной солнцем, было пустынно.
Какой?
Слайд 6Выполните упражнение 407.
Распределите словосочетания на две группы:
причастие + существительное;
причастие + существительное.
Слайд 7Знаки препинания при причастном обороте
Прич. оборот
Прич. оборот
,
,
На улице ярко освещенной
солнцем было пустынно.
На ярко освещенной солнцем улице было пустынно.
Какой?
Какой?
,
,
Слайд 8Замените, где можно, сложные предложения предложениями
с причастными оборотами, выделите их необходимыми знаками препинания.
1) Наступил день, которого мы давно ожидаем. 2) Жизнь, которая прошла без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания. (Н. Лесков) 3) Книги я брал в городской библиотеке, которую основал еще А. П. Чехов. (К. Паустовский) 4) Ум, когда он направлен на одно отрицание, бледнеет, сохнет. (И. Тургенев) 5) Крупный дождь, который успел прибить пыль, но не успел навести грязь, перестал. (В. Солоухин) 6) Нет слаще покоя, чем тот, что покупается трудом. (А. Чехов) 7) Завтра мы должны были соединиться с ополченцами, что шли нам навстречу. (В. Драгунский) 8) По всей террасе разливался зеленый полусвет, от которого лица женщин сразу побледнели. (А. Куприн)
Слайд 9Тест
Расставьте недостающие запятые.
1) Чистые зеркала воды (1) брошенные в яркую зелень
(2) то (3) переливались на солнце, то замирали (4) облитые (5) тенью.
1)1,2,3 2)1,2,4,5 3)1,2,4 4)1,4
Расставьте недостающие запятые.
Мы увидели (1) хлопья снега (2) лениво падающие с неба (3) и угрюмый лес (4) наполненный (5) голубоватым светом.
1)2,3,4 2)1,2,3,4,5 3)3,5 4)1,4,5
Слайд 10Проверь себя!
Чистые зеркала воды брошенные в яркую зелень
то переливались на солнце, то замирали облитые тенью.
то = то = ●
Мы увидели хлопья снега лениво падающие с неба и угрюмый лес наполненный голубоватым светом.
,
,
,
Прич. оборот
,
,
,
,
Прич. оборот
,
,
,
,
Прич. оборот
, и
Прич. оборот
,
●
- -
- -
Слайд 11
Знаки препинания
при причастном обороте
В отрывках из стихотворений С. Есенина
выделить причастные обороты, объяснить знаки препинания.
1) Мне тоскливо и скучно и жалко
Неуютно камин мой горит
Но измятая в книжке фиалка
Всё о счастье былом говорит.
2) Хочу концы земли измерить
Доверясь призрачной звезде
И в счастье ближнего поверить
В звенящей рожью борозде.
Слайд 12
Знаки препинания
при причастном обороте
Проверь!
1) Мне тоскливо, и скучно, и жалко,
Неуютно камин мой горит,
Но измятая в книжке фиалка
Всё о счастье былом говорит.
2) Хочу концы земли измерить,
Доверясь призрачной звезде,
И в счастье ближнего поверить
В звенящей рожью борозде.
Слайд 13
Знаки препинания
при причастном обороте
В отрывках из стихотворений С. Есенина
найти причастные обороты, объяснить знаки препинания.
3) Всё легче звон прилипший на копытах
То тонет в воздухе то виснет на ракитах
И лишь волна потянется к звезде
Мелькают мухи пеплом по воде.
4) За горами за жёлтыми дóлами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее пóлымя
И обвитый крапивой плетень.
Слайд 14
Знаки препинания
при причастном обороте
Проверь!
3) Всё легче звон, прилипший на
копытах,
То тонет в воздухе, то виснет на ракитах,
И лишь волна потянется к звезде,
Мелькают мухи пеплом по воде.
4) За горами, за жёлтыми дóлами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес, и вечернее пóлымя,
И обвитый крапивой плетень.
Слайд 15
Знаки препинания
при причастном обороте
В отрывках из стихотворений С. Есенина
найти причастные обороты, объяснить знаки препинания.
5) Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зелёная на розовой печи.
Кого-то не и тонкогубый ветер
О ком-то шепче, сгинувшем в ночи.
6) Тихий отрок чувствующий кротко
Голубей целующий в уста –
Тонкий стан с медлительной походкой
Я любил в тебе моя мечта.
Слайд 16
Знаки препинания
при причастном обороте
Проверь!
5) Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зелёная на розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
6) Тихий отрок, чувствующий кротко,
Голубей целующий в уста, –
Тонкий стан с медлительной походкой
Я любил в тебе, моя мечта.
Слайд 17
Знаки препинания
при причастном обороте
Задание: найдите и выделите причастный оборот и
определяемое слово, поставьте, если нужно, запятые.
1) В середине прошлого века в Новгороде учёные нашли берестяные грамоты написанные без единой капли чернил.
2) Буквы на бересте процарапаны тщательно заострённым писалом.
3) Новгородцы в древности буквально ходили по грамотам брошенным на землю.
4) От брошенного в грязь современного бумажного письма вскоре не останется даже следа а берестяные письма уцелели.
Слайд 18
Знаки препинания
при причастном обороте
Задание: найдите и выделите причастный оборот и
определяемое слово, поставьте, если нужно, запятые.
1) Ветер дувший с моря всё время усиливался.
2) Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре ветра.
3) Мыс возвышающийся над поверхностью озера был похож на утюг.
4) Вся изрытая глубокими колеями дорога шла тёмным хвойным лесом.
Слайд 20Действительные и страдательные
причастия
Вот что прочитал король Причастие:
«Указ
его Величества короля Глагола.
Повелеваю! В причастиях образованных от глагола … писать суффикс -ущ (-ющ), а в причастиях образованных от глаголов … спряжения и имеющих в 3-м лице множествен…го числа окончания … писать суффикс -ащ (-ящ)».
Задумалось Причастие… Не знает, как выполнить короле…ский указ.
Итак, вам предстоит сейчас помочь причастию выполнить королевский указ. Для этого спишите текст указа, вставив необходимые орфограммы и пунктограммы, а также ту информацию, которая была потеряна.
Выделите причастные обороты и объясните постановку знаков препинания в них.
Устно перестройте текст так, чтобы причастные обороты не обособлялись.
Слайд 21Проверь себя!
Шум, стоящий в зале;
окончания, заикающиеся от волнения;
неразбериха, царящая в королевстве
Причастия;
страдающие родственники и друзья;
король, советующийся с приближёнными;
послы, терпящие бедствие;
гонцы, отправляющиеся к Причастию;
бурный поток, разделяющий границы;
вода, размывающая слова;
король, читающий указ;
не понимающее что делать Причастие.
на построение причастий
Строят –
Клеят –
Держат –
Моют –
Сеют –
Затевают –
Затмевают –
Колют –
Гонят –
Видят –
Слышат –
строящий
клеящий
держащий
моющий
сеющий
затевающий
затмевающий
колющий
гонящий
видящий
слышащий
Слайд 23
Сложные предложения перестройте так,
чтобы в них появился причастный оборот.
Герои, которые участвуют в сказке, придуманы автором.
Поток, который преграждает дорогу, мешает гонцам выполнить приказ короля.
Король вынес решение, которое устраивает всех.
Причастию, которое не может выполнить царский указ, помогли Ученики.
Во всех ли предложениях возможна замена? Если нет, то почему?
Вспомните, какие категории глагола мы должны учитывать при образовании действительных причастий настоящего времени.
Слайд 24Домашнее задание
Составьте продолжение сказки или отдельные предложения, используя данные материалы:
гонцы, борющиеся
со стихией;
колеблющийся в выборе ученик;
человек, надеющийся на свои знания;
дети, знающие правило;
помогающие Причастию шестиклассники;
закономерность, соблюдающаяся без исключения.
Слайд 25Вставьте пропущенные буквы,
выделите суффиксы причастий.
Кол…щая боль, развева…щиеся знамёна, та…щий снег, се…щий дождь, бор…щийся народ, ль…щаяся м…лодия, зявис…щий, кле…щий, колебл...мые ветром.
Слайд 26От данных глаголов образуйте все возможные причастия.
Увидеть, слышаться, дать, дремать, колоть.
Проверь
себя!
Увидеть – увидевший, увиденный;
слышаться – слышащий, слышавший, слышимый, слышанный;
дать – дающий, давший, даваемый, данный;
дремать – дремлющий, дремавший;
колоть – колющий, коловший, колотый).
Слайд 27Вставить гласные (ПО ВАРИАНТАМ):
1 вариант
2 вариант 3 вариант
Слайд 28Морфологическая разминка
Найдите среди суффиксов те, которые...
1) могут быть только у причастий;
2)
могут быть только у прилагательных;
3) могут быть и у прилагательных, и у причастий.
а) -ящ- б) -н- в) -ин- г) -енн- д) -т- е) -онн- ж) -ш- з) -нн- и) -ян-
Придумайте причастие или прилагательное с каждым суффиксом. Запишите, указывая часть речи и выделяя суффикс.
Образуйте устно все возможные формы причастий от глаголов летать, мыть, исследовать. Охарактеризуйте эти причастия.
Слайд 29Тучи неспешно сбегали с синего неба усеянного мерцавшими звёздами.
(Прост.,
повеств., невоскл., распр., с прич оборотом.
усеянного
Грамматический разбор
,
,
Прич. оборот
.)
Слайд 30
Буквы Н и НН в причастиях
Объяснить устно написание
н или нн в словах (часть речи, форма, суффикс):
станционный, длинный, зажжённый, высказанный, торжественный, утренний, окрашена, туманна, выучена, серебряный, песчаный, бесценная, усечённый, нарисованный, оловянный.
Слайд 31Выписать в два столбика слова с н или нн,
указать части речи, обозначить суффиксы.
Мы вошли в лес, который был освещён лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, поражённые яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Берёзы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клёны, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но и на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окружённая деревянным выкрашенным масляной краской забором.
Слайд 32Из двух предложений сделать одно, заменив глагол во втором предложении причастием.
1)
Облачко превратилось в тучу. Туча постепенно охватила полнеба.
2) На мысе виднелась палатка. Мыс возвышался над поверхностью моря.
3) Улица заканчивалась недавно выстроенным домом. Дом выкрасили в зелёный цвет.
Слайд 33Проверь себя!
Выделите и проверьте окончания причастий, расставьте нужные запятые, объясните написание
-нн- в словах последнего предложения.
1) Облачко превратилось в тучу, постепенно охватившую полнеба.
2) На мысе, возвышающемся над поверхностью озера, виднелась палатка.
3) Улица заканчивалась недавно выстроенным домом, выкрашенным в зелёный цвет.
Слайд 34
Записать предложения, образовав от глагола причастия с -нн- в суффиксе.
Эти
предложения взяты из произведений А. Пушкина.
1) Владимир ехал полем (пересечь) глубоким оврагом .
2) У крыльца стояли (оседлать) кони.
3) Последняя туча (рассеять) бури! Одна ты несёшься по ясной лазури.
4) Здесь увидел Михаила Пущина (ранить) в прошлом году.
5) Волосы у Веры гладко (причесать).
Слайд 35
Есть четыре условия различения причастий и отглагольных прилагательных.
Отглагольное прилагательное
НЕТ
1)
2) зависимое слово
3)
4) от глагола
совершенного вида
Причастие
ЕСТЬ
Если выполняется хотя бы одно условие – перед нами причастие.
н
нн
Слайд 36
Повторяем правило
Объясните, почему так написаны слова:
дарованный, навеянный, слоёный, вклеенный,
вклеен, бешеный, серебряный, оловянный, туманна.
Слова для запоминания (записать):
нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, нечаянный, медленный, желанный, священный, смышлёный.
Объясните, в чём особенность этих слов.
Слайд 39Диктант с самопроверкой
Раненый, оловянный, нежданный, ветреный день, кованый, израненный, неслыханный,
желанный, священный, деревянный, смышлёный, раненный в руку, маринованный, масляное пятно, масленый блин, ветряной двигатель.
Слайд 40Написание НЕ с причастиями
Закончите предложения (письменно):
1) Если причастие в полной форме
одиночное, то оно с не написано …
2) Если есть причастный оборот, в нём причастие с не написано …
3) Если причастие не употребляется без не, оно написано с не …
Запишите примеры, иллюстрирующие эти правила.
Слайд 41
Графическое объяснение
написания не с причастиями.
Слайд 42Проверяем тест
1 вариант
2 вариант
Слайд 43Проверяю себя!
Не знаю, небольшой, вовсе не трудный, неправда, ещё не решенная
задача, ещё неспелые ягоды, не вымыто, не была, не учимся, несозревшая, нелетавший, не прочитана, не желающий думать ученик.
Объясните написание слов.
Слайд 44Объяснительный диктант
Не исправленная вовремя ошибка, невспаханное поле, несжатая рожь, неуспокоившееся море,
незабываемое впечатление, нескошенный луг, не отмечена, неприятель не обнаружен, телефон не отремонтирован, калитка не закрыта, не написанное к сроку сочинение, вовсе не далёкий (это не причастие, хорошо, если обратили внимание), некрашеный забор (тоже прилагательное, пишется так же), дорожки не выровнены, ещё не окрепший после болезни, нерасколотый орех, не нашедший дороги, непогасший костёр, не рассчитанной на непогоду.
Слайд 45
Диктант «Проверяю себя»
Не знаю большего удовольствия, чем идти по незнакомой дороге
к лесному озеру. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится в голове. Вот доносится тревожный крик неуснувшей птицы или неопределённый звук, напоминающий голос.
Слайд 46Повторение
Причастия
Проваренный суп
Зажаренный барашек
Разлинованный лист
Подкованный скакун
Сваренный борщ
Заданный вопрос
Испечённый картофель
Вымощенный кафелем пол
Перепуганный ребёнок
Разорванный
рукав
Затопленное селение
Заштопанные носки
Нескошенные травы
Ободранное лицо
Запутанный ответ
Закопчённая кастрюля
Высушенное бельё
Вытканная скатерть
Истолчённый порошок
Прилагательные
Багряный закат
Бесчисленное множество
Подлинное искусство
Племенной скот
Глиняная посуда
Дискуссионный вопрос
Осенняя погода
Песчаная отмель
Мочёные яблоки
Путаные ответы
Сушёные грибы
Длинная очередь
Дровяной склад
Журавлиный клин
Оловянный солдатик
Земляной пол
Каменный дом
Карманные часы
Кожаная куртка
Распределительный диктант
Слайд 47Объяснительный диктант
ущ - (-ющ -), -ащ - (-ящ -): тратят –
тратящий деньги, стелют – стелющийся туман; бреют – бреющийся по утрам; вертят – вертящиеся колёса; клокочут – клокочущее море; моют – моющий порошок; спеют – спеющий виноград; машут – машущий рукой; репетируем – репетируемая песня; рекомендуем – рекомендуемая книга; репетируем – репетирующий песню; дремлют – дремлющий в тишине; колют – колющий орехи; мучат – мучащий вопросами; плещутся – плещущиеся в ванне малыши; хлопочут – хлопочущая хозяйка, возрождаем – возрождающий, затеют – затеявший спор, лают – лающая собака; зависят – зависящий от обстоятельств.
Слайд 48Постановка знаков препинания
при причастных оборотах
Нет слаще покоя, покупаемого трудом (А. Чехов). Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет (Л. Толстой). На мост поднимались вялые, изнемогающие от жары люди (Н. Островский). За кормой развевался просвеченный солнцем бело-сине-красный торговый флаг (В. Катаев). Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны (К. Паустовский). Мы вышли на маленький дворик, мощённый белыми плитами (И. Гончаров). Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный жёлтыми листьями, слегка серебрился осенней изморозью (А. Чехов). К рукописи был приколот листок бумаги, исписанный от руки (К. Паустовский). Открывающаяся из-за деревьев река блестящей лентой вьётся в зелёных берегах (Л. Толстой).