Презентация, доклад на тему Дидактический материал к урокам по теме Деепричастие в 6 классе

Содержание

О происхождении термина Деепричастие В этом термине нам знакома вторая часть, а что же обозначает 1-я? Её мы тоже можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к

Слайд 1Деепричастие
Дидактический материал
к урокам

ДеепричастиеДидактический материалк урокам

Слайд 2 О происхождении термина
Деепричастие
В этом

термине нам знакома вторая часть, а что же обозначает 1-я? Её мы тоже можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаем, что термин
«деепричастие» возник в XVΙΙ веке,
состоит их 2-х частей (де + причастие)
и объяснить его можно как причастность к действию.
Действительно, эта форма глагола обозначает в предложении добавочное действие глагола,
а по грамматическим признакам эта форма похожа на наречие, так как не изменяется.

О происхождении термина  Деепричастие      В этом термине нам знакома вторая

Слайд 3Деепричастие – самостоятельная часть речи (особая форма глагола)
Обозначает добавочное действие, имеет

признаки
 
 
глагола наречия
- вид: нес. (действие не закончено) - не изменяется
наст. вр + - а -, -я - (дыша, глядя) - в предложении является
- вид сов. (действие закончено) обстоятельством
нач. форма + - в (вздремнув)
- вши (размахнувшись)
- ши
- учи, - ючи
буд. вр. простое + - а, - я
- возвратность (скрывая – скрываясь)
- сходные вопросы (Что делать? Что делая?)
- управление зависимым падежом
покрасить (что?) пол
покрасив (что?) пол

Деепричастие – самостоятельная часть речи (особая форма глагола)Обозначает добавочное действие, имеет признаки  

Слайд 4Обратим внимание и запомним!
Вопросы и суффиксы деепричастий:
Что делая?

Как? – а -, - я -.
Что сделав? Как? – в, - вши -, -учи - (-ючи-).
Подпишите к ним слова-примеры.

● Не с деепричастиями пишется так же, как с глаголами. То есть раздельно!
Не зная. Но: негодуя.
Запишите 3 своих примера.


Обратим внимание и запомним!Вопросы и суффиксы деепричастий:   Что делая? Как? – а -, - я

Слайд 5Из приведенных ниже слов записать только деепричастия.
Шумел, шумевший, шумя, зашумев, зашумела,

шумящий; играючи, заигравшийся, играю, играя, выиграв, игрушки, заигранная.
Обратим внимание и запомним!
Деепричастия не изменяются, а значит, не имеют окончаний!
выиграв
Разберите по составу другие деепричастия.
Из приведенных ниже слов записать только деепричастия.Шумел, шумевший, шумя, зашумев, зашумела, шумящий; играючи, заигравшийся, играю, играя, выиграв,

Слайд 6Деепричастный оборот
Запишите предложение. Прочитайте его, соблюдая паузы.
Удачно приземлившись, парашютист

огляделся вокруг.
Найдите деепричастие. Докажите.
Найдите зависимые от него слова. Деепричастия употребляются вместе с зависимыми от него словами. Как бы вы, по аналогии с причастным оборотом охарактеризовали деепричастный оборот?
Какими членами предложения он является?
Что можно сказать о знаках препинания?

Деепричастный оборотЗапишите предложение. Прочитайте его, соблюдая паузы. Удачно приземлившись, парашютист огляделся вокруг.Найдите деепричастие. Докажите.Найдите зависимые от него

Слайд 7Знаки препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях
д. об.

_._._._._


,


Д. об. _._._._._


,


,


д. об. _._._._._


,


.


дееприч. _._._._._._


,


,


Дееприч. _._._._._._


,


дееприч. _._._._._._


.


,


Подберите примеры, иллюстрирующие все случаи постановки знаков
препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.

Знаки препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях д. об.

Слайд 8Объяснительный диктант (проверка)
Дедушка ясно, сознательно улыбнулся, показав дёсны, и проговорил что-то

тихо… (В. Катаев)
Левинсон простоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал ещё быстрее (А. Фадеев).
Давыдов долго бежал, держась за грядушку саней, пытаясь согреть ноги, потом вскочил в сани и, притаившись, задремал (М. Шолохов).

Объяснительный диктант (проверка)Дедушка ясно, сознательно улыбнулся, показав дёсны, и проговорил что-то тихо… (В. Катаев)Левинсон простоял немного, вслушиваясь

Слайд 9Правописание НЕ с деепричастиями
Словарный диктант (проверка)
Негодую,

не ликовать, не сходиться, не работает, зуб неймёт, недосолить суп, не боится, не горит, не ест, не забывай, не сходили, не дышит, не говорили.
Вспомните правила правописания НЕ с глаголами.
Прочитайте § 45.
Сделайте вывод о правописании НЕ с деепричастиями.

Правописание НЕ с деепричастиями Словарный диктант (проверка)    Негодую, не ликовать, не сходиться, не работает,

Слайд 10Правописание НЕ с деепричастиями
р а з д е л ь н

о
(не делая, не запирая, не выбирая)

сл и т н о
если без НЕ не употребляется
(негодуя, недоумевая)

Правописание НЕ с деепричастиямир а з д е л ь н о  (не делая, не запирая,

Слайд 11Выписать деепричастия, заменить их деепричастиями с не.
Тяпка

– мой симпатичный пёс. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. На зелёной шелковистой опушке леса, поражая своей чернотой, виднеются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извиваясь между камней, течет ручей. Тяпка пьёт из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к земле, кусок кем-то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек длинный, капроновый чулок. Течение, листая размокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрёпанные остатки веника. Кто и зачем принёс всё это сюда?
Выписать деепричастия, заменить их деепричастиями с не.    Тяпка – мой симпатичный пёс. Гуляя с

Слайд 12 Выписать слова с НЕ, объяснить правописание.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли,

печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит огонь рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова…
С. Есенин

Выписать слова с НЕ, объяснить правописание. Отговорила роща золотаяБерёзовым, весёлым языком,И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют

Слайд 13Проверяю себя
Не подвергай осмеянию недостатки и слабости других, помни, что насмешки

боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете. Соблюдай меру в иронии, остри, не оскорбляя достоинства другого, помни, что острота хороша лишь на серьёзной основе.
В какой фразе есть глагол с не, а в какой встретилось деепричастие с НЕ?
Как написано деепричастие с НЕ?
Проверяю себяНе подвергай осмеянию недостатки и слабости других, помни, что насмешки боится даже тот, кто уже ничего

Слайд 14Проверь себя!
Князь пошёл, забывши горе, сел на башню и на море

стал глядеть он… (А. Пушкин)
В чешуе как жар горя, идут витязи четами, и, блистая сединами, дядька впереди идёт и ко граду их ведёт (А. Пушкин)
На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь, перед зеркальцем своим перемолвилася с ним (А. Пушкин).
Но невеста молодая, до зари в лесу блуждая, между тем всё шла да шла и на терем набрела (А. Пушкин).
Ей навстречу пёс, залая, прибежал и смолк, играя. (А. Пушкин).
Объяснить постановку знаков препинания.

Проверь себя!Князь пошёл, забывши горе, сел на башню и на море стал глядеть он… (А. Пушкин)В чешуе

Слайд 15Образование деепричастий
Основа гл. наст вр. + - а - (-я -)

= деепр. несов. вида;

основа инфинитива + - в - = деепр. сов. вида;

основа инфинитива + - вши - = деепр. сов. в.;

основа инфинитива + - ши - = деепр. сов. вида.
Дополните опорный конспект
примерами.

Образование деепричастийОснова гл. наст вр. + - а - (-я -) = деепр. несов. вида;основа инфинитива +

Слайд 16Образуйте все возможные деепричастия

от глаголов:

проводить, поднять, шлёпать, волноваться, размечтаться, уважать, чихнуть, читать, поблагодарить, отгреметь, греметь, состариться, заботиться, желать, увидеть, пожелать;
бегут, пекут, стерегут, влекут, пьют, шьют, ткут, врут, жмут.
Сделайте вывод о том, от всех ли глаголов могут образовываться деепричастия несовершенного вида.


Образуйте все возможные деепричастия        от глаголов:проводить, поднять, шлёпать, волноваться, размечтаться,

Слайд 17Проверь себя!
Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал,

изредка только покрякивая.
Тарантас въехал во двор, шурша колёсами по крапиве, и, вздрогнув, остановился.
В небе неподвижно стояли ястребы, распластав крылья и устремив глаза свои в траву.
Объяснить постановку знаков препинания.


Проверь себя!Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая.Тарантас въехал во двор,

Слайд 18 Раскройте скобки, образовав деепричастия, запишите предложение, не забудьте про знаки препинания.
Марафонец

(завоевать) первое место получил приз за волю к победе.
Прыгуны в высоту (не иметь) в этом сезоне ни одного поражения надеются стать чемпионами мира.
Моя подруга напряжённо (тренироваться) изо дня в день стала известной гимнасткой.

Раскройте скобки, образовав деепричастия, запишите предложение, не забудьте про знаки препинания. Марафонец (завоевать) первое место получил

Слайд 19Повторение пройденного. Запиши слова с НЕ:
(не) подготовив доклада, (не) зная правила,

(не) чувствуя опасности, (не) думай о плохом, идти (не) спеша, (не) жалеет сил, (не) замеченная учителем ошибка, вовсе (не) большой объём, (не) страшась (не)погоды, (не) говоря лишних слов, маршрут (не) продуман.

Повторение пройденного.  Запиши слова с НЕ:(не) подготовив доклада, (не) зная правила, (не) чувствуя опасности, (не) думай

Слайд 20Проверь себя!
Не подготовив доклада, не зная правила, не чувствуя опасности, не

думай о плохом, идти не спеша, не жалеет сил, не замеченная учителем ошибка, вовсе не большой объём, не страшась непогоды, не говоря лишних слов, маршрут не продуман.

Проверь себя!Не подготовив доклада, не зная правила, не чувствуя опасности, не думай о плохом, идти не спеша,

Слайд 21Работа с текстом
Издалека увидели мы под сосенками в траве что-то жёлтое,

словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.
И точно – кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг неё, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.
Маслята были вполовину чайного блюдца, жёлтые и светло-жёлтые, а не то чтобы тёмно-коричневые и с белой плёночкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем не тронутые червяком. (В. Солоухин)
Какова тема и главная мысль текста?
Определите его стиль, докажите.
Какие типы речи характерны для текста?
Какой образ создаёт автор, описывая грибы?
Какие языковые средства помогают ему выполнить задачу?
Найдите предложение с деепричастием, запишите его.
Определите, какого вида деепричастие и как оно образовано.

Работа с текстомИздалека увидели мы под сосенками в траве что-то жёлтое, словно насорено ярких осенних листьев. Но

Слайд 22Грамматическое задание к диктанту
 
1. Выписать из текста деепричастия, показать способы их

словообразования.
2. Выполнить морфологический разбор данного деепричастия (с. 233)
1 вариант: смыв 2 вариант: спеша
3. Найти и выписать причастия, выделить их суффиксы.
4. Подчеркнуть причастные и деепричастные обороты как члены предложения (в тексте).

Грамматическое задание к диктанту 1. Выписать из текста деепричастия, показать способы их словообразования.2. Выполнить морфологический разбор данного деепричастия

Слайд 23Давайте прочитаем отрывок стихотворения А. С. Пушкина и посмотрим, какую роль

в нём играют деепричастия.

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса…
Или, не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов.

Давайте прочитаем отрывок стихотворения А. С. Пушкина и посмотрим, какую роль в нём играют деепричастия. Улыбкой ясною

Слайд 24 Попробуйте определить роль деепричастий в отрывке из поэмы А. Т. Твардовского

«Василий Тёркин».

И, усевшись под сосной,
Кашу ест, сутулясь.
«Свой?» - бойцы между собой, -
«Свой!» - переглянулись,
И уже, пригревшись, спал
Крепко полк усталый,
В первом взводе сон пропал,
Вопреки уставу.
Привалясь к стволу сосны,
Не щадя махорки,
На войне насчёт войны
Вёл беседу Тёркин.

От каких глаголов образованы деепричастия?

Попробуйте определить роль деепричастий в отрывке из поэмы А. Т. Твардовского

Слайд 25Улыбнёмся ошибкам. Исправим их.
Подъезжая к станции и глядя на природу, у

меня слетела шляпа. (Шляпа подъезжала и глядела?)
На катке всегда весело, хотя покатавшись, болят ноги. (Ноги катались?)

Деепричастие и глагол относятся к подлежащему – это правило! Нарушение ведёт к речевым ошибкам.

Улыбнёмся ошибкам. Исправим их.Подъезжая к станции и глядя на природу, у меня слетела шляпа. (Шляпа подъезжала и

Слайд 26Повторение изученного о причастии и деепричастии Деепричастие имеет признаки
глагола
Вид:

несов. в. наст. вр. + - а - (-я-)
сов. в. н.ф. гл. + -в-, -ши,-вши
Возвратность (умывая – умываясь)
Управление падежом существительного:
покрасив (что?) пол
Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

наречия

1) неизменяемость
2) в предложении является обсттоятельством.
3) можно задать вопрос как? каким образом?

Повторение изученного о причастии и деепричастии  Деепричастие имеет признакиглаголаВид:   несов. в. наст. вр. +

Слайд 27Раскрой скобки.

Раскрой скобки.

Слайд 28Проверь себя!

Проверь себя!

Слайд 29Запишите предложения, объясните в них постановку запятой или её отсутствие.
1) Я,

повернувшись, тихо вышел из комнаты.
2) Воробьи, объединившись в стаи, устроили настоящее побоище.
3) Открыв окно, я посмотрел в сад.
4) Часто, вспоминая прошлое, она тяжело вздыхала.
5) Мастер радовался, видя результаты своего труда.
6) Ребёнок, не умея объяснить мир, многое понимает и чувствует.
7) Она стояла, повернувшись к окну и всхлипывая.

Запишите предложения, объясните в них постановку запятой или её отсутствие. 1) Я, повернувшись, тихо вышел из комнаты.2)

Слайд 30Запишите предложения, объясните в них постановку запятой или её отсутствие.
8) Хозяин,

храня праздничное настроение и радуясь веселью, слушал гостей.
9) Он брал себя в руки, а спустя некоторое время начинал волноваться опять.
10) Он молча повесил пальто на вешалку.
11) Сторож спал сидя.
12) Она слушала затаив дыхание.
13) Одна из девушек пела не переставая.
14) Он бросился очертя голову на улицу.
15) Нужно работать не покладая рук.

Запишите предложения, объясните в них постановку запятой или её отсутствие.8) Хозяин, храня праздничное настроение и радуясь веселью,

Слайд 31Описание места
Описание – это изображение какого-либо явления действительности, предмета,

лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном стиле характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном стиле акцент делается только на самые яркие детали.
Описание места  Описание – это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его

Слайд 32Описание места
«данное»

«новое»

местоположение предметы
где? что?
 
наречие и существительное
существительное с предлогом
 
Описание места    «данное»

Слайд 33Описание места (упр. 569)







«данное» в описании места


близко
недалеко
невдалеке
на окне
поблизости
вблизи
возле
справа
около
дальше
в нескольких шагах
на окне
около

двери
тут же

«данное» в повествовании


затем
после этого
попозднее
через некоторое время
через час
немного позже
наконец

Описание места (упр. 569)«данное» в описании местаблизконедалеконевдалекена окнепоблизостивблизивозлесправаоколодальшев нескольких шагахна окнеоколо дверитут же«данное» в повествованиизатемпосле этогопопозднеечерез некоторое

Слайд 34Описание места
Местоположение предметов:

прямо против входной двери, с левой стороны от входа, около стола, перпендикулярно к нему; справа, посредине стены; сейчас же возле входной двери направо.

Описание местаМестоположение предметов:              прямо

Слайд 35 ЗАДАНИЯ
1. Представьте себе, что вы впервые пришли в гости или приехали

в чужой город. Все кругом новое, незнакомое. Вы окидываете взором то, что открылось перед вами. Если бы вам понадобилось рассказать о том, что увидели, высказывание какого типа речи вы стали бы создавать? Почему?
 2. Когда нам в жизни приходится создавать описание места?
 3. Прочитайте текст упр. 732. Найдите в нем слова, которые называют предметы и место их нахождения.
 4. Какие слова представляют собой «новое»? Укажите «данное» в этом тексте.
 5. Чем описание места отличается от описания предмета?
 

ЗАДАНИЯ 1. Представьте себе, что вы впервые пришли в гости или приехали в чужой город. Все

Слайд 36 ЗАДАНИЯ
6. Какие из данных слов могут быть использованы как «данное» в

описании места? Затем, близко, недалеко, после этого, невдалеке, поблизости, через час, возле, справа, позже, около, дальше, в нескольких шагах, немного попозже, на окне, около двери, тут же.
7. Удачно ли, на ваш взгляд, подобраны глаголы в данном тексте? Исправьте недочеты, объясните.
Перед школой возвышается одноэтажный деревянный дом. За ним красуется обычное школьное здание. За школой раскинулся небольшой сад.
8. Составьте описание помещения (упр. 733), пользуясь памяткой.
 

ЗАДАНИЯ 6. Какие из данных слов могут быть использованы как «данное» в описании места? Затем, близко,

Слайд 37 Как составить текст – описание места, помещения
1. Приступая к созданию текста,

помните, что в данном типе речи предметы называются, а не характеризуются.
2.Чтобы избежать повтора-недочета в обозначении «данного», используйте самые распространенные языковые средства: близко, около, рядом, по соседству, невдалеке, возле, справа, слева, направо, налево, напротив, сзади, дальше, около двери, под окном, тут же, там же и т. п.
3.Связующим звеном между «данным» и «новым» являются глаголы со значением наличия. Запомните, что в разных стилях речи они различны.
а) в деловом стиле они обеспечивают точность высказывания, поэтому используйте глаголы, указывающие только на наличие предмета: находится, имеется, расположен, располагается.
б) в художественном стиле пользуйтесь глаголами, «рисующими» предмет, т.е. создающие образность, эмоциональность: тянется, раскинулся, приютился, прячется, спускается. Также вместо глаголов используются причастия и прилагательные.
Как составить текст – описание места, помещения 1. Приступая к созданию текста, помните, что в данном

Слайд 38Как составить текст – описание места, помещения
4. Выбирая порядок слов в

предложении, учитывайте следующее:
а) если при описании помещения вы ставите цель: рассказать о предметах обстановки, то сначала называется место (где?), а потом - предмет (что?).
б) если цель: обратить внимание на состояние помещения, то сначала называется предмет (что?), а потом место (где?).
в) если вас не интересует, где именно расположен предмет, «данное» вообще можете опустить.
5. Не забывайте о точке обзора – месте, откуда будете вести описание.

Как составить текст – описание места, помещения4. Выбирая порядок слов в предложении, учитывайте следующее:а)	если при описании помещения

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть